• Архив

    «   Октябрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31      

Детские музыкальные инструменты: развиваем чувство ритма!

В соответствии с принципами вальдорфской педагогики, ритм является насущной потребностью человека вплоть до периода полового созревания (то есть в течение 2 первых семилетий). Неважно, разделяют ли родители эти принципы, или нет, любой ребенок активно демонстрирует этот факт, ведь как только начинает звучать музыка, дети обычно начинают двигаться в такт. В той или иной степени это сохраняется и в более позднем возрасте. Детям такое движение приносит огромное удовольствие, повышает настроение, всегда вызывает смех, поэтому не столь важно, каких принципов педагогики придерживается семья - музыка должна звучать в любой семье, где есть ребенок, и как можно чаще. Согласно некоторым исследователям, прослушивание ритмичной музыки положительно влияет на развитие когнитивных способностей мозга, что, видимо, связано с тем, что дети интуитивно пытаются уловить взаимосвязи, логику ритма и высоты звуков, и запомнить эти взаимосвязи. Также, дети обычно хотят сами принять участие в воспроизведении музыки, и просто чудесно, если у вас найдется, чем вместе постучать, подудеть, потрещать и поскрипеть. Сегодня мы поговорим о выборе музыкальных инструментов для детей.

Ритм – основа вальдорфской педагогики. Ритм – это залог развития нервной системы, профилактика, например, заикания. Развитие чувства ритма чрезвычайно важно для развития нервной системы в целом и речи в частности. Для того, чтобы помочь правильному его развитию, при выборе музыкальных игрушек или инструментов для ребенка достаточно руководствоваться 3 принципами.

1) Простота
В любом детском магазине можно обнаружить множество вариантов музыкальных игрушек. Очень часто родителям кажется, что чем больше разных качеств и свойств имеет игрушка, тем лучше. Уж если дудка или барабан, то непременно с электронными звуками и аранжировкой. Это не очень правильное, на мой взгляд, мнение. Естественно, такая детская игрушка открывает самые разные возможности для ребенка. Но такое разнообразие может привести к дезориентации малыша. Обилие электронных световых и звуковых эффектов сбивает ребенка с толку, нарушает чувство ритма, портит слух, мешает сосредоточиться. А самое главное - такая игрушка не будет способствовать его активной самостоятельной деятельности. Для ребенка, особенно в дошкольном возрасте, важно понимать простейшую причинно следственную связь ("подул - заиграла", "постучал - услышал звук";) и иметь возможность отработать эти связи множество раз. Практический опыт приобретается путем многократного отрабатывания цепочки "попытка-событие-обратная связь-исправление-успех", и для этого необходимо, чтобы у игрушки был минимум функций. Если дудочка - то просто дудочка, в которую нужно подуть, чтобы извлечь звук. Итак, принцип номер 1 - простота.

2) Разнообразие звучаний
Что касается разнообразия самих игрушек, то очень желательно, чтобы в арсенале ребенка были игрушки с самыми разными вариантами звуков: стук, треск, скрип, стрекот, и так далее. Соответственно, хорошо, когда есть духовые, перкуссионые, струнные инструменты или аналогичные игрушки. И уж совсем хорошо, если у ребенка есть именно настоящие инструменты, на которых он может сам играть. Это могут быть и флейты, и трещотки, и манки, и ксилофоны, и многое другое. Такое разнообразие звуков поможет речевому развитию, ведь именно из подобных звуков ребенок формирует первые речевые подражания. И конечно, поможет развитию чувства ритма и любви к музыке. Принцип номер 2 - разнообразие звучаний.

3) Безопасность
Ну и наконец, не менее важный принцип номер 3 - это безопасность и надежность. Нежелательно наличие мелких деталей, ведь дети очень увлекаются во время игры на инструментах, в том числе и дети старше 3 лет, поэтому инструментов с мелкими деталями все же лучше избегать. Надежность и устойчивость к внешним воздействиям от неосторожного обращения - весьма важный момент, не всегда легко достижимый, если мы говорим о настоящих инструментах. Но результат всегда стоит затраченных усилий :)
Кстати, прослушивание музыки является прекрасным моментом и для мультисенсорного развития. Поговорите с ребенком о том, что каждая мелодия имеет свой эмоциональный окрас, и предложите пофантазировать, какого цвета какая из мелодий, а также, какая из них теплее, а какая - холоднее. Результат Вас наверняка удивит.
Играйте с удовольствием!
Музыкальные инструменты, особенно любимые в нашей семье, я собрала вот тут:



Игровой шелк: один за все игрушки.



Игровой шелк пришел к нам в обиход из вальдорфской системы воспитания, где он занимает особое место, особенно в ее дошкольной части. По своему опыту могу сказать, что даже если у вас вообще нет игрушек, но есть несколько лоскутов игрового шелка - любая игра может быть организована в считанные минуты. И сегодня я готова поделиться своим опытом и наблюдениями.

1) Что такое игровой шелк (вдруг кто-то не знает :))?
Игровой шелк представляет собой набор лоскутов натурального шелка квадратной или прямоугольной формы. Оптимальный размер - 100 на 100 см для квадрата и от 150 см в длину для прямоугольника. Шелк натуральный, с обработанными краями, часто - окрашенный вручную. Цвета спокойной вальдорфской гаммы, без "кислотных" и кричащих оттенков, отражающие природную палитру. Цвета подбираются таким образом, чтобы каждый цвет мог что-то символизировать в игре: зеленый - лес, синий - море, серый - горы или замок, и так далее (здесь все определяется воображением вашим и ваших детей). Могут быть и неоднотонными, а с плавным переходом цвета. Количество лоскутов в наборе - любое, но оптимально иметь от 5 штук разных цветов, чтобы хватило на разные образы.



2) Чем уникален игровой шелк?
Игровой шелк является прекрасным игровым атрибутом благодаря тому, что сочетает в себе сразу несколько уникальных свойств:
- Помогает мультисенсорному развитию, поскольку обеспечивает ребенку новые тактильные ощущения одновременно с цветовым восприятием.
- Универсален, может применяться в качестве костюмов, декораций театра, счетного материала, для игр на развитие моторики и воображения.
- Натурален, благодаря своим природным свойствам не только не вызывает аллергии, но и способствует профилактике кожных заболеваний и простуд. Прочный, не электризуется.
3) Как играть с игровым шелком? Примеры игр.
- для самых маленьких:
Игра в прятки: спрятав свое лицо под шелком, стягиваете платок за один угол и произносите "ку-ку!". Эта игра неизменно вызывает интерес, хихикание, агукание и массу положительных эмоций, и подходит уже с первых дней, одновременно помогая ребенку научиться концентрировать взгляд на лице взрослого. Подросший ребенок будет с удовольствием прятаться под платком сам.

- в качестве декораций для кукольного театра.
При наличии игрового шелка, экран, сцена и другие специальные приспособления для театра становятся не нужны. По нашему с детьми опыту, это очень облегчило процесс разворачивания и сворачивания театра - стоит достать и развернуть на диване/полу/столе лоскуты шелка, и театр готов! А если еще и напевать при этом, например, "Сказка, приходи, мы хотим тебя послушать!" - то это быстро превратится в ритуал, настраивающий детей, например, на отход ко сну. Итак, в виде декораций зеленый шелк служит прототипом леса, синий или голубой - моря, коралловый и розовый подскажут, что действие происходит весной, охра и золото определят осень, красный станет прообразом огня, и так далее, и так далее. Простота использования очень мотивирует детей на сочинение и постановку собственных сказок, прекрасно развивая навыки режиссерской игры.
- в качестве материала для натурального счета.
Здесь очень уместно задействовать осязание, предложив, например, такую игру: ребенок закрывает глаза, на левую и правую руку или ногу (или на все сразу) ему повязывается разное количество лоскутов, задача - определить, сколько где завязано. Еще вариант - предложить ребенку поделить цвета на теплые и холодные, или темные и светлые, и пересчитать цвета в каждой группе.
- в качестве костюмов.
С использованием шелка нужного цвета легко и быстро дети (или родители, или куклы :)) превращаются в пиратов, царей, рыцарей, принцесс, путников, драконов, и так далее - список безграничен.
- для игр на развитие воображения.
"Представь, что..." Завернувшись в зеленый лоскут, ребенок представляет, что он - деревце. Тянет ручки-веточки высоко к небу, шумит кроной, разговаривает с соседними деревцами. Привечает птичек, красиво расцветает весной. И так далее. Проговаривается это самим ребенком или вами вместе. В Оранжевом лоскуте он - солнце, в красном - цветок, фантазируйте вместе!
- для моторного развития.
Лоскуты шелка полезно включать в сенсорные дорожки, как расслабляющий элемент. Если вы не практикуете использование таких дорожек, можно просто разложить лоскуты на полу на расстоянии друг от друга и совершать прыжки или бег по ним/через них.
- для опытов и наблюдений.
Шелк поможет закрепить понятия веса и сопротивления, например, на таком опыте: стоя на столе одновременно кидаете вниз лоскут шелка и резиновый мяч, обсуждаете, что упало раньше, с каким звуком, почему так произошло.
- для игр на цветовосприятие.
Возьмите кусочек шелка одного цвета и поищите дома или на улице предметы, наиболее ему соответствующие по цвету. Обсудите, что цвет может меняться в зависимости от освещения. Что цвета бывают теплые и холодные, темные и светлые (попросите разделить все лоскуты на эти группы). Попросите назвать настроение, соответствующее каждому цвету. Для детей постарше - выложите картину из лоскутов и сфотографируйте на память. Фантазируйте вместе!
А еще можно выкладывать из шелка буквы и карту мира, делать из него мячики и плести косички, и многое, многое другое. Этот игровой материал действительно безграничен в возможностях использования!

В нашей семье, если мы куда-то собираемся поехать, то обычно берем с собой несколько лоскутов шелка и маленький сундучок с деревянными героями сказок - и этого достаточно для долгого интересного времяпрепровождения :)

Выбрать и заказать шелк можно ТУТ.

Желаю вам увлекательных игр!

Окситоцин. Не совсем по теме, зато про любовь.

Поговорим про окситоцин? Тема эта вызывает мой личный пристальный интерес
еще со времени родов, ведь этот гормон - главный "дирижер" процесса,
и очень интересно разобраться, что же это за чудо такое.

Порывшись на зарубежных сайтах, я нашла много интересного,
чем и поделюсь, приведя в тексте ссылки на первоисточники.

Окситоцин принято называть "гормоном любви и доверия" или "молекулой нравственности". Его влияние на ход родов, налаживание грудного вскармливания и пробуждение материнского инстинкта трудно переоценить. Однако многие современные исследования показывают, что чудесные свойства окситоцина отнюдь не ограничиваются благотворным влиянием в родах и при грудном вскармливании. О том, какую роль этот гормон играет в повседневной жизни, и не только молодых мам, мы и поговорим.
В каких ситуациях вырабатывается окситоцин?

Гипофиз синтезирует его во время оргазма, а также, когда нам делают массаж, мы обнимаемся, прижимаемся друг к другу. Также, вероятно, окситоцин вырабатывается во время молитв и медитации. Даже продолжительный зрительный контакт с человеком, которого мы любим, вызывает выработку этого "гормона любви". При этом его выработка идет по своеобразной спирали - чем больше мы доверяем, например, человеку с которым обнимаемся, тем больше гормона вырабатываем, и тем сильнее начинаем доверять партнеру. Такая вот самодостаточная система. Окситоцин вырабатывается и у мужчин, но в гораздо меньших количествах, чем у женщин, поскольку тестостерон является его антагонистом.

Степень влияния окситоцина на наше поведение просто невозможно переоценить. Исследования показывают, что он делает нас более нравственными и великодушными, снижает агрессию и жестокость, увеличивает эмпатию, способность к состраданию, навыки социальной адаптации, помогает справляться со стрессами, а согласно некоторым источникам - даже выходить из депрессии. Некоторые исследователи даже смещают акцент на более глобальный уровень и отводят окситоцину роль хранителя стабильности общества. Интересно, что несмотря на то, что в отличие от адреналина или допамина, прилив которых мы обычно можем ощутить чисто физически, повышение уровня окситоцина так отчетливо нами не ощущается, оно незамедлительно сказывается на нашем поведении - в лучшую сторону.

Интересно также, что пониженный уровень окситоцина обнаруживается в плазме крови аутичных детей, чему в последние 15 лет посвящено множество исследований. В свою очередь, у взрослых аутистов, повышение уровня этого гормона помогает улучшить понимание ими эмоциональной окраски речи, что позволяет надеяться на возможное участие окситоцина в лечении аутизма в будущем. Кроме того, хорошо изучен факт благотворного влияния окситоцина при лечении наркомании, поскольку он снижает страстную тягу к чему бы то ни было и в целом оказывает на больных успокаивающее действие.

При это нужно упомянуть, что окситоцин имеет другую весьма интересную особенность, которая в принципе следует из эпитета "гормон любви" - чтобы его получать, нужно отдавать взамен - как и саму любовь. Это означает, что мы можем совершать поступки, вызывающие выработку окситоцина у других, но не у себя. Но, вызывая у других людей выработку окситоцина, мы также вызываем у них желание сделать для нас что-то приятное в ответ, что, в свою очередь, поможет нам получить свою порцию чудесного гормона :) Вот такая хитроумная задумка природы. Исключение составляют единичные физические методы самовоздействия, например - грубый массаж сосков в родах, который вызывает выработку окситоцина, но мы говорим о повседневной жизни, и поэтому сосредоточимся на более естественных и приятных моментах.


Столь благотворное влияние на психику и поведение человека делает окситоцин идеальным средством натуропатии, помогающим сохранить здоровье, а значит и прекрасный внешний вид, и в целом стать более счастливыми - исключительно естественными методами.

Итак, положительное влияние волшебного гормона окситоцина на наше поведение и самочувствие очевидно, остается понять, какими способами можно повысить уровень окситоцина у окружающих и, как следствие, у себя?


Вот лишь некоторые примеры:
- обниматься
- знакомиться с новыми людьми, просто так
- не бояться выглядеть глупыми, пусть это вызовет улыбку окружающих
- поделиться с соседом по столу едой из своей тарелки
- танцевать!
- сходить в кино
- удивить кого-нибудь подарком
- сыграть музыку с кем-то вместе
- целоваться
- петь хором
- сделать кому-то массаж
- общаться с домашними животными
- прогуляться с приятелем
- не полениться написать письмо благодарности за услугу или поступок, которые нам принесли радость
- прощать тех, кто был как нам кажется с нами несправедлив
- медитировать по 10 минут в день, фокусируясь на сострадании

Каждый из нас может дополнить этот список еще парой десятков своих любимых способов, и будет просто прекрасно, если мы поделимся ими друг с другом. :)
Мира и любви вам!

Про иммунитет детский и не очень.

Здравствуйте! :)
Первый свой пост хочу посвятить не-медицинскому рассуждению на тему иммунитета. Не-медицинскому, потому что я совсем-совсем не доктор. Я - мама. А родительство тем и занимательно, что в разные его моменты мы учимся быть и докторами, и учителями, и кем угодно, если это нужно для благополучия наших семей. Так вот, как любая мама, я просто обязана быть трижды ответственной в вопросах здоровья: за себя и за тех двух парней, которых мне еще растить и растить. На помощь нам, родителям, в сложных вопросах приходят логика и интуиция, вторая - штука сложная, хоть часто и незаменимая, но в серьезном вопросе иммунитета давайте обратимся к первой помощнице - логике.

Итак, давайте рассуждать логически. На данный момент мы имеем такие кусочки картины-паззла под названием "Здоровье":
1) стремительный рост онко-заболеваемости среди детей и взрослых.
2) в целом рост заболеваемости детей, сейчас уже даже официальные источники признают, что абсолютно здоровых школьников практически нет.
3) при этом, со всех сторон нам пропагандируют необходимость укреплять иммунитет, с младенчества лечить каждый насморк иммуностимуляторами, пить иммуналы и арбидолы при каждом удобном случае, да еще и руки мыть с антибактериальным мылом, а пол и сантехнику - с хлор-содержащими химикатами, чтобы разогнать демонстрации зеленых бактерий с транспарантами, которые так наглядно показывает реклама.

И вот стимулируем мы иммунитет, стимулируем, а потом все равно болеем, ну как же так, нелогично получается, что же это такое, думаем мы, без лекарств наверное вообще бы уже умерли.
При более детальном рассмотрении этого вопроса, возникает другой - зачем нам так упорно насаждается предпосылка, что все мы будем болеть? Зачем каждую осень и весну мы слышим по 100 раз в день, что дети в рекламе болеют, взрослые болеют, и так далее? Ответ понятен, затем, чтобы болели и пили лекарства, ведь здоровый человек невыгоден никому, кроме своих близких. Мы фактически живем в поле болезни. Тот факт, что весной и осенью все болеют, а к 50 годам стареют, у большинства людей сам по себе не вызывает никаких сомнений, а поэтому надо ведь готовиться - заранее профилактироваться, встретить сезон болезней во всеоружии, в итоге все равно простыть, а уж в следующем году принять заранее ударную дозу иммуностимулятора. Замкнутый круг.

Давайте на пальцах разберемся как работает иммунитет. На пальцах, по-простому.
Возьмем здоровый новорожденный организм, который не принимает никакие лекарства и иммунные препараты. И вообще, в иммунитет которого никто не вмешивается. У него есть некие клетки, а вернее, цепочки клеток, каждое звено которых ответственно за защиту организма от определенной опасности. Например, противоопухолевое звено иммунного ответа ответственно за защиту от онкоклеток. Таких клеток в здоровом организме ежедневно образуется множество, и иммунные киллеры их убивают, а выделительная система продукты распада выводит из организма.

Так вот, живет этот организм, и по мере взросления сталкивается с различными бактериями, вирусами, прочими неприятностями. Мама и папа не только не вкачивают в него прививки и иммуналы с арбидолами, но и не злоупотребляют мытьем полов с хлоркой, а также кипячением посуды. И вот иммунитет взрослеет и мудреет вместе с организмом, набирается опыта, учится дифференцировать встреченные им в организме плохие клетки от хороших. Каждая простуда - это иммунный опыт, в результате нее появляются новые антитела, которые в будущем будут активно бороться с болячками. Организм учится также и варьировать количество иммунных клеток, в случае болезни - их становится больше. Что немаловажно, тренируется работа механизма распознавания "свой-чужой", с помощью которой иммунные клетки узнают своих "врагов". В какой-то момент времени приходится столкнуться и с более серьезными угрозами - например, бактериями, или онко-клетками, и здоровый иммунитет побеждает их легко и быстро. И бесплатно, хочу заметить.

А теперь рассмотрим обратную ситуацию. Организм растет, постоянно получая "поддержку" иммунитета. Иммуностимуляторы действуют понятным образом - увеличивают выработку иммунных клеток здесь и сейчас. И казалось бы, если их применять в нужный момент, то все хорошо. Простыл - простимулировал иммунитет - клеток стало больше - поправился. Но при этом угнетается самостоятельная выработка иммунного ответа - раз, в дальнейшем после приема стимулятора иммунитет имеет все шансы упасть - два. И есть еще три: иммунитет не тренируется, не получает нового "опыта". Остается на младенческом, можно сказать, уровне, при том, что с возрастом количество угроз возрастает и сами они становятся более серьезными. Тренировка иммунитета это единственная возможность подготовить его к встрече с таким грозными противниками, как онко-клетки, а эти встречи действительно происходят в наших организмах каждый день. И получается, что от простуд мы уберегаем себя и детей, а к серьезным атакам в итоге подходим безоружными.

Есть еще иммуномодуляторы - это другая история, такие средства не стимулируют выработку новых клеток, а модулируют имеющиеся, то есть встраивают в них недостающие звенья иммунного ответа. На таком принципе основаны серьезные препараты для лечения, в том числе, онко-заболеваний. Об этом не буду.
Мысль, думаю, ясна. Иммунитету надо давать трудиться. "Костыли" в виде иммунных препаратов лучше оставим тем, кто их придумал и продает. А тренировать иммунитет наш и наших детей можно и нужно абсолютно бесплатно.