Заставлять или не заставлять читать

Была у нас одна проблема. Вернее, я сначала считал это проблемой. Тимур знал все буквы, умел читать по буквам, но интереса к самостоятельному чтению не было. В садике в группе у них уже один или два человека сами читают книжки. Садятся и читают. Я в его возрасте тоже уже читал сам, в 6 лет меня в библиотеку записали, я сам ходил, выбирал книги и читал. А у Тимура нет мотивации. И меня это напрягало. Пробовали стихотворение учить «Как хорошо уметь читать». Пробовали читать вместе. Просил его почитать мне. Выбирал в букваре фразы покороче. Не хочет. А зачем, собственно? Папа истории рассказывает, мама книжку перед сном читает.

Потом в какой-то момент я это отпустил. Все, ведь, умеют читать, все научились. Ну хотя бы к окончанию школы-то точно все умели уже :) На какое-то время я совсем с чтением отстал. Продолжал истории рассказывать, книжки читать, но самого Тимура не просил читать. Постепенно на ум пришли три штуки, которые помогли с интересом к чтению.

1. Разные задания с буквами: ребусы, кроссворды, загадки. Читать тексты пока не хочет (или боится), а короткие задания с перестановкой и поиском букв, или отгадыванием кроссвордов делает с удовольствием. Ну, думаю, и ладно, лишь бы букв не пугался, а читал их и играл с ними. Хоть в коротком варианте, через игру, но слова читает. Интерес есть.

2. "Что там написано?" Тимур часто спрашивает, а что там написано. Едем на машине – что написано на знаке. В книжке начинаем новую главу – а как она называется. Пришла смс-ка – что пишут. На все такие вопросы у меня один ответ: "Попробуй сам прочитать". Интерес есть - сам читает.

3. Лобок Александр Михайлович. У него много всего интересного. Как-то я про его мастерские азартного чтения уже писал. Две практики из его мастерских пробовали делать с Тимуром. Первая – гадание по книгам. Отправляешь ребенка к книжной полке и просишь наугад выбрать книгу, потом открыть наугад, ткнуть пальцем и прочитать слово. Все, наверное, так делали сами, но на детях мы не пробовали. Самое интересное, когда он назавтра вечером приходит и рассказывает "Мне вчера было предсказание "камни таскать", так вот я на прогулке в садике их таскал, а потом вспомнил про предсказание. Работает, давай еще предскажем". Ну супер, иди за книжкой :)
Вторая практика – «дырчатое чтение». Это когда читаешь начало предложения «Жил-был царь, и вот однажды…» и молчишь, спрашиваешь у ребенка: «что произошло однажды?» Потом продолжаешь читать дальше, и через пару предложений или абзацев снова на полпути умолкаешь «что они ему сказали?». И так далее. Фантазия включается.

Играя так с книгами, буквами и словами, ребенок ко всему этому привыкает, у него начинает работать фантазия, появляется понимание, что книги можно самому держать в руках, самому читать, ему хочется почитать, интерес растет. И в какой-то момент он начинает читать сам. 1 и 2 пункты мы уже несколько месяцев в свободном режиме делаем, 3 пункт всего недели четыре делали время от времени. И вчера с удивлением обнаружил, что Тимур сидит и пытается читать сам. Пусть это пока комиксы в журнале, а не «Война и мир». Но сам взял в руки, сам открыл и сам читает.

Уж не знаю, насколько помогли эти практики. Не знаю, насколько помогло то, что не заставляли. Возможно, все сработало в комплексе. А возможно, все это ерунда, и он просто сам созрел :) Однако результат налицо.

Учить исподтишка

Есть такой доктор психологических наук Александр Лобок , он же автор книг по педагогике, автор игр, и прочая-прочая-прочая. В своих выступлениях он достаточно часто говорит, что если тема какая-то скучная, или еще по какой-то другой причине не идет, то можно подойти к ней сбоку, исподтишка. Заменить задачу «выучить» на какую-то другую. Например, с детьми обучение хорошо идет, когда ты не говоришь им: «давай я тебя научу читать все буквы», а говоришь «давай поиграем» и достаешь какую-нибудь игру типа Зверобуквы. Или пример из студенчества. Ты как бы не учишь историю России, а решаешь совершенно другую задачу – стараешься уместить восьмисотстраничный учебник на нескольких маленьких шпорах. При этом параграфы все равно читаешь, находишь в них самое главное, потом стараешься составить из этого главного короткий конспект, проговариваешь, как из короткого конспекта будешь развернуто рассказывать. Короче пишешь шпоры, а на самом деле учишь. Так подмена задачи выучить на какую-то другую, помогает все же выучить.

Самое интересное, что мы своим умом дошли до этого же, когда учили Тимура читать. Года в четыре Тимур уже знал почти все буквы. Мы поехали в отпуск, и я довольный такой купил букварь, думаю: «за отпуск научу ребенка читать». Ага, не тут-то было. Буквы знает, что такое слог понял, пальцем водит от буквы к букве, но слова читать не хочет. Я несколько раз подходил к нему с букварем, он пробовал, но потом отказывался. Провал :(

Пошли с другой стороны. Сначала играли в разные игры. Те же Зверобуквы, там названия животных читает. Кроссворды разные, слова находит, читает. Ребусы разгадывает, ответы сам пишет и читает. Из кубиков Зайцева всякие абракадабры составляем иногда, и опять сам читает. Про вывески, знаки, названия книг сначала спрашивал «Что там написано?», но получив несколько раз ответ «Прочитай сам», начал читать. Короче читать научился. Не по букварю, но научился.

Сейчас надо решать другие задачи. Научиться читать бегло – думаю, как бы исподтишка к этой задаче подойти. И вопрос с мотивацией на чтение пока открыт. Мама с папой читают и рассказывают разные истории, вроде пока хватает, зачем читать самому – непонятно. Тут тоже пока есть разные мысли, надо на практике пробовать. Тот же Александр Лобок проводит «Мастерские азартного чтения». Поищите на youtube. Правда, там больше для подростков, но все же для мелких можно некоторые вещи оттуда взять и немного переделать. Когда придумаем что-нибудь конкретное про мотивацию на самостоятельное и беглое чтение, напишу.