ТРИЗ. Противоречия

Недавно уже рассказывал про теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). В интернете нашел учебник ТРИЗ для детей в детском саду для детей 5 лет. На каждом занятии разбирается какой-то вопрос, потом он закрепляется в игровой форме. Например, на первых семи занятиях разбираются противоречия. Пусть они не называются "противоречия", но тем не менее, рассматриваются противоречия в размерах, в признаках, в количестве.

Все начинается с диалогов с вопросами.
– Комната она большая или маленькая? А для мышки она какая? А для слона?
– 10 конфет это много или мало? Для одного ребенка? А на всю группу?
– Солнце это хорошо или плохо? А если перегрелся на солнышке, а если дождя нет долго?

Ну и так далее. Главное, что дети выносят с таких занятий, это понимание, что одно и то же явление или вещь могут быть, как хорошими, так и плохими, как большими, так и маленькими, то есть могут иметь противоположные характеристики.

На следующих занятиях будут рассматриваться подсистемы, функции, и так далее вплоть до методов решения задач.

При этом, если у вас нет группы детей, а есть всего один ребенок, о можно эти же занятия немного переформатировать. Я выкинул игры, так как с одним ребенком в них не поиграешь, оставил только разговоры-диалоги. По пути в садик первые 7 занятий мы прошли дня за четыре. В первый день разбирали: конфеты, нож, свисток и другие предметы - это хорошо или плохо. Во второй: много - это хорошо или плохо, и что такое много и мало, большой и маленький. В третий: солнце и дождь и снег - это хорошо или плохо. В четвертый: искали отличия между зимой и летом.
Собственно если прочитаете учебник, то все станет понятно и так. Вопросы придумываются сами собой. В крайнем случае, можно просто зачитывать вопросы из учебника и обсуждать с ребенком ответы.

Самое главное для меня было не сорваться и не подсказать Тимуру самый главный вывод: что иногда одно и то же может обладать противоположными свойствами, смотря с какой стороны посмотреть. Вот прямо реально ловил себя на желании подсказать «Иногда хорошо, иногда плохо» и запрещал себе подсказывать. На первые вопросы Тимур отвечал быстро: «это хорошо, это много, это плохо». Где-то с третьего или четвертого вопроса стал отвечать немного подумав. Еще через пару вопросов выдал «Когда как, когда плохо, когда хорошо». Бинго! Сам дошел. И на следующий день на вопросы уже отвечал сначала «Когда как», а потом сам предлагал варианты. Ребенок молодец, и я молодец :) выдержал испытание, не подсказал. Ведь хочется побыстрее донести, хочется сразу научить, но все же будет лучше, если ребенок дойдет своим умом.

Так что читайте, спрашивайте и, главное, крепитесь. А мы будем потихоньку следующие занятия разбирать. Кому не хочется читать учебник, буду здесь понемногу рассказывать.

Про Репку и Теорию Решения Изобретательских Задач

Есть такая теория решения изобретательских задач – сокращенно ТРИЗ. В этой теории рассматриваются разные подходы к решению задач, когда надо что-то изобрести. Ставится задача, выводится противоречие, а потом используя разные приемы, находятся варианты решения. С одной стороны все по взрослому, можно решать серьезные технические задачи. С другой стороны, все это происходит достаточно легко и креативно. В интернете много ссылок на ТРИЗ, много книг, почитайте.

А недавно натолкнулся в интернете на ТРИЗ для детей, причем можно занятия проводить в игровой форме даже с детьми в детском саду. Понятно, что синхрофазотрон они не изобретут, и не придумают как увеличить сцепление автомобильных шин со льдом, но вот креативность и творческое мышление развить с помощью таких занятий можно.

Занятий много, прямо попадаются целые методические пособия на учебный год. Заданий разнообразных тоже много. А так как у нас сложилась традиция по пути в садик что-нибудь рассказывать, обсуждать, загадывать, то кое-что сразу и решил применить. Сразу два задания попробовали и время от времени играем уже недели две.

Первое задание. «Закончи сказку». Заранее выбирается сказка и на самом интересном месте что-то идет не так, и ребенку надо придумать свои варианты окончания сказки. Например, Посадил дед репку, выросла она большая, надо ее тянуть, а бабка, с внучкой и жучкой уехали в город на шопинг, и не вернулись. Что делать деду, кошке и мышке? Сходу накидали мне кучу решений:
- письмо бабке написать в город, чтобы вернулась
- надо трактор вызвать
- соседей позвать на помощь
- кошка всех котов со всей деревни позовет

Мой вариант отмели сразу как слишком грязный и у него оказался непрогнозируемый результат :) Я предложил подложить под репку динамит, а вокруг все поле заставить тазиками и ведрами. Динамит взорвется, репка разлетится на куски, куски взлетят в небо и потом попадают в тазики. Сказали, что земля тоже с репкой взлетит и куски репки в ведра упадут вперемешку с грязью.

Победил вариант Тимура: приставить такую трубу к репке, в доме установить и присоединить к ней пылесос, включить его, на том конце приделать двигающиеся ножи, и все это направить на репку – ножи будут резать репку, по трубе кусочки всасываются в дом, а там только подставляй тазики и кастрюли.

Еще мы так придумывали с ним варианты для красной шапочке. Охотников не было в лесу, и шапочка знала об этом. Тимур предложил вариант: взять что-нибудь тяжелое (например, кирпич), обмазаться чем-нибудь скользким, и с разбегу в пасть к волку запрыгнуть (главное проскользнуть по быстрому, чтобы не прикусил и не прожевал), внутри схватиться за какую-нибудь висюльку, раскачаться на ней и тяжелым кирпичом стучатся в стену, пока не пробьешь выход.

Теперь вот задача не просто сказку ребенку рассказывать, а вспоминать сказки, у которых можно как-нибудь концовки переделать. Опять я сам себе работу нашел, пошел сказки перебирать.