Календарь

Однажды мы с женой попали в вальдорфскую школу. Правда, в то время там не было ни занятий, ни детей, ни учителей, поэтому сам процесс мы не видели. Просто походили, посмотрели на обстановку.

В вальдорфских школах много интересного, но одна из главных особенностей заключается в том, что у них много завязано на циклы. Есть понятия «цикл года», «цикл недели», «цикл дня», и многие вещи учатся через цикличность. Кроме получения знаний, через цикличность прививается еще и дисциплина. Да много чего еще могут рассказать приверженцы этого подхода.

Так вот в этой школе я впервые увидел календари цикл года и цикл недели. Решил с Тимуром нарисовать такие дома. Начали с года. Начертил круг, разделил его на 12 месяцев. Сели рисовать. Обсудили, сколько времен года и какие цвета им соответствуют и почему. Тимур их раскрасил. Попробовали вспомнить, какие месяцы есть и к каким сезонам они относятся. Что-то он вспомнил, что-то нет. Так как в то время он еще не умел писать, я написал названия месяцев за него. Потом пошли по месяцам, вспоминали, что происходит в эти месяцы и Тимур рисовал это внутри соответствующих секторов. Так в июле у нас зреют ягоды, а в сентябре падают листья, в мае этого года он нарисовал пасхальное яйцо, а между декабрем и январем нарисовал новогоднюю елку. Календарь, конечно, отличается от оригинального, но у нас и не вальдорфская школа дома. Получилась вот такая красивая штука.

Теперь он у нас висит на стене в детской. И если Тимур вдруг забудет, какие месяцы осенние, а какие летние, или спросит: «а какой месяц идет за апрелем?», можно всегда ему ответить: «Сходи посмотри в своем календаре» :)

Пожиратели времени. Тайм-менеджмент. Часть четвертая

Иногда кажется, что весь день занят, весь день расписан, весь день что-то делаешь, а на интересные вещи, которые нравятся и приносят удовольствие, времени не хватает. Однако зачастую время можно найти. Час, два, а то и три. Каждый день. Достаточно вычислить пожирателей времени. Это такие дела, которые съедают массу времени, но смысл этого занятия непонятен, или время тратится без цели, и можно было бы его посвятить чему-то более интересному, творческому, полезному, приятному.

Вычислить пожирателей иногда просто, а иногда сложно. Помочь может простая и обычная фотография дня. Иногда достаточно просто оглянуться назад на день и понять, на что время-то потратилось, а иногда надо реально взять листок бумаги, часы и каждое дело записывать: пил чай 15 минут, ехал в метро 20 минут, смотрел сериал 40 минут. Только записывать надо честно и все подряд. Если «делал непонятно что 40 минут», то так и записать. В первый день, как правило, это не получается, многое не записываешь. Вечером подводишь итог – вроде бы не спал 16 часов, а по записям израсходовал всего 7, значит, остальные 9 просто не записал. На второй день уже записываешь подробнее, на третий еще подробнее. Поэтому фотографию лучше делать несколько дней.

Как правило, основные пожиратели времени – это дорога, ожидание, интернет, телевизор. Этого «добра» достаточно в жизни практически каждого современного человека. И с ними, как правило, можно что-то сделать.
Сделать можно одно из трех – отказаться в пользу чего-то более интересного и приятного, совместить, планировать заранее.

Вот несколько примеров.
У меня сразу нашлось два главных пожирателя, не пришлось фотографию дня делать. Это были телевизор, дорога.
По этой причине отказался от телевизора давно, уж и не помню сколько лет назад. Понял, что в моей жизни ничего особо не изменится, если я откажусь от просмотра фильмов, сериалов и новостей каждый вечер. Сразу такая масса времени высвободилась.
В дороге можно читать или слушать книги. До этого жаловался постоянно, что времени на чтение на хватает, а тут сразу нашлось 2 часа в день на чтение. Прочитал Анну Каренину и Братьев Карамазовых и много чего еще.
Потом через какое-то время появилось еще время ожидания, пока ребенок заснет. Так получилось, что старший почти до 5 лет засыпал, только если я был рядом. Почему и как так получилось – отдельная история, но оно было так. Приходилось каждый вечер по 15-45 минут сидеть или лежать рядом с ним. Ну ладно, сначала поболтали 5 минут, но остальное время лежишь в темноте и тишине. При этом еще надо постараться не заснуть. Так время ожидания тоже превратилось во время чтения или просмотра чего-нибудь интересно-полезного на ютубе.

Если закапываться подробнее, и делать точную фотографию рабочего дня, то можно найти еще массу времени, и еще есть масса способов, кроме перечисленных здесь. Опять же, кому очень надо, можете почитать любую книжку про тайм-менеджмент. Но это если надо.
В какой-то момент, я понял, что я не робот, и планировать, совмещать, эффективно использовать все время не хочу, а то получается, что вроде бы занимаешься чем-то полезным, читаешь, слушаешь, саморазвиваешься, а жизнь проходит мимо. Так года через три постоянного слушания аудиокниг, я в какой-то момент перестал их слушать, когда хожу пешком по городу. Раньше чуть только пять минут надо прогуляться по улице, сразу наушники в уши воткнул – идешь, слушаешь. Сейчас хожу без наушников, смотрю по сторонам, на людей, птичек слушаю. Не надо превращать борьбу за эффективность в фетиш, и стараться всего себя оптимизировать и забить все время под завязку. Какой-то здравый смысл должен быть во всем этом. И про удовольствие от жизни забывать тоже не надо. Мы же не роботы.

Цели и большие сроки. Тайм-менеджмент. Часть третья

С задачами понятно. Большие слоны едятся по частям, плавающие задачи на неделю ставятся, задачи на день тоже. Все это выполняется, галочками отмечается и от этого получается удовольствие. Но когда-нибудь встает большой вопрос, а для чего все это?

Небольшие задачи не ответят на эти вопросы. Надо подняться над всем этим и попробовать мыслить категориями год, пять лет, жизнь. А потом уже от этого плясать к более коротким задачам и желаниям. Вот как раз с этим у многих и бывает «затык». Вроде бы понятно, что надо сделать сегодня: приготовить, поработать, выгулять, позаниматься; понятно, что надо сделать в выходные: сходить на прогулку, в гости, в лес, почитать. А вот чего я хочу через год такой жизни, сказать и сформулировать сложно. Иногда еще и страшно.

Способов определить, чего же я хочу очень много. Каждый может выбрать для себя свой.

Вот несколько.

1. Колесо жизни. Издательство Манн, Иванов и Фербер предлагают нарисовать вот такое колесо, на спицах которого отметить сегменты Семья, Друзья, Карьера, Здоровье и т.д. Потом оценить, насколько данный сегмент развит у вас сейчас, и насколько бы вы хотели его развить, и чего вы бы хотели от этого сегмента в будущем. А потом уже от этого плясать в формулировке своих целей. Подробнее можно почитать вот здесь http://www.mann-ivanov-ferber.ru/life-circle/

2. Составить список ваших ценностей в разных областях. На вопрос «а чего ты в жизни хочешь?», все говорят общие слова: «Ну, там, семья хорошая, дети, на работе все хорошо, денег хватает, путешествия, в общем, успешная жизнь». Сложность в том, что в каждое из этих слов разные люди вкладывают разный смысл. Надо каждое слово попробовать разобрать, что для тебя значит «Работа»: интересно, близко к дому, сколько денег, не бьют ногами в живот за опоздание? Что значит Работа нормальная? Что значит «Дом»: где, какой, кто в нем живет, что там происходит? И так по всем важным вещам. А потом посмотреть на все это, и ответить на вопрос, насколько совпадает то, что есть сейчас с тем, чего я хочу, и как сделать так, чтобы совпадало больше. Вот прямо взять лист бумаги и ручки и все это расписать.

3. Список желаний, виш-лист. Просто список разных желаний в разных областях. Подробнее можно в интернете почитать.

4. Карта желаний. Ну, вот например, такая http://fortunagid.com/mechty/karta-zhelanij-po-fen-sh... В гугле можно поискать, там куча статей на эту тему.

5. Книги по там-менеджменту предлагают тоже разные методики, но они все в целом перекликаются с этими. Можно взять любую книгу Глеба Архангельского и почитать там главу про цели.

Каждый может выбрать для себя, каким инструментом пользоваться. У меня эти методики одна в другую перетекали, но мне пока больше всего нравится виш-лист. Выглядит как-то вот так. Самое интересное, что как только все это записываешь и начинаешь периодически просматривать, то жизнь сама подгоняет нужные ситуации, нужных людей, ресурсы, книги, учителей. Уж не знаю, как это работает, но порой замечаешь то, что находится рядом с домом или с работой, оно там находится уж давно, но ты это не видел, а тут, словно, глаза открылись – вот же то, что мне надо, я всю жизнь это искал, а оно рядом оказалось. Может быть, объяснить это смогут те, кто смотрел фильм «Секрет», я не могу объяснить. Но оно работает!

Попробуйте. И вам поможет :)


ccad30fdc91c643975f1f5f56bf62631.jpg

Как все успевать? Тайм-менеджмент. Часть первая

Иногда, кажется, что ничего не успеваешь. Столько книжек умных не читано. Про художественные, вообще, молчу – список на несколько страниц. Хочется и в бассейн сходить, и с детьми поиграть, и надо выбрать следующий театр для похода с женой, а потом еще и сходить туда, надо выбрать, что рассказывать старшему по пути в садик, придумать задания для него, повторить с ним английские слова, и еще куча других дел. При этом еще и на работу надо ходить каждый день. Так и хочется схватиться за голову, побежать куда глаза глядят и при этом громко-громко кричать: «Аааааааааааааа, как все это успеть?»

Но тут на помощь приходит тайм-менеджмент. Правда, он бы приходил, но мы им не пользуемся. На работе еще куда ни шло. После очередного тренинга чем-нибудь начинаешь пользоваться, а вот в жизни дома чаще – нет. Хотя полезные штуки можно и дома применять.
Техник, которые реально работают, много. Можно брать любую книгу про тайм-менеджмент и прямо по главам пробовать применять дома. Расскажу только о некоторых, которые пробовал сам в домашней жизни.

Первая – это План «гибких» задач на неделю.
Обычно у всех много текучки. И из-за этой самой текучки не успеваешь сделать что-то важное. Просто руки не доходят. Одна из причин – нет плана. Так вроде понимаешь, что надо бы со старшим позаниматься, в следующем месяце хочется в театр сходить, но это не план, а поток сознания. Если план не оформлен, то значит – его нет.

У меня такой план выглядит, например, вот так.
1. Прочитать статью про мотивацию и придумать пару способов замотивировать младшего на уборку игрушек.
2. Прочитать две главы Карнеги.
3. К выходным составить примеры для Тимура.
4. Выбрать театр и купить билеты.
5. Выбрать 5 слов, о чем говорить с Тимуром по пути в садик, подумать самому, а потом прочитать Ожегова об этих словах.

Такие дела ко времени жестко не привязаны, главное, чтобы в течение рабочей недели они были выполнены. В теории тайм-менеджмента такие задачи называются «гибкими». Эти задачи у меня выписаны на отдельном листочке, который все время на глазах.

При планировании «гибких» задач надо учесть два момента.
Во-первых, не планируйте слишком много. Надо помнить, что текучки тоже много и еще есть привязанные ко времени «жесткие» задач. Определить для себя, сколько гибких задач в неделю можно сделать, можно только экспериментальным путем. Попробовал спланировать – понял, что слишком много, в следующий раз спланируй поменьше (или ищи время, для этого тоже есть техники).
Во-вторых, план обязательно надо написать. На отдельный листочек. У меня этот листочек находится рядом с рабочим планом, а еще в телефоне сфоткан, и дома висит. Для чего писать? Есть две причины. Запоминается лучше, не записанная мысль – потерянная мысль. И потом так приятно вычеркивать выполненные дела. Прям вычеркиваешь и чувствуешь, какой же ты молодец. А уж когда в конце недели все задачи вычеркнуты, то вообще – герой :)