Эксперимент с сельдереем

Вчера про эксперимент с сельдереем упомянул, а вот собственно и он сам.
Тимуру на 6 лет подарили книгу с разными домашними экспериментами. Какие-то мы из них уже сделали. Сельдерей запомнился больше всех. Надо у сельдерея отрезать стебли и поставить в воду, подкрашенную пищевым красителем. Лучше синим, так виднее. А потом просто день за днем наблюдать, как крашеная вода поднимается по стеблям и доходит до листьев. Сначала окрашиваются каналы в стебле, потом большие каналы в листьях, потом сеточка из мелких канальчиков на кончиках листьев.

Заодно можно поговорить про кровеносную систему, про питательные вещества, которые разносятся через кровь человека или с водой из корней в листья растений.
Санька тоже наблюдал со всеми. Наверное, даже и больше всех наблюдал.

71298ca5d31d8afe4d0f4ea9da98170f.jpg

037db368705027d2482330d15fa8500d.jpg

Как это сделано?

Классная штука для расширения кругозора – коротенькие клипы из серии «Как это сделано». Есть серия передач от канала Дискавери, есть просто отдельные клипы на Ютубе, есть записи передачи Галилео. В них есть про все, что угодно: как устроена пожарная машина, как делают простые карандаши, как производят бумагу и стекло, да много чего еще есть. Поищите на ютубе, найдете много таких фильмов.

Если ребенок задает вопросы, можно показывать то, что ему интересно, или зачитать весь список, пусть сам выберет. Скорее всего, чем-то все равно заинтересуется.

Если не задает вопросов, то мы придумали такую штуку. Перед просмотром мультиков договариваемся: один выбирает старший, один – младший, один – папа или мама. Старший выбирает какие-нибудь Черепашки-ниндзя или Рейнджеры-самураи. Младший выбирает Городские герои или Истории игрушек. Мама с папой выбирают – Как что сделано, хотя, на самом деле, все равно у них спрашивали, что смотреть будем и список зачитываем.

Одно время много таких фильмов просмотрели. Потом как-то охладели все, сейчас перерыв. Когда-нибудь снова вернемся.

Карандаш
Вертолет

Что такое кругозор или Про что рассказать ребенку

Съездили с друзьями в Невьянск. Посмотрели на башню, походили по музею. До этого много разного рассказывал Тимуру из истории, а тут в паззл добавился еще один кусочек, связывающий отдельные истории в одну общую картину мира.

Когда-то я Тимуру рассказывал про Петра I. Как тот рос, учился за границей, сам работал плотником, как играл с потешным полками, и с ними же потом завоевывал выход к Азовскому, а потом к Балтийскому, как строил флот, как строил Санкт-Петербург. Потом где-то на картине Айвазовского увидели Петра I, зацепились, пролистали весь альбом Айвазовского. Потом говорили, что для войны нужны были пушки и ружья (пушки и ружья рассматривали в Музее истории и археологии Урала), и как Петр отправил Демидова на Урал, строить железоделательные заводы. Поговорили, как делается металл, как добывают руду, и что с ней потом делают (руду рассматривали в Музее природы). Поговорили, как раньше строили заводы – сначала плотина, чтобы вода падала и крутила колеса, а те вращали другие механизмы и станки (плотины видели в Ревде, Екатеринбурге). Потом взяли леговский вертолет и засунули в ванной под кран – посмотреть, как вода вращает винт, чтобы понять, как работала вода на плотине. Потом гуляли по Плотинке в Екатеринбурге и там рассматривали большие старые механизмы, которые когда-то вращала вода. В Невьянске в музее рассматривали большой макет завода, там были сразу и плотина, и доменные печи, и станки, все это сразу на одном макете. Так все предыдущие рассказы встретились в Невьянске.

Разговоры шли, конечно, не друг за другом и даже не по заранее продуманному плану. Но при случае я ссылался на предыдущую серию. Играет с вертолетом в ванной, засунул его под струю воды и смотрит, как у него винт крутится. «Помнишь, мы говорили про заводы, вот у них точно так же вода крутила колеса и станки.

От каждой из этих историй может пойти масса самостоятельных ответвлений. От Айвазовского перешли к парусникам, и войне с Турцией, смелость моряков, потом где-то рассматривали альбомы других художников, смотрели, чем отличаются пейзажи, портреты и натюрморты. От плотин и заводов переходили к водным электростанциям, у которых принцип такой же, потом к электричеству в лампочках. В музее природы кроме руды видели много чучел животных, там вообще целый мир для рассказов. В музее истории и археологии аналогично. Все связано со всем. Это почти как в Википедии. Залезешь почитать про одно, а потом оно тянет за собой второе, третье, и так, начав с Рюрика, через несколько кликов ловишь себя на том, что читаешь уже про высадку американцев на Луну.

Честно скажу, не знаю, сколько из всего этого Тимур запомнил. Пока не ставлю цель - заучивать факты и даты, как в школе, пока просто рассказываю обо всем понемногу. Слушает, разинув рот, и что-то наверняка откладывается.

Мне кажется, что обучение должно проходить подобным образом. Комплексно, сразу во всех областях. Тогда у ребенка будет складываться единая картина мира. А не отдельные никак между собой не связанные куски знаний по физике, истории, математике, литературе. Сам помню, как я в классе 9 шел с урока химии на биологию и думал, а что же меньше, молекула или клетка. Почему-то тогда сам для себя придумал, что молекулы это для неживой природы, а клетки для живой, и успокоился на этом. Понятно, что это мой бред, и мог бы сам уточнить у учителей, но на тот момент эта мысль в голове осталась, и как-то по итогам школьной программы у меня биология и химия никак не связались между собой, хотя по сути, это все об одном и том же. А еще и физика сюда же. Отдельные куски складываются в один большой паззл, и когда он собирается, понимаешь, какой наш мир красивый и интересный. Все, действительно, связано со всем.

Расскажите детям. Радость

Уже недели три по утрам по пути в садик, первую половину пути мы говорим «за жизнь». Что такое доброта, честность и так далее. На прошлой неделе как-то раз было такое, что вышли из подъезда, я иду, молчу, ничего не спрашиваю и не говорю. Уж не помню почему, то ли задумался, то ли выбирал о чем поговорить, в общем молчу. Тимур спрашивает: «Папа, а что у нас с тобой сегодня разговора не будет что ли?» Привык уже.

Спросил, что такое «радость».
– Не знаю, – говорит.
– Ну, вот чему ты радуешься?
– Когда кого-то долго не видел, а потом увидел. Бабушка приезжает, или дядя Ваня. Когда мультики смотрю, Когда играю.
– А когда выигрываешь?
– Да.
– А как можно сказать одним словом обо всем этом?
Задумался. Потом радостно так:
– А-а-а, Счастье!

Словарь Ожегова:
РАДОСТЬ, -и, ж. 1. Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения. Испытывать р. Доставить?. Вне себя от радости (очень рад). С радостью помогу (очень охотно, с полной готовностью). 2. То, что (тот, кто) вызывает такое чувство. Радости жизни. Дети - р. матери. Р. ты моя1 (часто в обращении). 3. Радостное, счастливое событие, обстоятельство. В семье р.: приехал сын. Случилась большая р. * На радостях (разг.) - по случаю радости, удачи. Погуляем на радостях. С какой радости? (разг. неодобр.) - чего ради, почему.

Поэтическая астрономия

Взяли в библиотеке одну из книг Андрея Усачева. Раньше читали про умную собачку Соню, сказки и былины в стихах, а тут нашли целую серию развлекательно-образовательных книжек. И про русский язык, и про таблицу умножения, и про английский, и еще про что-то. Решили начать с астрономии.

Теперь все выучили порядок планет. Я сам раньше последние планеты путал, кто за кем, а теперь выучил :)

На луне жил звездочет,
Он планетам вел учет:
Меркурий - раз,
Венера - два-с,
Три - Земля,
Четыре - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
Восьмой Нептун.

Еще отзывы и картинки можно посмотреть здесь http://www.ozon.ru/context/detail/id/16958787/?partne.., или пойти в библиотеку, или в магазин.

8df8a9ac245a86a39f1c294064353a7d.jpg

Что смотреть детям?

Сейчас так много мультиков, выбор просто огромный. Хочешь, смотри только старые советские, хочешь – только Человека Паука и Лего Чиму. Хочешь не смотри ничего. Категорически. Каждый выбирает по себе. Мы стараемся придерживаться золотой середины. Смотрим то, что детям нравится, но ограниченно по количеству – перед телеком и монитором стараемся не заоипать. Ну и совсем уж что-то не очень «хорошее» исключаем, еще успеют насмотрятся и Футурамы, и Гриффинов, пока фильтруем.

Недавно наткнулся в интернете на очень хорошую серию мультфильмов «Гора самоцветов»

http://www.youtube.com/watch?v=WQxWXpFkbXw&list=P..

Сказки разных народов. Как говорится в предисловии: "Мы живем в России, многонациональной стране, каждый народ рассказывает своим детям сказки, и каждая из них как драгоценный камень самоцветный". Мультфильмы все разные. И пластилиновые, и рисованные в разных техниках, и кукольные, но все красивые и интересные.

Перед каждым мультфильмом немного о России рассказывают. Флаг России, герб, столица, города, реки, соседние страны и народы. Недавно на каком-то празднике Сашка увидел три отдельно стоящих флага – белый, синий и красный – и закричал: "Папа, папа, смотри, как флаг, синий, белый, красный". А Тимур знает, что наш герб – золотой двуглавый орел, на щите изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змея.

В общем и мультики смотрят и просвещаются.

60771753f7beca1197f621b57b99d66c.jpg