Кэтрин Кволс "Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания" (часть 2)

Начало было здесь - http://www.domrebenok.ru/blogs/papasnotes/ketrin-kvols-radost-vospitaniya-kak-vospityvat-detey-bez-nakazaniya.php

Сегодня про Стульчик

Иногда бывает так, что дети ведут себя плохо потому, что им не хватает внимания. И единственный способ, каким они могут его получить – это закатить истерику, стукнуть кого-нибудь, сделать еще что-то подобное. Все начинают бегать вокруг, мама-папа-бабушки-дедушки бросают все дела, от которых не могли отвлечься пару минут назад, и дарят ребенку свое внимание. Пусть и негативное, но зато внимание. И прямо сейчас, без отсрочки.

Нам в таких случаях показать, что таким способом он точно внимание не привлечет. Спокойно отвожу в другую комнату, усаживаю на стульчик и спокойно говорю, что: "Ты ведешь себя плохо, посиди, пожалуйста, как успокоишься, выходи". Выбежит, с криками и руганью, прибежит. Снова спокойно за руку и на стульчик и спокойно повторяешь текст. Пусть 10 раз выбегает, 10 раз отводишь. Каждый раз спокойно. Потом сам успокоится, придет, скажет что надо, предложит вариант или я предложу вариант. Понятно, что с двухлетним это не сработает, но у нас лет с 3-4 это работает.

В таком варианте, ребенок выходит из ситуации. Он валялся-истерил-ругался и требовал внимания в одной комнате, а его из контекста вывели и спокойно увели в другую комнате. Смена обстановки немного отрезвляет.
Он понимает, что таким поведением внимание к себе точно не привлечет, а как раз наоборот. Его отвели в другую комнату, усадили на какой-то стул. Внимания нет.
Понимает, что с ним разговаривают спокойно, даже когда он плохо себя ведет. А если еще в своей спокойной речи использовать слова типа «Пойдем, хороший мой, посидишь, подумаешь о своем плохом поведении», то он точно понимает, что он-то хороший, а вот этот конкретный его поступок плохой.
При этом, если он потом спокойно приходит, то мы нормально договариваемся о том что и когда мы будем делать. Я доделаю свое дело и потом поиграем, погуляем, почитаем.

Аналогично с драками. Я не вижу, что происходит в детской, но потом бац-бац, оба ревут, кричат: «сам дурак, ты мне не дал поиграть, ты стукнул, ты испортил». Если я не был рядом, то я не смогу разобраться, а они оба считают себя правыми. Начну разбираться, точно кого-нибудь обижу. Пусть учатся сами разбираться между собой сами. В таких случаях, я их обоих отвожу и сажу на стульчики спина к спине, объясняю, что можете встать, когда помиритесь. Иногда они немного продолжают ругаться, но как правило, сразу начинают либо мириться, либо обсуждать что делать дальше: «Ты мне это, я тебе это». А потом спокойно без драк, уходят в комнату и продолжают заниматься своими делами.

При этом я не называю стул – местом для наказаний. Стараюсь не произносить этого слова. Правда, не всегда получается, но стараюсь. Про стул часто говорю, что на нем надо подумать о своем поведении или что делать дальше, поэтому дети сами его назвали «думательный» стульчик.

Как замотивировать ребенка делать зарядку

Многие смотрели в детстве фильм про Электроника. Помните фразу оттуда «Урри, Урри, где у него кнопка?»

Так вот кнопки нет. Нет единого рецепта, как замотивировать, ребенка делать что-то. Вернее он есть, но он звучит очень общими словами. Дэйл Карнеги в своей книге цитирует другого профессора: «наилучший совет, кaкой можно дать, если вы хотите побудить кого-либо к действию - будь то в работе, домашней жизни, школе или политике - прежде всего, пробудите в нем какое-нибудь сильное желание.» После таких советов так и хочется сказать: «Ну все понятно. А делать-то что?»

За год регулярной утренней зарядки, у нас мотивация менялась несколько раз. Все об одном и том же, и надо-то всего 5-10 минут, но что-то новое для поддержки мотивации приходится изобретать регулярно.

1. «В садике делаем зарядку под песню «Солнышко лучистое любит скакать». Дома песни нет, в субботу не буду делать зарядку». «А если песню скачаю, будешь?» – «Буду» – «Отлично! Вот песня. Погнали?».
http://www.youtube.com/watch?v=ZRHIn7LZtCA

2. Потом Тимур смотрел мультики про черепашек-ниндзя. Захотел стать таким же сильным и ловким. «Ну, супер! Что надо для этого делать? Правильно, зарядку по утрам». Какое-то время работало, потом ослабевало.

3. Потом просто хотел быть сильным, чтобы защищать младшего брата (хотя пока не от кого), но захотел. «Отлично! А что для этого надо?» и дальше по тексту

4. Захотел в секцию карате, сдать на черный пояс. Уже полгода ходит, с мотивацией опять стало хорошо. Потом немного сдулся снова. Пришлось новой изобретать.

5. Посмотрели фильм «Карате пацан». Снова подросла, потом опять сдулась.

6. Скучно стало делать одно и то же. Даже взрослым спортсменам тренеры дают разные задания, чтобы не заскучали. Придумал два варианта зарядки силовую (отжимания-приседания) и на гибкость (суставная гимнастика и растяжка). Предоставил выбор, какую делать сегодня.

7. Собственный пример. Все зарядки делаем вместе, начиная с солнышка и заканчивая отжиманиями. Эта мотивация работает не только на Тимура, но и на меня. «Хочешь заняться фитнесом, но считаешь, что у тебя нет времени? Заведи ребенка» :)

8. Совместные рассуждения. «А для чего человеку здоровье? В мире столько интересного, столько книжек не прочитанных, стран для путешествий, людей, игр, рисования, занятий, карате, велосипедов… Если болеешь, то все пропускаешь». Пусть сам все расскажет, вопросами подводишь к тому, что для занятий надо здоровье, для здоровье зарядку.

Так или иначе, сейчас работает почти все из перечисленного. Боюсь только, что скоро надо будет искать новую кнопку у этого Электроника.

fa6d4507a19c584c0b30554bb438b20f.jpg

Кэтрин Кволс "Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания"

Это первая книжка про воспитание детей, которую я прочитал. Ну как прочитал… Если честно, то до конца не дочитал. Но из того, что прочитал, некоторые техники попробовал применять, и они работали и работают. По крайней мере, на наших детях.
Вот эти 4 техники:
1. Договаривайтесь
2. Стульчик
3. Обнимашки
4. Предупреждайте заранее
Названия условные, в книге техники назывались немного по другому, не помню уже как, но смысл постараюсь передать.

Договаривайтесь.

Перед чем-нибудь, походом в магазин, выходными, вечером договаривайтесь, как и что будет происходить.
Если ни о чем не договаривались, то ребенок в магазине видит что-то и начинает просить: «Купи игрушку, купи конфету, купи журнал, аааааа». Но можно было договориться перед входом в магазин, например, так «Давай договоримся, сейчас покупаем то, что я запланировала и на что взяла деньги. А ты, если интересно, посмотришь журналы и выберешь, какой мы тебе купим в следующий раз (в выходные, закажем в интернете)».
Или, "Хочешь смотреть мультики? Какой мультик хочешь? Смотрим две серии и ты сам телевизор выключаешь". Или "Читаем одну главу и спать". Важно, чтобы он головой кивнул, чтобы договоренность не была односторонней, не просто вы его перед фактом поставили, а именно вдвоем договорились.
Не важно, о чем договариваетесь. Куда идти, что сначала делать, а что потом, что покупаем или не покупаем, во что играем сегодня. О чем угодно. Договаривайтесь.

Тут главное – самому выполнять договоренности. Договорились – делай. А то получится странно. Вы договорились, и с ребенка требуете выполнять это, «Саша, мы с тобой договорились, поэтому давай делать так». А в другой раз договорились, но не выполняете свою часть. Ребенок обязательно заметит, напомнит вам о договоренностях. Напомнит раз, напомнит два, а потом перестанет выполнять свою часть. Договорились – делай. Это должно работать в обе стороны.

Сашка в три года спокойно проходит мимо конфет и игрушек, если договорились заранее. Иногда только все же спрашивает «Папа, а ты сегодня планировал купить конфеты?» Тимур уже сам иногда предлагает договориться о чем-нибудь. И оба после оговоренного количества серий - сами собственными руками выключают компьютер.

При понятных договоренностях ребенку проще жить. Заодно терпение и сила воли у него тренируются.

Про Стульчик, Обнимашки и Предупреждайте заранее расскажу в следующий раз. Продолжение следует.

PS В интернет-магазинах книжки в продаже нет. Но если очень хотите, погуглите. Наверняка, найдете в электронном виде.

Как научить ребенка чистить зубы

Когда Тимуру было года 2,5, как мы только не уговаривали и не угрожали. Надо, чтобы зубы были здоровы, давай я тебе почищу, выпадут, и т. д. и т. п. И так дважды в день. Ничего не помогало. То почистит, то нет, чаще нет. Уж и не помню, откуда пришла в голову такая мысль, а давай попробую сочинить педагогическую сказку.

Как-то вечером, после очередной неудачной попытки почистить зубы, я сказал ему: Ладно, Тимур, не хочешь чистить, не надо, пойдем сказку расскажу перед сном.
Ребенок обрадовался – наконец-то папа отстал с этим кошмаром – и довольный побежал в комнату. Он еще не подозревал, какой папа хитрый (думаю, что он и сейчас не подозревает об этом, хотя иногда мне кажется, что начинает слегка догадываться). Вот, что я ему рассказывал, а он слушал раскрыв рот.

Жил-был мальчик Андрюшка. Он ужасно не любил чистить зубы. Как вечер наступает, начинает скандалить и ругаться: Не хочу, не буду чистить зубы.
И вот однажды ночью, зубы собрались и ушли. Андрюшка просыпается утром, мама приготовила его любимые блины, зовет его завтракать, а он не может ничего прожевать и съесть. Потом хочет маме что-то сказать, а без зубов тоже ничего сказать не может, рот открывает, а оттуда только му да му. Мама ничего не понимает.
Андрюшка сначала расстроился, а потом отправился на поиски своих зубов. Вот шел он, шел, по лесам, по горам. И пришел к белоснежному замку. Смотрит Андрюшка на замок, а тот на огромный зуб похож. Подходит к воротам, входит внутрь, а там его встречает зубная фея. Говорит ему фея:
– Знаю я зачем ты пришел, ты зубы свои ищешь.
Андрюшка молча кивает.
– Вон они, – говорит фея.
Андрюшка поворачивается, и видит, стоят его зубы. Белые, гладкие, ровные, начищенные до блеска.
Андрюшка машет им рукой, мол, возвращайтесь, а те отвечают:
– Нет, не пойдем к тебе обратно. Нам и тут хорошо. Ты нас не чистил, не ухаживал за нами, а фея за нами ухаживает, чистит нас два раза в день, прополаскивает водичкой ключевой. Не вернемся.
Андрюшка руками машет, показывает, что тоже будет их чистить и утром и вечером. Зубы так с сомнением:
– Точно будешь? А не обманешь?
Кивает Андрюшка. Переглянулись зубы, посмотрели друг на друга:
– Ну ладно, простим на этот раз.
И запрыгнули обратно в рот. Андрюшка обрадовался, поблагодарил фею и помчался домой к маме. Когда прибежал первым делом почистил зубы, потом с мамой поиграл, потом пообедал. Вечером перед сном еще раз зубы почистил. И с тех пор чистил зубы дважды в день.

Рассказал, я ему сказку. Говорю: Ну все, теперь давай спать ложись. Свет выключаю. И тут Тимур встает и говорит: Пойду-ка я зубы почищу.
С тех пор вопросов по чистке зубов никаких не возникало. Пару раз еще напоминал вскользь про Андрюшку, когда моивация немного снижалась. А так, чистит сам и утром, и вечером.