Мотивация. Истории успеха

Одна из лучших мотиваций на что угодно – истории успеха. И нам тут повезло. Есть у жены дальний родственник, который тоже занимается каратэ. Причем живет в нашем же доме. И вот понадобилось ему как-то сделать фотографии со всеми его медалями и кубками. Пришел он к нам, принес все свое добро. Жена его нафоткала, и сделала потом еще пару фоток с Тимуром и Сашкой.

После фотосессии у Тимура спрашиваю: «Ну что? Как?» Тимур отвечает: «У Аскара 16 кубков. Я тоже так хочу» И глаза горят. Вот она какая сила положительной мотивации.

bb27a0efb857d43184c8f5afeb809329.jpg

Мотивация на уборку (и заодно про английский язык)

Если у ребенка есть хотя бы небольшая мотивация к английскому языку, то можно через английский к уборке подойти. Нашел на ютубе песенку с мультиком Clean up (Прибирайтесь).
https://www.youtube.com/watch?v=SFE0mMWbA-Y&nohtm..

Включил. Первый раз оба сына посмотрели с открытым ртом, я по ходу переводил. «Прибирайтесь, давайте все приберемся, убирайте свои книги, убирайте свои игрушки». Просмотрели, сказали, давай еще раз. Включил, посмотрели. Потом говорю: «ну все давайте теперь сами clean up», и начал песню эту им петь. «Нет, – говорят, – давай на компьютере песенку включи. Включил третий раз, не прибираются, стоят, рты раскрыли и смотрят мультик. Просмотрели в третий раз :)
Спасло только то, что нашел ВКонтакте песню без мультика. Только после этого пошли прибираться.

Сейчас уже дня четыре прибираются под эту песню. Саша даже просит: «Папа, включи прибирательную песенку». За три-четыре песни прибирают комнату. Работает! Тьфу-тьфу-тьфу.

Вообще у этого проекта Super simple songs очень много песен и видео на ютубе. Мои оба ходят еще поют «Go away spooky monster» и «Do you like spaghetti? Yes I do». Покажите своим детям тоже.
https://www.youtube.com/watch?v=Ec1cz_jHQM8
https://www.youtube.com/watch?v=ddDN30evKPc

Мотивация детей на что угодно

Скажу честно, у нас есть проблема – укладывание спать. Не хотят ложиться спать. Пробовали все: умотать детей до изнеможения, поднимать рано утром, чтобы к вечеру устали, договариваться, разговаривать успокоительные разговоры в темноте, петь колыбельные, придумали ритуал и придерживаемся его. Иногда работает, иногда нет.

А часто еще бывает так: «Папа, посиди со мной пока я не засну». Разные отговорки с моей стороны не работают. Мне надо собираться на работу, мне надо в душ, я тебе почитал и хочу свою книжку почитать. Не работает. Это надо мне, это интересно мне, но не ему. Единственная отговорка, которая сработала: «Ты хочешь, чтобы я тебе завтра по пути в садик рассказал новую историю? Мне надо пойти прочитать эту историю, а ты ложись и засыпай». Сработало! Согласился.

Главная мотивация на что угодно – интерес. Есть интерес, цепляет это ребенка (да и взрослого тоже) – это будет работать. Нет интереса, не цепляет – не будет работать.

Теперь вопрос. А надо ли делать так, чтобы спать было интересно? Сомневаюсь. Ведь, не спать - намного интереснее. Но тогда снова возвращаемся к проблеме – не укладываются спать. Круг замкнулся.

Мотивация на уборку

Нашел в интернете две статьи про мотивацию детей.
http://mel.fm/2016/02/03/motivation2 – 10 правильных способов мотивировать
http://mel.fm/2016/01/18/motivation – 10 НЕправильных способов мотивировать
Прочитал, согласился с прочитанным и забыл.

Потом как-то через пару недель, уговаривал младшего прибрать вечером игрушки в комнате. Не уговаривается. Сидит и продолжает играть. Пора купаться и спать, а он играть продолжает. Как будто не слышит. Уже и так, и этак, и давай поиграем в маленького бульдозера (жена недавно придумала такую игру). Ноль эмоций. Я уже разозлился, стал пугать: игрушки уйдут как у Федоры посуда. Даже уже ругаться начал. Понял, что в этот раз проиграл. Стали втроем прибирать с ним игрушки.

Нет, думаю, так не пойдет. Папа хитрый, и у папы есть голова и интернет. Не зря же читал статьи. Перечитал неправильные способы, понял, что делал как раз то, что не надо и оно не работало. Дай, думаю, по порядку все правильные способы переберу, вдруг какой-нибудь из них да сработает. Открыл статью и пошел по порядку.

1. Проявите заботу. Первая забота, которая пришла на ум - прибрать за него. Как-то неправильно.
2. Совместная деятельность. Ну, вроде работает, но не каждый ведь раз. Плюсик поставил, но пока не хочу.
3. Маленькие поощрения. Конфеты давать за приборку, или изюминки – не напасешься, у него столько лего.
4. Одобрение и неодобрение. Хвалить за каждое прибранный кубик, тоже не вариант, да и автор статьи пишет, что надо аккуратно, а то ребенок подсядет на похвалу, а это уже дрессировкой попахивает.
5. Парадоксальные награды. Тут я сам не придумал, как использовать.
6. «Сделал! Эврика!» Не для этой ситуации. Хотя за разные дела хвалю и говорю «Дай пять!» Но тут надо сначала заставить прибраться, а «Дай пять!» будет по итогам и еще где-то далеко впереди. В начале приборки оно не сработает.
7. Внутренняя мотивация. Это больше для детей постарше, и вот мотивация Тимура на зарядку, во многом из этой серии. Но не на уборку игрушек. «Я крутой уборщик!» Не то.
8. Семейная мотивация. «У нас в семье принято». Прививать это безусловно надо, но это долгий процесс и с первого раза точно не сработает.
9. Справедливость. Ну разговоры типа «Тимур играл – прибрал. Ты играл? – Давай прибирай». Вообще это работает, и со старшим и с младшим, но когда количество разбросанных игрушек слишком большое, это не прокатит.
10. Планирование будущего. С приборкой как-то не смог связать.

Блин, думаю, ну неужели нет нормального способа, заставить ребенка прибрать за собой игрушки. Не подходит статья, надо искать другую.

Думал-думал, в итоге придумал несколько штук на стыке Заботы (1) и Совместной деятельности (2) и вспомнил про еще одну мотивацию не из статьи – превращайте все в Игру.

Превратить уборку в Игру уже пытались несколько раз. С маленькими вроде как это работает. «Давай поиграем в маленького бульдозера», но это перестало работать через несколько дней. Потом придумал «А сможешь прибирать лего с закрытыми глазами?» Сашке самому это стало интересно, но это опять работало несколько дней. «А двумя руками с закрытыми глазами?» Снова на пару дней. Потом у меня креатив кончился. Это работает, но надо постоянно изобретать что-то новое. Или возвращаться к старым, по кругу.
Совместная деятельность выражается в том, что прибираемся вместе. Я, конечно, чаще делаю вид, но все равно сижу рядом. Тогда прибирается. Правда боюсь, привыкнет.
Заботу пытаюсь выразить в разбиении большой работы на мелкие части. Придумал простой алгоритм «Берешь и кладешь». Первый вечер Санька даже сам все прибрал, и каждую детальку складывал с такими словами. Как автомат. На второй вечер уже повторял не так часто, но я ему напоминал. «Как надо прибирать? Помнишь? Берешь и кладешь» И так большое дело не кажется таким уж большим, а разбивается на вполне себе легковыполнимые части.

Все три варианта связаны и похожи на совместную игру. Пока только в таком варианте у нас получается уборка с младшим. Боюсь, скоро и это перестанет работать. Придется искать новую кнопку.

Как замотивировать ребенка делать зарядку

Многие смотрели в детстве фильм про Электроника. Помните фразу оттуда «Урри, Урри, где у него кнопка?»

Так вот кнопки нет. Нет единого рецепта, как замотивировать, ребенка делать что-то. Вернее он есть, но он звучит очень общими словами. Дэйл Карнеги в своей книге цитирует другого профессора: «наилучший совет, кaкой можно дать, если вы хотите побудить кого-либо к действию - будь то в работе, домашней жизни, школе или политике - прежде всего, пробудите в нем какое-нибудь сильное желание.» После таких советов так и хочется сказать: «Ну все понятно. А делать-то что?»

За год регулярной утренней зарядки, у нас мотивация менялась несколько раз. Все об одном и том же, и надо-то всего 5-10 минут, но что-то новое для поддержки мотивации приходится изобретать регулярно.

1. «В садике делаем зарядку под песню «Солнышко лучистое любит скакать». Дома песни нет, в субботу не буду делать зарядку». «А если песню скачаю, будешь?» – «Буду» – «Отлично! Вот песня. Погнали?».
http://www.youtube.com/watch?v=ZRHIn7LZtCA

2. Потом Тимур смотрел мультики про черепашек-ниндзя. Захотел стать таким же сильным и ловким. «Ну, супер! Что надо для этого делать? Правильно, зарядку по утрам». Какое-то время работало, потом ослабевало.

3. Потом просто хотел быть сильным, чтобы защищать младшего брата (хотя пока не от кого), но захотел. «Отлично! А что для этого надо?» и дальше по тексту

4. Захотел в секцию карате, сдать на черный пояс. Уже полгода ходит, с мотивацией опять стало хорошо. Потом немного сдулся снова. Пришлось новой изобретать.

5. Посмотрели фильм «Карате пацан». Снова подросла, потом опять сдулась.

6. Скучно стало делать одно и то же. Даже взрослым спортсменам тренеры дают разные задания, чтобы не заскучали. Придумал два варианта зарядки силовую (отжимания-приседания) и на гибкость (суставная гимнастика и растяжка). Предоставил выбор, какую делать сегодня.

7. Собственный пример. Все зарядки делаем вместе, начиная с солнышка и заканчивая отжиманиями. Эта мотивация работает не только на Тимура, но и на меня. «Хочешь заняться фитнесом, но считаешь, что у тебя нет времени? Заведи ребенка» :)

8. Совместные рассуждения. «А для чего человеку здоровье? В мире столько интересного, столько книжек не прочитанных, стран для путешествий, людей, игр, рисования, занятий, карате, велосипедов… Если болеешь, то все пропускаешь». Пусть сам все расскажет, вопросами подводишь к тому, что для занятий надо здоровье, для здоровье зарядку.

Так или иначе, сейчас работает почти все из перечисленного. Боюсь только, что скоро надо будет искать новую кнопку у этого Электроника.

fa6d4507a19c584c0b30554bb438b20f.jpg

Как научить ребенка чистить зубы

Когда Тимуру было года 2,5, как мы только не уговаривали и не угрожали. Надо, чтобы зубы были здоровы, давай я тебе почищу, выпадут, и т. д. и т. п. И так дважды в день. Ничего не помогало. То почистит, то нет, чаще нет. Уж и не помню, откуда пришла в голову такая мысль, а давай попробую сочинить педагогическую сказку.

Как-то вечером, после очередной неудачной попытки почистить зубы, я сказал ему: Ладно, Тимур, не хочешь чистить, не надо, пойдем сказку расскажу перед сном.
Ребенок обрадовался – наконец-то папа отстал с этим кошмаром – и довольный побежал в комнату. Он еще не подозревал, какой папа хитрый (думаю, что он и сейчас не подозревает об этом, хотя иногда мне кажется, что начинает слегка догадываться). Вот, что я ему рассказывал, а он слушал раскрыв рот.

Жил-был мальчик Андрюшка. Он ужасно не любил чистить зубы. Как вечер наступает, начинает скандалить и ругаться: Не хочу, не буду чистить зубы.
И вот однажды ночью, зубы собрались и ушли. Андрюшка просыпается утром, мама приготовила его любимые блины, зовет его завтракать, а он не может ничего прожевать и съесть. Потом хочет маме что-то сказать, а без зубов тоже ничего сказать не может, рот открывает, а оттуда только му да му. Мама ничего не понимает.
Андрюшка сначала расстроился, а потом отправился на поиски своих зубов. Вот шел он, шел, по лесам, по горам. И пришел к белоснежному замку. Смотрит Андрюшка на замок, а тот на огромный зуб похож. Подходит к воротам, входит внутрь, а там его встречает зубная фея. Говорит ему фея:
– Знаю я зачем ты пришел, ты зубы свои ищешь.
Андрюшка молча кивает.
– Вон они, – говорит фея.
Андрюшка поворачивается, и видит, стоят его зубы. Белые, гладкие, ровные, начищенные до блеска.
Андрюшка машет им рукой, мол, возвращайтесь, а те отвечают:
– Нет, не пойдем к тебе обратно. Нам и тут хорошо. Ты нас не чистил, не ухаживал за нами, а фея за нами ухаживает, чистит нас два раза в день, прополаскивает водичкой ключевой. Не вернемся.
Андрюшка руками машет, показывает, что тоже будет их чистить и утром и вечером. Зубы так с сомнением:
– Точно будешь? А не обманешь?
Кивает Андрюшка. Переглянулись зубы, посмотрели друг на друга:
– Ну ладно, простим на этот раз.
И запрыгнули обратно в рот. Андрюшка обрадовался, поблагодарил фею и помчался домой к маме. Когда прибежал первым делом почистил зубы, потом с мамой поиграл, потом пообедал. Вечером перед сном еще раз зубы почистил. И с тех пор чистил зубы дважды в день.

Рассказал, я ему сказку. Говорю: Ну все, теперь давай спать ложись. Свет выключаю. И тут Тимур встает и говорит: Пойду-ка я зубы почищу.
С тех пор вопросов по чистке зубов никаких не возникало. Пару раз еще напоминал вскользь про Андрюшку, когда моивация немного снижалась. А так, чистит сам и утром, и вечером.