Турбосчет, Зверобуквы и Уно с маленьким

Про Тимура уже писал, что мы с ним буквы и цифры выучили во многом с помощью настольных игр. Сейчас начали с Сашей играть. Причем он сам попросил. Букв не знает, цифр не знает, но играет с удовольствием :) Ориентируется по картинке, походит или не походит на то, что надо.
Правда, во всех играх упрощенный вариант играем, Тимуру скучно, ему нужен вариант посложнее, но иногда и он с нами играет.

В турбосчет играем просто, у кого карта больше, тот и забирает все. Сашка сидит и сам пальцем считает и определяет у кого больше.

В Зверобуквы тоже играем не с полным алфавитом, а всего с 9 буквами. Плюс к этому попросил Сашу составить слова из отдельных букв. Глядя на карточку, где написано «СОВА», из общего набора букв выбирать те, которые нужны, и составлять их в правильном порядке. Так несколько слов составил, смотрит на картинку, находит буквы и выкладывает слово. Ему самому понравилась такая игра. Пусть играет. Главное, что есть интерес, и надо его поддерживать.

43bda4ebaf99aa7431b009218da54031.jpg

16088fc2f9d6d4183558a02f99beaee6.JPG
0138e2c76c3fd5a8d3d8be04a08a8ad7.jpg

Неочевидные решения

Когда Тимур только-только выучил цифры, подсунул я как-то ему листочек с задачкой. Простая задачка. На листе бумаги в один столбец в произвольном порядке написал арабские цифры от 1 до 6. Во втором столбце нарисованы кубики игральные с точками от 1 до 6. В третьем столбце буквами написаны слова «один», «два» и так далее. Попросил соединить единицы из первого столбца со вторым и третьим, потом двойки, потом тройки.

Только папа же хитрый, он же просто так не может задачку нарисовать. В последнем столбце не написал слово «шесть». Вот нет его там, и делай что хочешь. Думаю, ну соединит шестерку из первого столбца с шестеркой из второго столбца, не найдет в третьем и просто не будет продолжать линию. Но оказалось не так. Тимур нашел шестерку в первом столбце, нашел во втором, соединил, ищет в третьем – не находит. Сижу, смотрю, что будет дальше. Искал, думал, у меня спросил: «что делать?», я плечами пожал. Смотрю, рисует линию, думаю: куда, зачем? Показывает листок. Линия от кубика с шестью точками идет к слову «пять», доходит до него, а потом не прерываясь к слову «один». Объясняет: «пять и один, ведь, будет шесть».

Занавес.
Никакой папа не хитрый.

Вот ведь, нестандартное мышление. Мне бы так.

Примеры из турбосчета

Недавно рассказывал про игру Турбосчет. Одно время игра так сильно Тимуру нравилась, что я его решил на ней немного подловить.

Сфотографировал несколько карточек и составил из них примеры. Вот такие, как на картинке. Распечатал и принес домой. Ребенок клюнул :) «Оп-па, это что такое? Научи меня».

Сначала примеры были простые. «5+7», «9-6». Решает.

Потом решил попробовать посложнее. Оставлял одно из слагаемых пустым «5+ =8» или уменьшаемое-вычитаемое пустым «9- =2» или « -3=4». Сделал.

Потом вообще решил попробовать устроить революцию. Дал примеры вообще без знаков «8 3 11» и «9 3 6». Попросил расставить знаки. Тимур думал дольше, но додумался и решил.

Все это не за один день, конечно. Несколько раз простые примеры решал, несколько раз – уравнения с одним неизвестным, несколько дней – без знаков. Потом вперемешку. Гнаться не надо, если нравится делать первое и не понравилось делать второе, пусть сидит подольше на первом. Когда любопытство разберет и попросит другое, можно на следующий уровень переходить. Можно попробовать подсунуть между делом пример из следующего уровня, посмотреть, осилит-нет, заинтересуется-нет. Не пошло совсем, подождать, в конце концов все ведь научились считать. Не на птичках, так на палочках потом научится.

Правда, у нас тяга к примерам в такой форме прошла почти одновременно с тягой к самой игре Турбосчет. Давно такие примеры не решали уже. Может быть, даже и забыл все это. Надо бы освежить. В такой форме или нет, можно подумать. Возможно, что-то новое придумается.

7e20ff0942253ff18549ad752ed212a7.jpg

Математика для самых маленьких – 2

Сейчас с младшим легче начинать учить цифры. Старший любит играть в игры с кубиком, и младший смотрит и повторяет. Можно сказать, что он научился считать до 6 на кубике, и только потом учился считать в уме до 10. Со старшим было немного сложнее, ему было не за кем тянуться и не за кем повторять. Но тогда у нас был другой вариант. Игра Уно. Купили в ЗнаемИграем (https://vk.com/znaemigraem_eburg).

Раздается по 5 или 7 карт каждому игроку. На стол выкладывается одна открытая карта. Ходят по очереди. На открытую карту кладется другая, совпадающая по цвету или по числу. На красную пятерку можно сходить пятеркой любого цвета, либо любой цифрой красного цвета. Если ходить нечем, берешь из колоды, пока не найдешь, чем сходить. У кого закончились на руках все карты, тот и выиграл.

А как Тимур ждал «волшебную» карту для смены цвета. А уж как ждал «волшебную» карту, по которой соперник должен был взять сразу 4 карты. И как расстраивался, что при раздаче ему не пришло ни одной такой карты.

Начали играть, когда Тимур еще цифры не все знал. Играли по картинкам. По ходу дела называли цифры. «Оп-па, четверка, ну-ка смотри у тебя есть четверка?». Он еще не знал, что такое четверка, но эта странная картинка где-то в мозгу уже ассоциировалась с цифрой четыре.
Играли много и долго. И как первый шаг для запоминания цифр игра очень помогла.

PS Это я сейчас такой умный рассуждаю про первый шаг для запоминания цифр, а тогда мы просто играли в интересную игру :)

33513008d5a6627cdb3f5017af997212.JPG

Математика для самых маленьких

Как научить ребенка считать?
А не надо учить, надо с ним просто играть. Один из первых шагов – любые игры с кубиками. Кидаешь кубик, считаешь точки и двигаешь фишку на столько полей. Кто первый дошел до финиша, тот выиграл. Если не знаете, где взять такую игру, идете в любой ближайший киоск и покупаете детские журналы. Любые. Смешарики, Санька в тридевятом царстве, Хотвилз. Там часто бывают такие игры. Так у нас Санька в три года любит играть в такие игры: Папа, давай поиграем в Чееловека-паука, или со Смешариками поищем снежного человека.

А еще Санька очень любит играть в «Выдерни морковку». Купили то ли в МосИгре, то ли в ЗнаемИграем. Тянешь карточку, считаешь, на сколько камней перепрыгнуть зайцем, и прыгаешь.

Так в три года он уже считает по порядку до 10, плюс понимает, что бывают правила, которые надо соблюдать. А еще понимает, что иногда в играх проигрываешь, а иногда выигрываешь, такова игра.