Монголо-татарское нашествие

Недавно упомянул вскользь про историю, сейчас подробнее напишу, как рассказывал Тимуру о монголо-татарском нашествии. Рассказывал по пути в садик, в три серии: Начало нашествия и Битва на Калке, Куликовская битва и Стояние на реке Угре.

Краткое содержание первой серии. Сначала на Руси был один князь, но потом Князь Владимир поделил Русь между своими сыновьями, и понеслась. Друг с другом начали спорить и воевать, и даже убивать родственников. Хотя и называли кого-то одного старшим над остальными, но не все с этим соглашались, и каждый был сам себе голова. И чем дальше, тем хуже, сыновья делили княжества на части между своими сыновьями, в итоге одна страна распалась на много мелких княжеств. И когда соседнее племя Половцев прискакало к русским князьям за помощью, рассказывая о страшном враге, который идет с востока, то часть князей решили помочь, а часть отказалась. Но даже и те, кто согласились, решили пойти отдельными отрядами, ведь никто из князей не хотел подчиняться другому. Собственно поэтому и проиграли первую битву на Калке. Войска князей растянулись в длинную цепь, между собой связь почти не держали. Передовой отряд увидел монголов, ринулся в атаку, но их заманили в ловушку и уничтожили. И почти все остальные отряды точно так же по отдельности уничтожили. И с тех пор почти на двести лет на Руси установилось монголо-татарское иго. Монголы приезжали за данью, уводили пленников, грабили и жгли города.

Вторая серия, Куликовская битва. Тут мы читали. Романы Василия Яна для детей рановато читать, конечно, но есть и детские книжки. Вот, например, такая http://www.ozon.ru/context/detail/id/20885534/?partne... Мы за два вечера прочитали. Практически на одном дыхании. Ну и мультики, конечно, смотрели:
https://vk.com/video211504341_165914943
https://vk.com/video-23459697_169640998

После просмотра мультиков, оба ребенка схватили пластмассовые мечи и весь вечер гоняли меня по квартире с явным желанием прямо сейчас зарубить Мамая в моем лице :)
Потом еще мы рассматривали картины135226a599b0914de6c842e826dc7417.jpgefbd76b59a3f383a638b736f851f7c46.jpg2ce06fb4a8fa06690a1d035c3f75e1fd.jpge2d83c1cf993242e49eee83bac976468.jpg2a2c28a71661d31ef02e25da39be85c8.jpgceb85f647308b4fe7e32aa769a1ed838.jpgb07f39667bf9d092db837a6c9cc37cf0.jpg70f2c89a040795eb19b1efbdd107afb9.jpga9d249ab784488d007000497886d6f26.jpgf02e0d2fa9122efa66ff00b6485ca434.jpgeca925df3008c4baf2bb9ed46becf91f.jpg. Еще поговорили немного про то, как Дмитрий перед Куликовской битвой переправился и сжег мосты, чтобы некуда было отступать, как спрятал засадный полк, как воевода засадного полка терпеливо дожидался и вовремя вступил в битву. Как потом, через два года, золотоордынцы все же захватили и сожгли Москву, и Русь снова была вынуждена платить дань еще сто лет.

И только в третьей серии, спустя ровно сто лет Иван III прекратил платить дань, отправился с войском на встречу хану Ахмату, как они одновременно подошли к реке Угре и простояли на ней 4 дня. Ни одна сторона не решалась начать переправу, потому что во время переправы войско практически беззащитное. После нескольких дней стояния хан Ахмат развернулся и ушел ни с чем.

Подобный рассказ не претендует на роль пособия для сдачи экзамена по истории, но общая картинка в голове, надеюсь, сложилась у Тимура.

Расскажите детям. Упорство

Тимур:
Упорство – это когда делаешь что-то, и даже если оно не получается, ты продолжаешь делать.

Ожегов С. И.:
УПОРСТВО, -а, ср. 1. Последовательность и твердость в осуществлении чего-н. У. в достижении цели. 2. То же, что упрямство. * С упорством, достойным лучшего применения (ирон.) - о чьей-н. непонятной и неумной настойчивости.

Практически один в один. Ходячий словарь :)

Что рассказывать детям? И когда об этом рассказывать?

Как часто дети просят вас рассказать о чем-нибудь? Просто так: «Папа, расскажи что-нибудь». У меня часто просят. И ответить на вопросы «Что рассказать?» и «Когда рассказать?» можно было бы так: «о чем угодно» и «когда угодно».

Вот несколько примеров:

- Едете в отпуск в машине, вы пристегнуты, дети пристегнуты, все песни спеты, игры сыграны, и тут они просят «расскажи что-нибудь». Почему бы не рассказать им краткое содержание фильма «Три мушкетера». Просто рассказать все, что из фильма помнишь. С поправкой на то, что он поймет: д’Артаньян приехал в Париж, нарвался на три дуэли с мушкетерами, а потом пришли гвардейцы кардинала, а гвардейцы с мушкетерами не дружили, «нас трое, нет нас четверо, один за всех», победили, потом королева зачем-то отправила подвески в Англию, а кардинал решил устроить гадость, ну и так далее. Что помните то и рассказывайте, хоть Звездные войны, хоть Хоббита. И там, и там приключения, интересно.

- Брали в библиотеке книжку с былинами про богатырей, вечером прочитал главу, утром по пути в садик рассказал. Прочитать перед сном три страницы – легко, и благодарный слушатель на утро обеспечен.

- Любые истории про приближающиеся праздники. День космонавтики на носу – можно рассказать про Гагарина, «Поехали!», Белку и Стрелку, Союз-Аполлон. День победы приближается, тут разговоров тоже может быть много, особенно если еще и про прадедушек что-нибудь вспомнить, или медаль какая-нибудь дома есть или в музей сходить.

- Давно хотел прочитать Рамаяну, но никак руки не доходили. Дошли. Начал читать – понял, что снова приключения, и с небольшим упрощением можно рассказывать про Раму и Ситу. Заодно и какие-то морально-воспитательные моменты обсудить можно. Там вся книга про долг, верность, дружбу и другие положительные качества. Точно так же вечером прочитал главу – утром пересказал по пути в садик. И себе приятное сделал и ребенку.

- История государства Российского. Есть у меня подарочное издание Карамзина, никак не могу начать читать. Большое оно, пугает. Пока только кусочки отдельные рассказывал: про монголо-татар и феодальную раздробленность, про куликовскую битву, про Петра первого. Везде же приключения, интересно. Понятно, что не надо использовать слова «феодальная раздробленность» и говорить языком учебников для старших классов, можно просто сказать, что не дружили князья, хоть и родственники были, и государство вроде одно, но спорили между собой и даже воевали, собственно поэтому на Калке и проиграли. Пока из истории отдельные эпизоды рассказывал только без общей хронологии. Да и рано общую хронологию, как мне кажется, пока отдельными частями.

В общем, повторюсь, рассказывать можно что угодно и когда угодно.

Расскажи нам что-нибудь

54d64a9a472e903592bc37637dcd93f6.jpgЧитаю тут книжку Александра Нила «Саммерхил». Прочитал там одну штуку.

…Через воскресенье по вечерам я рассказываю младшим детям истории их собственных приключений. Я делаю это годами; они побывали в глубинах Африки, на дне океанов и за облаками...

Решил попробовать на своих такое же. Рассказал им, как Тимур с Сашкой плавали вокруг света на яхте, открыли новый остров, которого нет ни на одной карте и назвали его в честь мамы. Потом как они летали в космос. Потом как они стали известными писателями как они сочиняли книги и общались с издателями и репортерами. Истории получались короткие, но оба сидели и слушали взахлеб.

Дня через три после очередной истории, Тимур как-то говорит мне: «Папа, наври нам чего-нибудь новенького, как мы куда-нибудь путешествовали, или изобрели что-нибудь». Вот так, думаю, рассказываешь им, рассказываешь, а оказывается, врешь ты все :)

А может быть, это и есть воспитание через расширение картины мира, а?

#воспитание, #расскажитедетям

Расскажите детям. Закон

– Тимур, а что такое закон?
– Это какое-то правило, как и что нужно делать.
– А кто устанавливает?
– Нуууу… Король.
– Верно, короли тоже устанавливают законы в своей стране. А у нас в стране кто?
– …
– Ну, кто у нас в стране самый главный?
– Ааа, президент.

Как рассказывать детям об эмоциях (если сам в них ни в зуб ногой)

Некоторые книжки и статьи по воспитанию детей говорят одно и то же. Говорите детям об их эмоциях, называйте эмоции.
Ты расстроен тем, что…
… и поэтому ты огорчился
Я вижу ты сильно рад потому, что …
Ну и так далее. Сначала обозначаешь, а потом уже дальше из этого раскручиваются разные техники. Но сначала надо назвать.

Но вот проблема у меня лично была (да и остается до сих пор), что я не могу сходу эти эмоции назвать. Ну вижу, что ему плохо, а вот сходу назвать растерянность это или он просто слегка расстроен, или он глубоко опечален, не могу. Понял, что сам редко пользуюсь этими словами в своей жизни, поэтому и не могу назвать эмоции у своего ребенка. Один умный человек подсказал: Выпиши все эмоции и чувства на листочек, купи словарь Ожегова и по порядку, потихонечку, читай и пробуй применять.

Ну ладно, словарь купил. Пошел в интернет искать список эмоций. На первой же странице нашел список, и понял, как мало я в этой жизни понимаю.
http://www.peter-zarubin.ru/index.php?option=com_cont..

Ну ладно, начал читать, выписывать, учить. Все равно сходу получается не всегда. Например, однажды прочитал про растерянность, а он через день какой-то расстроенный ходит, и видно, что это не растерянность, а что-то другое, а вот что это другое, я еще не прочитал. Непросто. Но иногда получается. Продолжаю читать, выписывать и перечитывать.

Из этого же у меня в какой-то момент выросла идея «Расскажите детям». Снова получается, что дети – лучшие учителя. Вместе с ними и сам учишься.

О чем еще рассказать ребенку

Иногда сижу вечером и думаю, о чем еще рассказать ребенку. И тут случай подкинул мне еще один источник слов.

Тимур ходит на каратэ. И там перед каждым занятием они начали изучать клятву Додзё. Перед каждой тренировкой повторяют вслух за сэнсэем:
1. Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твердого, непоколебимого духа;
2. Мы будем следовать истинному смыслу воинского пути, чтобы наши чувства все время были наготове;
3. С истинным рвением мы будем стремиться культивировать дух самоотрицания;
4. Мы будем соблюдать правила этикета, уважения старших и воздержания от насилия;
5. Мы будем следовать нашей вере и никогда не забудем истинную добродетель скромности;
6. Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний;
7. Всю нашу жизнь через каратэ мы будем стремиться выполнять истинное предназначение пути Кёкусинкай.

Тимур как-то вечером после тренировки попросил найти в интернете текст, чтобы поучить и повторить его. Нашли, прочитали, повторили, потом еще в ютубе нашли, посмотрели.
Вот думаю, меня от раздумий как минимум на целую неделю спасло каратэ. И про этикет можно поговорить, и про твердость духа, и про насилие и возздержание от него, и про скоромность.

Спасибо, Масутацу Ояма. Сэнсэй-ни рэй!

5d11874f41490668e9ed7224d0ccbff0.png

Расскажите детям. Терпение

Тимур говорит:
Терпение – это ждание. Когда подарок ждешь или игрушку. Когда обещали, но пока не покупаете. Или когда больно. Ну, не очень сильно больно, а так... и ты терпишь.

Словарь Ожегова:
ТЕРПЕНИЕ, -я, ср. 1. Способность терпеть (в 1 знач.). Проявить т. Потерять всякое т. Вывести из терпения (раздражить). Запастись терпением (заставить себя терпеть). Г. лопнуло (не хватило терпения; разг.). 2. Настойчивость, упорство и выдержка в каком-н. деле, работе. Учитель должен обладать терпением. Т. и труд все перетрут (поел.).

Что такое кругозор или Про что рассказать ребенку

Съездили с друзьями в Невьянск. Посмотрели на башню, походили по музею. До этого много разного рассказывал Тимуру из истории, а тут в паззл добавился еще один кусочек, связывающий отдельные истории в одну общую картину мира.

Когда-то я Тимуру рассказывал про Петра I. Как тот рос, учился за границей, сам работал плотником, как играл с потешным полками, и с ними же потом завоевывал выход к Азовскому, а потом к Балтийскому, как строил флот, как строил Санкт-Петербург. Потом где-то на картине Айвазовского увидели Петра I, зацепились, пролистали весь альбом Айвазовского. Потом говорили, что для войны нужны были пушки и ружья (пушки и ружья рассматривали в Музее истории и археологии Урала), и как Петр отправил Демидова на Урал, строить железоделательные заводы. Поговорили, как делается металл, как добывают руду, и что с ней потом делают (руду рассматривали в Музее природы). Поговорили, как раньше строили заводы – сначала плотина, чтобы вода падала и крутила колеса, а те вращали другие механизмы и станки (плотины видели в Ревде, Екатеринбурге). Потом взяли леговский вертолет и засунули в ванной под кран – посмотреть, как вода вращает винт, чтобы понять, как работала вода на плотине. Потом гуляли по Плотинке в Екатеринбурге и там рассматривали большие старые механизмы, которые когда-то вращала вода. В Невьянске в музее рассматривали большой макет завода, там были сразу и плотина, и доменные печи, и станки, все это сразу на одном макете. Так все предыдущие рассказы встретились в Невьянске.

Разговоры шли, конечно, не друг за другом и даже не по заранее продуманному плану. Но при случае я ссылался на предыдущую серию. Играет с вертолетом в ванной, засунул его под струю воды и смотрит, как у него винт крутится. «Помнишь, мы говорили про заводы, вот у них точно так же вода крутила колеса и станки.

От каждой из этих историй может пойти масса самостоятельных ответвлений. От Айвазовского перешли к парусникам, и войне с Турцией, смелость моряков, потом где-то рассматривали альбомы других художников, смотрели, чем отличаются пейзажи, портреты и натюрморты. От плотин и заводов переходили к водным электростанциям, у которых принцип такой же, потом к электричеству в лампочках. В музее природы кроме руды видели много чучел животных, там вообще целый мир для рассказов. В музее истории и археологии аналогично. Все связано со всем. Это почти как в Википедии. Залезешь почитать про одно, а потом оно тянет за собой второе, третье, и так, начав с Рюрика, через несколько кликов ловишь себя на том, что читаешь уже про высадку американцев на Луну.

Честно скажу, не знаю, сколько из всего этого Тимур запомнил. Пока не ставлю цель - заучивать факты и даты, как в школе, пока просто рассказываю обо всем понемногу. Слушает, разинув рот, и что-то наверняка откладывается.

Мне кажется, что обучение должно проходить подобным образом. Комплексно, сразу во всех областях. Тогда у ребенка будет складываться единая картина мира. А не отдельные никак между собой не связанные куски знаний по физике, истории, математике, литературе. Сам помню, как я в классе 9 шел с урока химии на биологию и думал, а что же меньше, молекула или клетка. Почему-то тогда сам для себя придумал, что молекулы это для неживой природы, а клетки для живой, и успокоился на этом. Понятно, что это мой бред, и мог бы сам уточнить у учителей, но на тот момент эта мысль в голове осталась, и как-то по итогам школьной программы у меня биология и химия никак не связались между собой, хотя по сути, это все об одном и том же. А еще и физика сюда же. Отдельные куски складываются в один большой паззл, и когда он собирается, понимаешь, какой наш мир красивый и интересный. Все, действительно, связано со всем.

Расскажите детям. Радость

Уже недели три по утрам по пути в садик, первую половину пути мы говорим «за жизнь». Что такое доброта, честность и так далее. На прошлой неделе как-то раз было такое, что вышли из подъезда, я иду, молчу, ничего не спрашиваю и не говорю. Уж не помню почему, то ли задумался, то ли выбирал о чем поговорить, в общем молчу. Тимур спрашивает: «Папа, а что у нас с тобой сегодня разговора не будет что ли?» Привык уже.

Спросил, что такое «радость».
– Не знаю, – говорит.
– Ну, вот чему ты радуешься?
– Когда кого-то долго не видел, а потом увидел. Бабушка приезжает, или дядя Ваня. Когда мультики смотрю, Когда играю.
– А когда выигрываешь?
– Да.
– А как можно сказать одним словом обо всем этом?
Задумался. Потом радостно так:
– А-а-а, Счастье!

Словарь Ожегова:
РАДОСТЬ, -и, ж. 1. Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения. Испытывать р. Доставить?. Вне себя от радости (очень рад). С радостью помогу (очень охотно, с полной готовностью). 2. То, что (тот, кто) вызывает такое чувство. Радости жизни. Дети - р. матери. Р. ты моя1 (часто в обращении). 3. Радостное, счастливое событие, обстоятельство. В семье р.: приехал сын. Случилась большая р. * На радостях (разг.) - по случаю радости, удачи. Погуляем на радостях. С какой радости? (разг. неодобр.) - чего ради, почему.

Расскажите детям. Бескорыстие

Что значит "бескорыстный"?

На вопрос, "что такое "бескорыстие?" Тимур без раздумий и без запинки начинает отвечать, как по писаному: "Это когда делаешь что-то просто так, не для своей выгоды, а из добрых пРобужденний" (орфография авторская :))

Ничего себе, думаю, вот как шпарит. Спрашиваю: "Откуда ты это значешь?"

А он мне отвечает: "Папа, ты что забыл? Мы же недавно в Незнайке в солнечном городе об этом читали."

И точно, вспоминаю, дня три, а то и четыре назад, читали. Там была целая глава, в которой Незнайка старался сделать подряд три добрых бескорыстных поступка, и у него никак не получалось. Поражаюсь, все-таки, детской памяти. Все фотографирует, записывает, сохраняет.

Читайте детям добрые книжки.

Сергей Иванович Ожегов пишет, что:
БЕСКОРЫСТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. Чуждый корыстных интересов. Б.человек. Б. поступок. Бескорыстно (нареч.) помогать кому-н. II сущ.бескорыстие, -я, ср. и бескорыстность, -и, ж.

Викисловарь:
1. не требующий платы, компенсации. 2. о человеке лишённый корысти; не требующий вознаграждения за помощь

Расскажите детям. Щедрость

Продолжаю про "Расскажите детям".

– Что такое щедрость?
– Щедрость это когда, например, делятся игрушками. Тот кто делится, чем-нибудь, тот щедрый.
– А противоположное слово какое?
– Ну… тот, кто не делится.
Вот, думаю хитрец, и спрашиваю дальше:
– Понятно, что тот, кто не делится. А какой это человек?
– Ааа, жадный.

Сергей Иванович Ожегов:
ЩЕДРОСТЬ, -и, ж. 1. см. щедрый. 2. Оказание бескорыстной помощи другим,отсутствие скупости. С большой щедростью делиться с кем-н. Научная щ,(стремление передать другим свои мысли, идеи).

Википедия:
Щедрость — добродетель, связанная со способностью оказывать бескорыстную помощь другим, антоним скупости и скаредности. Часто щедрость проявляется в подарках и неразрывно связанна с благотворительностью.

Расскажите детям

Несколько раз замечал в городе вот такую социальную рекламу, но как-то ни разу она меня не сподвигла на то, чтобы рассказать об этом своим детям. Но за последние пару месяцев от двух мудрых людей услышал об этом же и решил, что пора.
Составил список слов: честность, доброта, дружба, щедрость, терпение, скромность, хвастовство, радость, печаль и так далее.

Достал словарь Ожегова, открыл Википедию, так как понимал, что сам не всегда смогу объяснить, что это такое. Так вроде бы и понятно, но вот как объяснить ребенку, не всегда сходу придумаешь. И стал рассказывать, каждое утро по пути в садик про какое-то одно качество из списка. Но не просто рассказывать, а сначала задавать вопросы:
Тимур, а ты знаешь, что такое…?
А про какого человека можно сказать, что он …?
А противоположное слово для … какое?

Старался сделать так, чтобы Тимур либо сам рассказал, а я немного подкорректировал, либо в диалоге мы вместе находили ответ. Иногда получалось, иногда не очень.

Вот, например, что Тимур сказал про честность.
Честность – это когда не обманывают. Когда сделал что-то плохое, ну или хорошее, то не молчишь, а сам говоришь. Когда говоришь правду.

А вот, что про честность говорит Википедия
Честность — это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит. Противоположностью честности являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие.