Турбосчет, Зверобуквы и Уно с маленьким

Про Тимура уже писал, что мы с ним буквы и цифры выучили во многом с помощью настольных игр. Сейчас начали с Сашей играть. Причем он сам попросил. Букв не знает, цифр не знает, но играет с удовольствием :) Ориентируется по картинке, походит или не походит на то, что надо.
Правда, во всех играх упрощенный вариант играем, Тимуру скучно, ему нужен вариант посложнее, но иногда и он с нами играет.

В турбосчет играем просто, у кого карта больше, тот и забирает все. Сашка сидит и сам пальцем считает и определяет у кого больше.

В Зверобуквы тоже играем не с полным алфавитом, а всего с 9 буквами. Плюс к этому попросил Сашу составить слова из отдельных букв. Глядя на карточку, где написано «СОВА», из общего набора букв выбирать те, которые нужны, и составлять их в правильном порядке. Так несколько слов составил, смотрит на картинку, находит буквы и выкладывает слово. Ему самому понравилась такая игра. Пусть играет. Главное, что есть интерес, и надо его поддерживать.

43bda4ebaf99aa7431b009218da54031.jpg

16088fc2f9d6d4183558a02f99beaee6.JPG
0138e2c76c3fd5a8d3d8be04a08a8ad7.jpg

Заставлять или не заставлять читать

Была у нас одна проблема. Вернее, я сначала считал это проблемой. Тимур знал все буквы, умел читать по буквам, но интереса к самостоятельному чтению не было. В садике в группе у них уже один или два человека сами читают книжки. Садятся и читают. Я в его возрасте тоже уже читал сам, в 6 лет меня в библиотеку записали, я сам ходил, выбирал книги и читал. А у Тимура нет мотивации. И меня это напрягало. Пробовали стихотворение учить «Как хорошо уметь читать». Пробовали читать вместе. Просил его почитать мне. Выбирал в букваре фразы покороче. Не хочет. А зачем, собственно? Папа истории рассказывает, мама книжку перед сном читает.

Потом в какой-то момент я это отпустил. Все, ведь, умеют читать, все научились. Ну хотя бы к окончанию школы-то точно все умели уже :) На какое-то время я совсем с чтением отстал. Продолжал истории рассказывать, книжки читать, но самого Тимура не просил читать. Постепенно на ум пришли три штуки, которые помогли с интересом к чтению.

1. Разные задания с буквами: ребусы, кроссворды, загадки. Читать тексты пока не хочет (или боится), а короткие задания с перестановкой и поиском букв, или отгадыванием кроссвордов делает с удовольствием. Ну, думаю, и ладно, лишь бы букв не пугался, а читал их и играл с ними. Хоть в коротком варианте, через игру, но слова читает. Интерес есть.

2. "Что там написано?" Тимур часто спрашивает, а что там написано. Едем на машине – что написано на знаке. В книжке начинаем новую главу – а как она называется. Пришла смс-ка – что пишут. На все такие вопросы у меня один ответ: "Попробуй сам прочитать". Интерес есть - сам читает.

3. Лобок Александр Михайлович. У него много всего интересного. Как-то я про его мастерские азартного чтения уже писал. Две практики из его мастерских пробовали делать с Тимуром. Первая – гадание по книгам. Отправляешь ребенка к книжной полке и просишь наугад выбрать книгу, потом открыть наугад, ткнуть пальцем и прочитать слово. Все, наверное, так делали сами, но на детях мы не пробовали. Самое интересное, когда он назавтра вечером приходит и рассказывает "Мне вчера было предсказание "камни таскать", так вот я на прогулке в садике их таскал, а потом вспомнил про предсказание. Работает, давай еще предскажем". Ну супер, иди за книжкой :)
Вторая практика – «дырчатое чтение». Это когда читаешь начало предложения «Жил-был царь, и вот однажды…» и молчишь, спрашиваешь у ребенка: «что произошло однажды?» Потом продолжаешь читать дальше, и через пару предложений или абзацев снова на полпути умолкаешь «что они ему сказали?». И так далее. Фантазия включается.

Играя так с книгами, буквами и словами, ребенок ко всему этому привыкает, у него начинает работать фантазия, появляется понимание, что книги можно самому держать в руках, самому читать, ему хочется почитать, интерес растет. И в какой-то момент он начинает читать сам. 1 и 2 пункты мы уже несколько месяцев в свободном режиме делаем, 3 пункт всего недели четыре делали время от времени. И вчера с удивлением обнаружил, что Тимур сидит и пытается читать сам. Пусть это пока комиксы в журнале, а не «Война и мир». Но сам взял в руки, сам открыл и сам читает.

Уж не знаю, насколько помогли эти практики. Не знаю, насколько помогло то, что не заставляли. Возможно, все сработало в комплексе. А возможно, все это ерунда, и он просто сам созрел :) Однако результат налицо.

Кроссворды

Кроссворды

Еще одна интересная игра с буквами и словами – кроссворды. Как обычные, где надо отгадать слово, так и кроссворды, которые я впервые увидел в учебниках английского языка. Почему бы их не переделать на русский, и не использовать в них слова, которые интересны ребенку? Пусть читает и находит бионикла Таху, черепашку-ниндзя Донни или каких-нибудь рейнджеров-самураев. Вот один пример такого кроссворда.

Самое интересное, что таких кроссвордов можно наделать очень много. И с любыми словами.

32ff4cfce299bfeab8690d7a23eed998.png

Учить исподтишка

Есть такой доктор психологических наук Александр Лобок , он же автор книг по педагогике, автор игр, и прочая-прочая-прочая. В своих выступлениях он достаточно часто говорит, что если тема какая-то скучная, или еще по какой-то другой причине не идет, то можно подойти к ней сбоку, исподтишка. Заменить задачу «выучить» на какую-то другую. Например, с детьми обучение хорошо идет, когда ты не говоришь им: «давай я тебя научу читать все буквы», а говоришь «давай поиграем» и достаешь какую-нибудь игру типа Зверобуквы. Или пример из студенчества. Ты как бы не учишь историю России, а решаешь совершенно другую задачу – стараешься уместить восьмисотстраничный учебник на нескольких маленьких шпорах. При этом параграфы все равно читаешь, находишь в них самое главное, потом стараешься составить из этого главного короткий конспект, проговариваешь, как из короткого конспекта будешь развернуто рассказывать. Короче пишешь шпоры, а на самом деле учишь. Так подмена задачи выучить на какую-то другую, помогает все же выучить.

Самое интересное, что мы своим умом дошли до этого же, когда учили Тимура читать. Года в четыре Тимур уже знал почти все буквы. Мы поехали в отпуск, и я довольный такой купил букварь, думаю: «за отпуск научу ребенка читать». Ага, не тут-то было. Буквы знает, что такое слог понял, пальцем водит от буквы к букве, но слова читать не хочет. Я несколько раз подходил к нему с букварем, он пробовал, но потом отказывался. Провал :(

Пошли с другой стороны. Сначала играли в разные игры. Те же Зверобуквы, там названия животных читает. Кроссворды разные, слова находит, читает. Ребусы разгадывает, ответы сам пишет и читает. Из кубиков Зайцева всякие абракадабры составляем иногда, и опять сам читает. Про вывески, знаки, названия книг сначала спрашивал «Что там написано?», но получив несколько раз ответ «Прочитай сам», начал читать. Короче читать научился. Не по букварю, но научился.

Сейчас надо решать другие задачи. Научиться читать бегло – думаю, как бы исподтишка к этой задаче подойти. И вопрос с мотивацией на чтение пока открыт. Мама с папой читают и рассказывают разные истории, вроде пока хватает, зачем читать самому – непонятно. Тут тоже пока есть разные мысли, надо на практике пробовать. Тот же Александр Лобок проводит «Мастерские азартного чтения». Поищите на youtube. Правда, там больше для подростков, но все же для мелких можно некоторые вещи оттуда взять и немного переделать. Когда придумаем что-нибудь конкретное про мотивацию на самостоятельное и беглое чтение, напишу.

Русский язык. Великий и могучий.

Русский язык – это не только буквы, правила, знаки препинания, деепричастные обороты и т.п. Это еще и великий и могучий, интересный и красивый язык. С кучей всяких идиом. «Дать по шапке», «иголка в стоге сена», «денег куры не клюют», «глаза на лоб полезли». Так или иначе, постепенно мы все эти выражения научаемся (или не научаемся) использовать в своей речи, но можно детям в интересной форме рассказать о них и пораньше.

Андрей Усачев написал целую книгу стихотворений, в которых рассказывает о многих идиомах нашего великого и могучего.
http://www.ozon.ru/context/detail/id/34092085/?partne..

Вот несколько кусочков. Первый надо читать как Маяковский.

Великий могучий русский
Язык показал я французу,
А он показал – французский,
А я дал месье по пузу!

И дальше там говорится про английский, китайский и арабский, как они все подрались и что из этого вышло.

Ну, и раз уж у меня тут все про детей, то вот пара педагогических кусочков.

Сын прогулял опять урок,
И не желает дочь учиться.
– Детей своих, – сосед изрек, –
Держи в ЕЖОВЫХ РУКАВИЦАХ.

И вот еще.

Сам КАШУ ЗАВАРИЛ –
Самому и пробовать,
Сам её пересолил –
Самому РАСХЛЕБЫВАТЬ.

Дело ту не в миске с кашей –
Тут рецепт всей жизни нашей!

Заодно, читая детскую книгу, и сам просвещаюсь. После прочтения нескольких стихотворений, Тимур спросил, а что значит идиома, и почему она так называется. Мне показалось, что ответ «Идиома – это фразеологический оборот» его не устроит :) Пришлось лезть в словарь.

Идиома – Происходит от древнегреческого ἰδίωμα «особенность, своеобразие», из ἴδιος «свой, собственный, особенный».
Я так понял, что идиомы не переводятся напрямую на другие языки, они свои, собственные, особенные для каждого языка.

Хорошая книжка – сам получаю удовольствие от чтения.

Учим буквы. Зверобуквы

Когда Тимур выучил почти весь алфавит, мы купили игру «Зверобуквы». Купили не потому, что надо было учить буквы, а потому, что поехали куда-то в отпуск, и надо было чем-то заняться в дороге. Купили и не прогадали. Игра очень понравилась.

Смысл игры в том, что 9 карточек с буквами перемешивают и выкладывают на стол рубашкой вверх. Затем открывают одну карточку с названием животного и, как в игре мемори, по памяти открывают буквы из этого слова. Первый вариант из 9 букв, мы освоили быстро, перешли на 18 букв. Причем Тимур запоминал расположение букв быстрее нас. Мы с нашими мнемотехниками и прочим багажом запоминали сложнее. Играли на равных. Постепенно перешли на полный алфавит.
Так Тимур доучивал буквы, учился читать названия животных и заодно память тренировал.

Недавно в интернет-магазине увидел, что вышел английский вариант игры. Надо тоже прикупить.

Русский язык. Словарный запас

По сути, основа любого языка – это словарный запас. Есть много игр на развитие словарного запаса. На эту игру наткнулся, когда перед отпуском искал в интернете, чем занять ребенка в дороге. Нашел много игр со словами, но как-то зацепила только эта.
Для себя мы назвали ее Угадайка.

Ведущий загадывает слово. Остальные по очереди задают вопросы, на которые ведущий может отвечать только «да» или «нет». Если все зашли в тупик, можно давать подсказки.

Сначала играли, как в анекдоте про чукотские песни. Едем в машине, поэтому загадываем дерево, светофор, колесо, столб, знак, полицейский. Какое-то время играли в такой вариант игры. Постепенно уровень усложнялся. Как-то раз ехали мимо музея военной техники, и Тимур загадал «война». На вопрос «Живое или не живое?» он ответил нам «это неживое, но в этом есть и живое, и неживое». На этом ответе наши с женой мозги сломались.

Или загадает «солнечный свет». Или «печаль». Или «химия». Вот как, начиная с вопроса «Это живое или неживое?», добраться до «печали»? Но как-то добирались. До «химии» я не добрался, потом отвлекся, а жена как-то доковыляла до нее. Когда стали загадывать абстрактные понятия, стали чаще просить подсказки, и вместо ответов «да-нет» стал появляться ответ «затрудняюсь ответить». И иногда даже слышно, как у отгадывающих в мозгу начинают крутиться шестеренки. Играть стало намного интереснее. Теперь в машине или в самолете, или даже просто на прогулке Тимур иногда просит, давайте сыграем в Угадайку. И Сашка тут же задает первый вопрос «Это живое?»

Уже какое-то время спустя, год, наверное, купил домой Крокодила в том же ЗнаемИграем (https://vk.com/znaemigraem_eburg). Воде бы то же самое, хоть и в обратную сторону, но как-то он у нас не пошел, лежит, пылится, а вот в Угадайку играем.a41e4eedaff4561a8d8a766ff7bcd3b9.jpg

Расскажите детям. Бескорыстие

Что значит "бескорыстный"?

На вопрос, "что такое "бескорыстие?" Тимур без раздумий и без запинки начинает отвечать, как по писаному: "Это когда делаешь что-то просто так, не для своей выгоды, а из добрых пРобужденний" (орфография авторская :))

Ничего себе, думаю, вот как шпарит. Спрашиваю: "Откуда ты это значешь?"

А он мне отвечает: "Папа, ты что забыл? Мы же недавно в Незнайке в солнечном городе об этом читали."

И точно, вспоминаю, дня три, а то и четыре назад, читали. Там была целая глава, в которой Незнайка старался сделать подряд три добрых бескорыстных поступка, и у него никак не получалось. Поражаюсь, все-таки, детской памяти. Все фотографирует, записывает, сохраняет.

Читайте детям добрые книжки.

Сергей Иванович Ожегов пишет, что:
БЕСКОРЫСТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. Чуждый корыстных интересов. Б.человек. Б. поступок. Бескорыстно (нареч.) помогать кому-н. II сущ.бескорыстие, -я, ср. и бескорыстность, -и, ж.

Викисловарь:
1. не требующий платы, компенсации. 2. о человеке лишённый корысти; не требующий вознаграждения за помощь

Расскажите детям. Щедрость

Продолжаю про "Расскажите детям".

– Что такое щедрость?
– Щедрость это когда, например, делятся игрушками. Тот кто делится, чем-нибудь, тот щедрый.
– А противоположное слово какое?
– Ну… тот, кто не делится.
Вот, думаю хитрец, и спрашиваю дальше:
– Понятно, что тот, кто не делится. А какой это человек?
– Ааа, жадный.

Сергей Иванович Ожегов:
ЩЕДРОСТЬ, -и, ж. 1. см. щедрый. 2. Оказание бескорыстной помощи другим,отсутствие скупости. С большой щедростью делиться с кем-н. Научная щ,(стремление передать другим свои мысли, идеи).

Википедия:
Щедрость — добродетель, связанная со способностью оказывать бескорыстную помощь другим, антоним скупости и скаредности. Часто щедрость проявляется в подарках и неразрывно связанна с благотворительностью.

Расскажите детям

Несколько раз замечал в городе вот такую социальную рекламу, но как-то ни разу она меня не сподвигла на то, чтобы рассказать об этом своим детям. Но за последние пару месяцев от двух мудрых людей услышал об этом же и решил, что пора.
Составил список слов: честность, доброта, дружба, щедрость, терпение, скромность, хвастовство, радость, печаль и так далее.

Достал словарь Ожегова, открыл Википедию, так как понимал, что сам не всегда смогу объяснить, что это такое. Так вроде бы и понятно, но вот как объяснить ребенку, не всегда сходу придумаешь. И стал рассказывать, каждое утро по пути в садик про какое-то одно качество из списка. Но не просто рассказывать, а сначала задавать вопросы:
Тимур, а ты знаешь, что такое…?
А про какого человека можно сказать, что он …?
А противоположное слово для … какое?

Старался сделать так, чтобы Тимур либо сам рассказал, а я немного подкорректировал, либо в диалоге мы вместе находили ответ. Иногда получалось, иногда не очень.

Вот, например, что Тимур сказал про честность.
Честность – это когда не обманывают. Когда сделал что-то плохое, ну или хорошее, то не молчишь, а сам говоришь. Когда говоришь правду.

А вот, что про честность говорит Википедия
Честность — это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит. Противоположностью честности являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие.