Рекомендую к прочтению

Хочу поделиться списком литературы, которую рекомендую прочитать всем. В море информации о здоровье, которая сейчас есть, человек без медицинского образования может легко запутаться. Главная проблема современной медицины -- то, что пациенты слепо доверяют врачам (Роберт Мендельсон сравнивал это с религиозным фанатизмом). При этом найти необходимую информацию непросто. Хотя ее много.

Критериями истинности информации являются:
1. здравый смысл / логика;
2. научные исследования, подтверждающие это;
3. личный опыт, показывающий достоверность информации.

СМИ, желтая пресса, книги и даже учебники для вузов (!) зачастую не содержат ссылки на научные исследования. Очень много неправды и отсебятины. По любому вопросу можно найти противоречивые данные.

Я сделал подборку книг, которая будет интересна широкому кругу читателей. Большая часть из них написана в научно-популярной форме, при этом почти каждое утверждение содержит ссылку на научные статьи:

Колин Кэмпбэлл "Китайское исследование"
Колин Кэмпбэлл "Полезная еда"
Томас Кэмпбэлл "Китайское исследование на практике"
Нил Барнард "Питание для мозга"
Колдуэлл Эссельстин "Супер сердце"
Александр Коток "Прививки в вопросах и ответах для думающих родителей"
Александр Коток "Беспощадная иммунизация"
Галина Петровна Червонская "Прививки -- мифы и реальность"
Галина Петровна Червонская "Вакцинация без диагностики -- профанация в борьбе с инфекционными болезнями"
Владимир Александрович Агеев "Выдуманные болезни"
Роберт Мендельсон "Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам"
Роберт Мендельсон "Мужская медицина. Как калечат женщин"
Роберт Мендельсон "Исповедь еретика от медицины"
Борис Гринблат "Диагноз -- рак. Лечиться или жить"
Наталья Петровна Бехтерева "Магия мозга и лабиринты жизни"
Татьяна Попова "Очерки о гомеопатии"
Сергей Гладков "Умное сыроедение"
Мишель Оден "Возрожденные роды"
Медкова И.Л., Павлова Т.Н. "Альтернативный мир"
Фото:

Турбосчет, Зверобуквы и Уно с маленьким

Про Тимура уже писал, что мы с ним буквы и цифры выучили во многом с помощью настольных игр. Сейчас начали с Сашей играть. Причем он сам попросил. Букв не знает, цифр не знает, но играет с удовольствием :) Ориентируется по картинке, походит или не походит на то, что надо.
Правда, во всех играх упрощенный вариант играем, Тимуру скучно, ему нужен вариант посложнее, но иногда и он с нами играет.

В турбосчет играем просто, у кого карта больше, тот и забирает все. Сашка сидит и сам пальцем считает и определяет у кого больше.

В Зверобуквы тоже играем не с полным алфавитом, а всего с 9 буквами. Плюс к этому попросил Сашу составить слова из отдельных букв. Глядя на карточку, где написано «СОВА», из общего набора букв выбирать те, которые нужны, и составлять их в правильном порядке. Так несколько слов составил, смотрит на картинку, находит буквы и выкладывает слово. Ему самому понравилась такая игра. Пусть играет. Главное, что есть интерес, и надо его поддерживать.

43bda4ebaf99aa7431b009218da54031.jpg

16088fc2f9d6d4183558a02f99beaee6.JPG
0138e2c76c3fd5a8d3d8be04a08a8ad7.jpg

Заставлять или не заставлять читать

Была у нас одна проблема. Вернее, я сначала считал это проблемой. Тимур знал все буквы, умел читать по буквам, но интереса к самостоятельному чтению не было. В садике в группе у них уже один или два человека сами читают книжки. Садятся и читают. Я в его возрасте тоже уже читал сам, в 6 лет меня в библиотеку записали, я сам ходил, выбирал книги и читал. А у Тимура нет мотивации. И меня это напрягало. Пробовали стихотворение учить «Как хорошо уметь читать». Пробовали читать вместе. Просил его почитать мне. Выбирал в букваре фразы покороче. Не хочет. А зачем, собственно? Папа истории рассказывает, мама книжку перед сном читает.

Потом в какой-то момент я это отпустил. Все, ведь, умеют читать, все научились. Ну хотя бы к окончанию школы-то точно все умели уже :) На какое-то время я совсем с чтением отстал. Продолжал истории рассказывать, книжки читать, но самого Тимура не просил читать. Постепенно на ум пришли три штуки, которые помогли с интересом к чтению.

1. Разные задания с буквами: ребусы, кроссворды, загадки. Читать тексты пока не хочет (или боится), а короткие задания с перестановкой и поиском букв, или отгадыванием кроссвордов делает с удовольствием. Ну, думаю, и ладно, лишь бы букв не пугался, а читал их и играл с ними. Хоть в коротком варианте, через игру, но слова читает. Интерес есть.

2. "Что там написано?" Тимур часто спрашивает, а что там написано. Едем на машине – что написано на знаке. В книжке начинаем новую главу – а как она называется. Пришла смс-ка – что пишут. На все такие вопросы у меня один ответ: "Попробуй сам прочитать". Интерес есть - сам читает.

3. Лобок Александр Михайлович. У него много всего интересного. Как-то я про его мастерские азартного чтения уже писал. Две практики из его мастерских пробовали делать с Тимуром. Первая – гадание по книгам. Отправляешь ребенка к книжной полке и просишь наугад выбрать книгу, потом открыть наугад, ткнуть пальцем и прочитать слово. Все, наверное, так делали сами, но на детях мы не пробовали. Самое интересное, когда он назавтра вечером приходит и рассказывает "Мне вчера было предсказание "камни таскать", так вот я на прогулке в садике их таскал, а потом вспомнил про предсказание. Работает, давай еще предскажем". Ну супер, иди за книжкой :)
Вторая практика – «дырчатое чтение». Это когда читаешь начало предложения «Жил-был царь, и вот однажды…» и молчишь, спрашиваешь у ребенка: «что произошло однажды?» Потом продолжаешь читать дальше, и через пару предложений или абзацев снова на полпути умолкаешь «что они ему сказали?». И так далее. Фантазия включается.

Играя так с книгами, буквами и словами, ребенок ко всему этому привыкает, у него начинает работать фантазия, появляется понимание, что книги можно самому держать в руках, самому читать, ему хочется почитать, интерес растет. И в какой-то момент он начинает читать сам. 1 и 2 пункты мы уже несколько месяцев в свободном режиме делаем, 3 пункт всего недели четыре делали время от времени. И вчера с удивлением обнаружил, что Тимур сидит и пытается читать сам. Пусть это пока комиксы в журнале, а не «Война и мир». Но сам взял в руки, сам открыл и сам читает.

Уж не знаю, насколько помогли эти практики. Не знаю, насколько помогло то, что не заставляли. Возможно, все сработало в комплексе. А возможно, все это ерунда, и он просто сам созрел :) Однако результат налицо.

Оптимизм. Продолжение 2

Дочитал Селигмана. Отметил для себя в книжке еще одну мысль:

… воспитание детей не должно сводиться к борьбе с их недостатками: родителям необходимо развивать в ребенке сильные стороны характера и положительные качества, чтобы, став взрослым, он смог жить счастливо.

Параллельно с подобной мыслью про детей столкнулся у Джона Холта в «What do I do Monday». Развивать то, хорошее, что в детях уже есть, лучше, чем упираться в исправление плохого.

И на этой волне вспомнил с какого-то из рабочих тренингов рассуждения, в каких сотрудников надо вкладываться больше, каким сотрудникам посвящать больше времени. На тех, которые ошибаются и послабее, или на тех, которые работают лучше и посильнее. Как правило, чаще внимание привлекают ошибки, и хочется на них сразу же указать и исправить, чтобы стало хорошо. А может быть, если даже не исправлять какую-то конкретную ошибку, стоит обратить внимание на лучшего сотрудника, чтобы он поделился опытом, чтобы он стал еще лучше, и от этого пользы будет в разы больше. Но привычка сильна, упираемся в негатив чаще.

То, что с трех разных сторон говорят об одном и том же, подтверждает, что надо больше внимания уделять позитиву и концентрироваться развитию, и только потом обращать внимание на исправление плохого. Осталось самое простое – определить в своем ребенке сильные стороны :)

У Селигмана, конечно, в книге приведен тест для детей, но мне показалось, что он для детей постарше, годам ближе к десяти. Пока остается только наблюдать и стараться подмечать сильные стороны характера и хвалить за ситуации, когда они проявляются.

Да, нелегкая это работа…

Оптимизм. Продолжение

На прошлой неделе написал про Оптимизмhttp://vk.com/dkiverin?w=wall8256176_262/all

И сразу решил попробовать на Тимуре. Начал спрашивать у него «Что интересного было в садике сегодня?» Сходу вылетало несколько ответов. При этом видно было, что он в голове день перебирает. Начали с трех интересных моментов, потом перешли на пять. Тимур спросил: «Мы так и до сорока доберемся?» :) Но до сорока не стали бежать, на пяти остановились пока.

Попробовал на младшем. Но так как у Саши с математикой пока сложно, то он на мои слова: «Саша, у тебя сегодня в садике задание. Запоминай интересные дела, а вечером мне три самых интересных расскажешь», - он ответил: «Уууу, пять много, а давай десять». Ну десять так десять. Давай, запоминай. Самое интересное, что вечером я сидел и пальцы загибал, он реально десять интересных дел вспомнил.

Уж не знаю, поэтому или нет, но уже неделю в садик оба уходят более-менее нормально.

Кроссворды

Кроссворды

Еще одна интересная игра с буквами и словами – кроссворды. Как обычные, где надо отгадать слово, так и кроссворды, которые я впервые увидел в учебниках английского языка. Почему бы их не переделать на русский, и не использовать в них слова, которые интересны ребенку? Пусть читает и находит бионикла Таху, черепашку-ниндзя Донни или каких-нибудь рейнджеров-самураев. Вот один пример такого кроссворда.

Самое интересное, что таких кроссвордов можно наделать очень много. И с любыми словами.

32ff4cfce299bfeab8690d7a23eed998.png

Эксперимент с сельдереем

Вчера про эксперимент с сельдереем упомянул, а вот собственно и он сам.
Тимуру на 6 лет подарили книгу с разными домашними экспериментами. Какие-то мы из них уже сделали. Сельдерей запомнился больше всех. Надо у сельдерея отрезать стебли и поставить в воду, подкрашенную пищевым красителем. Лучше синим, так виднее. А потом просто день за днем наблюдать, как крашеная вода поднимается по стеблям и доходит до листьев. Сначала окрашиваются каналы в стебле, потом большие каналы в листьях, потом сеточка из мелких канальчиков на кончиках листьев.

Заодно можно поговорить про кровеносную систему, про питательные вещества, которые разносятся через кровь человека или с водой из корней в листья растений.
Санька тоже наблюдал со всеми. Наверное, даже и больше всех наблюдал.

71298ca5d31d8afe4d0f4ea9da98170f.jpg

037db368705027d2482330d15fa8500d.jpg

Учителя говорят слишком много

В интернете очень много статей на тему «Почему современная система образования плоха». В социальных сетях, в сетевых изданиях, в интервью известных людей. Если поищете, то обязательно найдете сходу десяток-другой. Но зачастую в таких статьях содержится только критика, и нет каких-то конкретных рецептов. У меня после прочтения таких статей в голове появляется вопрос: «Ну это понятно. А делать-то что?» Дайте совет, пусть и не как перестроить всю систему школ в стране, а хотя бы, как в своем ребенке заложить какие-то фундаментальные вещи, которые помогут не только в школе, но и в жизни в целом.

Недавно нашел книгу John Holt “Underachieving school”. Дословно название не перевести, но если попробовать его объяснить, то получится что-то типа такого «Неуспевающая» или «Отстающая школа», причем не в плане школа для неуспевающих детей, а в том плане, что школа сама не успевает, сама школа отстает. В книге собраны статьи, написанные автором в разные годы в 1950-60х гг в США. Одна из статей называется «Учителя говорят слишком много». Во вложении непрофессиональный перевод этой статьи. Если кому интересно, можете прочитать.

Так вот в статье снова нет никаких рецептов. Но вопрос у меня не появился, так как в голове уже был ответ на него. Чтобы не было так, как написано там, надо:

- Не гнаться. Каждый ребенок учится в своем темпе. Если не получается сходу что-то объяснить, или ребенок не понимает, можно немного отступить, подумать и в следующий раз попробовать объяснить по-другому (тем более что до школы еще далеко :));
- Не стараться впихать в голову ребенка все и сразу. Есть у ребенка интерес, можно впихивать, интерес поостыл, надо попробовать сначала интерес возродить, или найти другую интересную тему.
- Задавать вопросы и стараться размышлять вместе. «А ты как думаешь?» «А ты знаешь?» «Я знаю, что ты не знаешь ответа на этот вопрос, подумай» Пусть думает сам.
- Находить связи между явлениями и обсуждать их. Историю с географией, географию с биологией, биологию с анатомией. «Помнишь, мы с тобой сажали сельдерей в подкрашенную воду, и краска поднималась по стеблям в листья, так вот, кровь по венам человека бежит точно так же».
- Активные действия. Если ребенок может сам сделать что-то (нарисовать, отрезать, полить. включить) пусть делает сам. Активность помогает лучше запомнить.

Главное, чтобы ребенок активно сам искал ответы, а не был просто пустым чайником, который мы стараемся чем-то наполнить.

Календарь

Однажды мы с женой попали в вальдорфскую школу. Правда, в то время там не было ни занятий, ни детей, ни учителей, поэтому сам процесс мы не видели. Просто походили, посмотрели на обстановку.

В вальдорфских школах много интересного, но одна из главных особенностей заключается в том, что у них много завязано на циклы. Есть понятия «цикл года», «цикл недели», «цикл дня», и многие вещи учатся через цикличность. Кроме получения знаний, через цикличность прививается еще и дисциплина. Да много чего еще могут рассказать приверженцы этого подхода.

Так вот в этой школе я впервые увидел календари цикл года и цикл недели. Решил с Тимуром нарисовать такие дома. Начали с года. Начертил круг, разделил его на 12 месяцев. Сели рисовать. Обсудили, сколько времен года и какие цвета им соответствуют и почему. Тимур их раскрасил. Попробовали вспомнить, какие месяцы есть и к каким сезонам они относятся. Что-то он вспомнил, что-то нет. Так как в то время он еще не умел писать, я написал названия месяцев за него. Потом пошли по месяцам, вспоминали, что происходит в эти месяцы и Тимур рисовал это внутри соответствующих секторов. Так в июле у нас зреют ягоды, а в сентябре падают листья, в мае этого года он нарисовал пасхальное яйцо, а между декабрем и январем нарисовал новогоднюю елку. Календарь, конечно, отличается от оригинального, но у нас и не вальдорфская школа дома. Получилась вот такая красивая штука.

Теперь он у нас висит на стене в детской. И если Тимур вдруг забудет, какие месяцы осенние, а какие летние, или спросит: «а какой месяц идет за апрелем?», можно всегда ему ответить: «Сходи посмотри в своем календаре» :)

Оптимизм. Теория на практике

Недавно писал, что начал читать книгу Мартина Селигмана про оптимизм и счастье. В книге кроме прочего он рассказывает о двух таких моментах и о том, как они влияют на хорошее настроение.

- Количество положительных чувств, зафиксированных на бумаге, помогает поддерживать оптимизм и хорошее настроение. Ведите дневники и записывайте самое хорошее, интересное за день и периодически перечитывайте. Главное – пишите и читайте.
- Заключительная часть любого события очень важна, так как от нее зависит, какое воспоминание у нас будет связано с этим эпизодом.

Из этих двух мыслей родилась одна практическая штука, которую сразу на Тимуре и попробовал :)
Он часто не хочет ходить в садик. Хотя в группу заходит, тут же находит себе разные интересные дела, начинает со разговаривать с другими детьми, придумывает какие-то игры, в общем, все нормально. Но вот процесс выхода из дома частенько выглядит одинаково: «Не хочу идти в этот дурацкий садик».
Однажды таким утром я ему сказал: «Тимур сегодня у тебя утром в садике есть одно задание. В течение дня запоминай, что у тебя было интересного, и вечером расскажешь мне про три самых понравившихся штуки». Он подумал и кивнул.
Два дня подряд я спрашивал у него вечером, что было интересного, он рассказывал. Вечером третьего дня, он сам почти с порога мне начал рассказывать: «Папа, сегодня в садике было мне понравилось, во-первых, …»

Сказать, что Тимур стал прямо-таки на крыльях летать в садик с превеликим удовольствием, я пока не могу. Но по крайней мере последнее впечатление от садичного дня остается нормальное, и, возможно, в какой-то момент позитив перевесит нежелание ходить в садик.

Учите и воспитывайте старших, младшие сами воспитаются

Иногда говорят, что достаточно воспитать старшего, младшие сами воспитаются. Мы на своих это поняли. По крайней мере на некоторых вещах это сильно заметно.

Вспоминаю, как старшего учили и уговаривали начать зубы чистить. И сказку сочиняли, и рассказывали ужасы про кариес, и какие-то мультики находили в интернете. Сейчас чистит сам. Младший просто увидел, что все чистят зубы, пошли в магазин выбрали ему щетку и пасту. Чистить начал без вопросов. Иногда, бывает, покочевряжится, для вида, но если добавить небольшой элемент игры – «Самолет летит, давай, открывай гараж» – то рот открывает.

Аналогично с мытьем рук и приборкой одежды. Бывает, конечно, что тот или другой забудет убрать после прогулки вещи в шкаф. Бывает, что оба забудут. Но в целом, оба пришли домой, переоделись (вот с этим пока не очень хорошо), убрали одежду в шкаф (с этим нормально) и руки вымыли (с этим хорошо). Причем старшего действительно учили все это делать, а младший просто сам начал делать, глядя на брата.

Учите и воспитывайте старших, младшие научатся сами.

Учить исподтишка

Есть такой доктор психологических наук Александр Лобок , он же автор книг по педагогике, автор игр, и прочая-прочая-прочая. В своих выступлениях он достаточно часто говорит, что если тема какая-то скучная, или еще по какой-то другой причине не идет, то можно подойти к ней сбоку, исподтишка. Заменить задачу «выучить» на какую-то другую. Например, с детьми обучение хорошо идет, когда ты не говоришь им: «давай я тебя научу читать все буквы», а говоришь «давай поиграем» и достаешь какую-нибудь игру типа Зверобуквы. Или пример из студенчества. Ты как бы не учишь историю России, а решаешь совершенно другую задачу – стараешься уместить восьмисотстраничный учебник на нескольких маленьких шпорах. При этом параграфы все равно читаешь, находишь в них самое главное, потом стараешься составить из этого главного короткий конспект, проговариваешь, как из короткого конспекта будешь развернуто рассказывать. Короче пишешь шпоры, а на самом деле учишь. Так подмена задачи выучить на какую-то другую, помогает все же выучить.

Самое интересное, что мы своим умом дошли до этого же, когда учили Тимура читать. Года в четыре Тимур уже знал почти все буквы. Мы поехали в отпуск, и я довольный такой купил букварь, думаю: «за отпуск научу ребенка читать». Ага, не тут-то было. Буквы знает, что такое слог понял, пальцем водит от буквы к букве, но слова читать не хочет. Я несколько раз подходил к нему с букварем, он пробовал, но потом отказывался. Провал :(

Пошли с другой стороны. Сначала играли в разные игры. Те же Зверобуквы, там названия животных читает. Кроссворды разные, слова находит, читает. Ребусы разгадывает, ответы сам пишет и читает. Из кубиков Зайцева всякие абракадабры составляем иногда, и опять сам читает. Про вывески, знаки, названия книг сначала спрашивал «Что там написано?», но получив несколько раз ответ «Прочитай сам», начал читать. Короче читать научился. Не по букварю, но научился.

Сейчас надо решать другие задачи. Научиться читать бегло – думаю, как бы исподтишка к этой задаче подойти. И вопрос с мотивацией на чтение пока открыт. Мама с папой читают и рассказывают разные истории, вроде пока хватает, зачем читать самому – непонятно. Тут тоже пока есть разные мысли, надо на практике пробовать. Тот же Александр Лобок проводит «Мастерские азартного чтения». Поищите на youtube. Правда, там больше для подростков, но все же для мелких можно некоторые вещи оттуда взять и немного переделать. Когда придумаем что-нибудь конкретное про мотивацию на самостоятельное и беглое чтение, напишу.

ТРИЗ. Противоречия

Недавно уже рассказывал про теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). В интернете нашел учебник ТРИЗ для детей в детском саду для детей 5 лет. На каждом занятии разбирается какой-то вопрос, потом он закрепляется в игровой форме. Например, на первых семи занятиях разбираются противоречия. Пусть они не называются "противоречия", но тем не менее, рассматриваются противоречия в размерах, в признаках, в количестве.

Все начинается с диалогов с вопросами.
– Комната она большая или маленькая? А для мышки она какая? А для слона?
– 10 конфет это много или мало? Для одного ребенка? А на всю группу?
– Солнце это хорошо или плохо? А если перегрелся на солнышке, а если дождя нет долго?

Ну и так далее. Главное, что дети выносят с таких занятий, это понимание, что одно и то же явление или вещь могут быть, как хорошими, так и плохими, как большими, так и маленькими, то есть могут иметь противоположные характеристики.

На следующих занятиях будут рассматриваться подсистемы, функции, и так далее вплоть до методов решения задач.

При этом, если у вас нет группы детей, а есть всего один ребенок, о можно эти же занятия немного переформатировать. Я выкинул игры, так как с одним ребенком в них не поиграешь, оставил только разговоры-диалоги. По пути в садик первые 7 занятий мы прошли дня за четыре. В первый день разбирали: конфеты, нож, свисток и другие предметы - это хорошо или плохо. Во второй: много - это хорошо или плохо, и что такое много и мало, большой и маленький. В третий: солнце и дождь и снег - это хорошо или плохо. В четвертый: искали отличия между зимой и летом.
Собственно если прочитаете учебник, то все станет понятно и так. Вопросы придумываются сами собой. В крайнем случае, можно просто зачитывать вопросы из учебника и обсуждать с ребенком ответы.

Самое главное для меня было не сорваться и не подсказать Тимуру самый главный вывод: что иногда одно и то же может обладать противоположными свойствами, смотря с какой стороны посмотреть. Вот прямо реально ловил себя на желании подсказать «Иногда хорошо, иногда плохо» и запрещал себе подсказывать. На первые вопросы Тимур отвечал быстро: «это хорошо, это много, это плохо». Где-то с третьего или четвертого вопроса стал отвечать немного подумав. Еще через пару вопросов выдал «Когда как, когда плохо, когда хорошо». Бинго! Сам дошел. И на следующий день на вопросы уже отвечал сначала «Когда как», а потом сам предлагал варианты. Ребенок молодец, и я молодец :) выдержал испытание, не подсказал. Ведь хочется побыстрее донести, хочется сразу научить, но все же будет лучше, если ребенок дойдет своим умом.

Так что читайте, спрашивайте и, главное, крепитесь. А мы будем потихоньку следующие занятия разбирать. Кому не хочется читать учебник, буду здесь понемногу рассказывать.

Оптимизм

Начал читать книжку основателя позитивной психологии Мартина Селигмана «В поисках счастья. Как получать удовольствие от жизни каждый день». Книга про позитивную психологию, про оптимизм, про счастье. В первых главах рассказывается о многих исследованиях, которые подтверждают, что оптимисты живут дольше, болеют реже, приятные события у них в жизни происходят чаще, работоспособность у них выше, финансовое состояние лучше, и всё-всё-всё такое. Это статистически доказано исследованиями.

В общем оптимистом быть круто!

Хотя книга написана о взрослых и для взрослых, но ребенку тоже лучше быть оптимистом, чем пессимистом. Ребенок оптимист тоже получает все те же самые плюшки, что и взрослые. Причем, если эти навыки приобретаются в детстве, то они усваиваются крепче.

Кроме получения перечисленных плюшек, оптимизм помогает детям избежать негативных моментов в подростковом возрасте.
«Если у девушки наследственная склонность к депрессиям, научив ребенка оптимистически смотреть на жизнь и всегда надеяться на лучшее. У подростка, живущего в криминальном районе большого города, шансы стать наркоманом существенно снижаются, если он радуется жизни, не боится будущего, занимается спортом и добросовестно трудится».

Однако легко сказать: вырастите ребенка оптимистом, который опираясь на положительный опыт в прошлом, спокойно воспринимает настоящее, и с надеждой смотрит в будущее. Взрослые и то не все на такое способны. А вот как привить эти качества ребенку? Пошел читать дальше.
Плюс к этому у Селигмана есть еще книга специально про детей «Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера». Записал в свой список на будущее.
Если встречу что-то очень интересное, расскажу.

"В поисках счастья" уже нет в продаже, ни в Лабиринте, ни в Озоне, ни на сайте издательства Манн-Иванов-Фербер. Видимо, все хотят стать счастливыми :), но полистать ее можно здесь: В поисках счастья

«Ребенка-оптимиста» тоже можно полистать по ссылке. Там есть два ознакомительных фрагмента: Ребенок-оптимист


107a1512262eedcd934771d904ae8387.jpg375ac76508f7ffa5e01eca5e67f84e85.jpg

Интересный русский язык. Ребусы

33f59246433e7b2581559e66eab60a32.jpg6850ff5dca80e6f24e8152743c5a63d6.jpgВ русском языке много букв. И чтобы научиться их читать и писать надо тренироваться. Сделать это с интересом для ребенка можно с помощью многих разных штук, и одна из них ребусы. Сейчас их незаслуженно забыли, а в моем детстве их было много. В любой детский журнал заглянешь, и найдешь несколько штук. До сих пор помню, как мне нравилось решать их в детстве. Показал Тимуру, ему тоже понравилось. Сейчас в детских журналах ребусов не найдешь, но у нас есть интернет, в котором есть все. Есть там и ребусы. Погуглите, найдете много. А пока вот несколько примеров.

Неочевидные решения

Когда Тимур только-только выучил цифры, подсунул я как-то ему листочек с задачкой. Простая задачка. На листе бумаги в один столбец в произвольном порядке написал арабские цифры от 1 до 6. Во втором столбце нарисованы кубики игральные с точками от 1 до 6. В третьем столбце буквами написаны слова «один», «два» и так далее. Попросил соединить единицы из первого столбца со вторым и третьим, потом двойки, потом тройки.

Только папа же хитрый, он же просто так не может задачку нарисовать. В последнем столбце не написал слово «шесть». Вот нет его там, и делай что хочешь. Думаю, ну соединит шестерку из первого столбца с шестеркой из второго столбца, не найдет в третьем и просто не будет продолжать линию. Но оказалось не так. Тимур нашел шестерку в первом столбце, нашел во втором, соединил, ищет в третьем – не находит. Сижу, смотрю, что будет дальше. Искал, думал, у меня спросил: «что делать?», я плечами пожал. Смотрю, рисует линию, думаю: куда, зачем? Показывает листок. Линия от кубика с шестью точками идет к слову «пять», доходит до него, а потом не прерываясь к слову «один». Объясняет: «пять и один, ведь, будет шесть».

Занавес.
Никакой папа не хитрый.

Вот ведь, нестандартное мышление. Мне бы так.

Монголо-татарское нашествие

Недавно упомянул вскользь про историю, сейчас подробнее напишу, как рассказывал Тимуру о монголо-татарском нашествии. Рассказывал по пути в садик, в три серии: Начало нашествия и Битва на Калке, Куликовская битва и Стояние на реке Угре.

Краткое содержание первой серии. Сначала на Руси был один князь, но потом Князь Владимир поделил Русь между своими сыновьями, и понеслась. Друг с другом начали спорить и воевать, и даже убивать родственников. Хотя и называли кого-то одного старшим над остальными, но не все с этим соглашались, и каждый был сам себе голова. И чем дальше, тем хуже, сыновья делили княжества на части между своими сыновьями, в итоге одна страна распалась на много мелких княжеств. И когда соседнее племя Половцев прискакало к русским князьям за помощью, рассказывая о страшном враге, который идет с востока, то часть князей решили помочь, а часть отказалась. Но даже и те, кто согласились, решили пойти отдельными отрядами, ведь никто из князей не хотел подчиняться другому. Собственно поэтому и проиграли первую битву на Калке. Войска князей растянулись в длинную цепь, между собой связь почти не держали. Передовой отряд увидел монголов, ринулся в атаку, но их заманили в ловушку и уничтожили. И почти все остальные отряды точно так же по отдельности уничтожили. И с тех пор почти на двести лет на Руси установилось монголо-татарское иго. Монголы приезжали за данью, уводили пленников, грабили и жгли города.

Вторая серия, Куликовская битва. Тут мы читали. Романы Василия Яна для детей рановато читать, конечно, но есть и детские книжки. Вот, например, такая http://www.ozon.ru/context/detail/id/20885534/?partne... Мы за два вечера прочитали. Практически на одном дыхании. Ну и мультики, конечно, смотрели:
https://vk.com/video211504341_165914943
https://vk.com/video-23459697_169640998

После просмотра мультиков, оба ребенка схватили пластмассовые мечи и весь вечер гоняли меня по квартире с явным желанием прямо сейчас зарубить Мамая в моем лице :)
Потом еще мы рассматривали картины135226a599b0914de6c842e826dc7417.jpgefbd76b59a3f383a638b736f851f7c46.jpg2ce06fb4a8fa06690a1d035c3f75e1fd.jpge2d83c1cf993242e49eee83bac976468.jpg2a2c28a71661d31ef02e25da39be85c8.jpgceb85f647308b4fe7e32aa769a1ed838.jpgb07f39667bf9d092db837a6c9cc37cf0.jpg70f2c89a040795eb19b1efbdd107afb9.jpga9d249ab784488d007000497886d6f26.jpgf02e0d2fa9122efa66ff00b6485ca434.jpgeca925df3008c4baf2bb9ed46becf91f.jpg. Еще поговорили немного про то, как Дмитрий перед Куликовской битвой переправился и сжег мосты, чтобы некуда было отступать, как спрятал засадный полк, как воевода засадного полка терпеливо дожидался и вовремя вступил в битву. Как потом, через два года, золотоордынцы все же захватили и сожгли Москву, и Русь снова была вынуждена платить дань еще сто лет.

И только в третьей серии, спустя ровно сто лет Иван III прекратил платить дань, отправился с войском на встречу хану Ахмату, как они одновременно подошли к реке Угре и простояли на ней 4 дня. Ни одна сторона не решалась начать переправу, потому что во время переправы войско практически беззащитное. После нескольких дней стояния хан Ахмат развернулся и ушел ни с чем.

Подобный рассказ не претендует на роль пособия для сдачи экзамена по истории, но общая картинка в голове, надеюсь, сложилась у Тимура.

Как это сделано?

Классная штука для расширения кругозора – коротенькие клипы из серии «Как это сделано». Есть серия передач от канала Дискавери, есть просто отдельные клипы на Ютубе, есть записи передачи Галилео. В них есть про все, что угодно: как устроена пожарная машина, как делают простые карандаши, как производят бумагу и стекло, да много чего еще есть. Поищите на ютубе, найдете много таких фильмов.

Если ребенок задает вопросы, можно показывать то, что ему интересно, или зачитать весь список, пусть сам выберет. Скорее всего, чем-то все равно заинтересуется.

Если не задает вопросов, то мы придумали такую штуку. Перед просмотром мультиков договариваемся: один выбирает старший, один – младший, один – папа или мама. Старший выбирает какие-нибудь Черепашки-ниндзя или Рейнджеры-самураи. Младший выбирает Городские герои или Истории игрушек. Мама с папой выбирают – Как что сделано, хотя, на самом деле, все равно у них спрашивали, что смотреть будем и список зачитываем.

Одно время много таких фильмов просмотрели. Потом как-то охладели все, сейчас перерыв. Когда-нибудь снова вернемся.

Карандаш
Вертолет

Расскажите детям. Упорство

Тимур:
Упорство – это когда делаешь что-то, и даже если оно не получается, ты продолжаешь делать.

Ожегов С. И.:
УПОРСТВО, -а, ср. 1. Последовательность и твердость в осуществлении чего-н. У. в достижении цели. 2. То же, что упрямство. * С упорством, достойным лучшего применения (ирон.) - о чьей-н. непонятной и неумной настойчивости.

Практически один в один. Ходячий словарь :)

Что рассказывать детям? И когда об этом рассказывать?

Как часто дети просят вас рассказать о чем-нибудь? Просто так: «Папа, расскажи что-нибудь». У меня часто просят. И ответить на вопросы «Что рассказать?» и «Когда рассказать?» можно было бы так: «о чем угодно» и «когда угодно».

Вот несколько примеров:

- Едете в отпуск в машине, вы пристегнуты, дети пристегнуты, все песни спеты, игры сыграны, и тут они просят «расскажи что-нибудь». Почему бы не рассказать им краткое содержание фильма «Три мушкетера». Просто рассказать все, что из фильма помнишь. С поправкой на то, что он поймет: д’Артаньян приехал в Париж, нарвался на три дуэли с мушкетерами, а потом пришли гвардейцы кардинала, а гвардейцы с мушкетерами не дружили, «нас трое, нет нас четверо, один за всех», победили, потом королева зачем-то отправила подвески в Англию, а кардинал решил устроить гадость, ну и так далее. Что помните то и рассказывайте, хоть Звездные войны, хоть Хоббита. И там, и там приключения, интересно.

- Брали в библиотеке книжку с былинами про богатырей, вечером прочитал главу, утром по пути в садик рассказал. Прочитать перед сном три страницы – легко, и благодарный слушатель на утро обеспечен.

- Любые истории про приближающиеся праздники. День космонавтики на носу – можно рассказать про Гагарина, «Поехали!», Белку и Стрелку, Союз-Аполлон. День победы приближается, тут разговоров тоже может быть много, особенно если еще и про прадедушек что-нибудь вспомнить, или медаль какая-нибудь дома есть или в музей сходить.

- Давно хотел прочитать Рамаяну, но никак руки не доходили. Дошли. Начал читать – понял, что снова приключения, и с небольшим упрощением можно рассказывать про Раму и Ситу. Заодно и какие-то морально-воспитательные моменты обсудить можно. Там вся книга про долг, верность, дружбу и другие положительные качества. Точно так же вечером прочитал главу – утром пересказал по пути в садик. И себе приятное сделал и ребенку.

- История государства Российского. Есть у меня подарочное издание Карамзина, никак не могу начать читать. Большое оно, пугает. Пока только кусочки отдельные рассказывал: про монголо-татар и феодальную раздробленность, про куликовскую битву, про Петра первого. Везде же приключения, интересно. Понятно, что не надо использовать слова «феодальная раздробленность» и говорить языком учебников для старших классов, можно просто сказать, что не дружили князья, хоть и родственники были, и государство вроде одно, но спорили между собой и даже воевали, собственно поэтому на Калке и проиграли. Пока из истории отдельные эпизоды рассказывал только без общей хронологии. Да и рано общую хронологию, как мне кажется, пока отдельными частями.

В общем, повторюсь, рассказывать можно что угодно и когда угодно.

Мотивация. Истории успеха

Одна из лучших мотиваций на что угодно – истории успеха. И нам тут повезло. Есть у жены дальний родственник, который тоже занимается каратэ. Причем живет в нашем же доме. И вот понадобилось ему как-то сделать фотографии со всеми его медалями и кубками. Пришел он к нам, принес все свое добро. Жена его нафоткала, и сделала потом еще пару фоток с Тимуром и Сашкой.

После фотосессии у Тимура спрашиваю: «Ну что? Как?» Тимур отвечает: «У Аскара 16 кубков. Я тоже так хочу» И глаза горят. Вот она какая сила положительной мотивации.

bb27a0efb857d43184c8f5afeb809329.jpg

Про Репку и Теорию Решения Изобретательских Задач

Есть такая теория решения изобретательских задач – сокращенно ТРИЗ. В этой теории рассматриваются разные подходы к решению задач, когда надо что-то изобрести. Ставится задача, выводится противоречие, а потом используя разные приемы, находятся варианты решения. С одной стороны все по взрослому, можно решать серьезные технические задачи. С другой стороны, все это происходит достаточно легко и креативно. В интернете много ссылок на ТРИЗ, много книг, почитайте.

А недавно натолкнулся в интернете на ТРИЗ для детей, причем можно занятия проводить в игровой форме даже с детьми в детском саду. Понятно, что синхрофазотрон они не изобретут, и не придумают как увеличить сцепление автомобильных шин со льдом, но вот креативность и творческое мышление развить с помощью таких занятий можно.

Занятий много, прямо попадаются целые методические пособия на учебный год. Заданий разнообразных тоже много. А так как у нас сложилась традиция по пути в садик что-нибудь рассказывать, обсуждать, загадывать, то кое-что сразу и решил применить. Сразу два задания попробовали и время от времени играем уже недели две.

Первое задание. «Закончи сказку». Заранее выбирается сказка и на самом интересном месте что-то идет не так, и ребенку надо придумать свои варианты окончания сказки. Например, Посадил дед репку, выросла она большая, надо ее тянуть, а бабка, с внучкой и жучкой уехали в город на шопинг, и не вернулись. Что делать деду, кошке и мышке? Сходу накидали мне кучу решений:
- письмо бабке написать в город, чтобы вернулась
- надо трактор вызвать
- соседей позвать на помощь
- кошка всех котов со всей деревни позовет

Мой вариант отмели сразу как слишком грязный и у него оказался непрогнозируемый результат :) Я предложил подложить под репку динамит, а вокруг все поле заставить тазиками и ведрами. Динамит взорвется, репка разлетится на куски, куски взлетят в небо и потом попадают в тазики. Сказали, что земля тоже с репкой взлетит и куски репки в ведра упадут вперемешку с грязью.

Победил вариант Тимура: приставить такую трубу к репке, в доме установить и присоединить к ней пылесос, включить его, на том конце приделать двигающиеся ножи, и все это направить на репку – ножи будут резать репку, по трубе кусочки всасываются в дом, а там только подставляй тазики и кастрюли.

Еще мы так придумывали с ним варианты для красной шапочке. Охотников не было в лесу, и шапочка знала об этом. Тимур предложил вариант: взять что-нибудь тяжелое (например, кирпич), обмазаться чем-нибудь скользким, и с разбегу в пасть к волку запрыгнуть (главное проскользнуть по быстрому, чтобы не прикусил и не прожевал), внутри схватиться за какую-нибудь висюльку, раскачаться на ней и тяжелым кирпичом стучатся в стену, пока не пробьешь выход.

Теперь вот задача не просто сказку ребенку рассказывать, а вспоминать сказки, у которых можно как-нибудь концовки переделать. Опять я сам себе работу нашел, пошел сказки перебирать.

Расскажи нам что-нибудь

54d64a9a472e903592bc37637dcd93f6.jpgЧитаю тут книжку Александра Нила «Саммерхил». Прочитал там одну штуку.

…Через воскресенье по вечерам я рассказываю младшим детям истории их собственных приключений. Я делаю это годами; они побывали в глубинах Африки, на дне океанов и за облаками...

Решил попробовать на своих такое же. Рассказал им, как Тимур с Сашкой плавали вокруг света на яхте, открыли новый остров, которого нет ни на одной карте и назвали его в честь мамы. Потом как они летали в космос. Потом как они стали известными писателями как они сочиняли книги и общались с издателями и репортерами. Истории получались короткие, но оба сидели и слушали взахлеб.

Дня через три после очередной истории, Тимур как-то говорит мне: «Папа, наври нам чего-нибудь новенького, как мы куда-нибудь путешествовали, или изобрели что-нибудь». Вот так, думаю, рассказываешь им, рассказываешь, а оказывается, врешь ты все :)

А может быть, это и есть воспитание через расширение картины мира, а?

#воспитание, #расскажитедетям

Пожиратели времени. Тайм-менеджмент. Часть четвертая

Иногда кажется, что весь день занят, весь день расписан, весь день что-то делаешь, а на интересные вещи, которые нравятся и приносят удовольствие, времени не хватает. Однако зачастую время можно найти. Час, два, а то и три. Каждый день. Достаточно вычислить пожирателей времени. Это такие дела, которые съедают массу времени, но смысл этого занятия непонятен, или время тратится без цели, и можно было бы его посвятить чему-то более интересному, творческому, полезному, приятному.

Вычислить пожирателей иногда просто, а иногда сложно. Помочь может простая и обычная фотография дня. Иногда достаточно просто оглянуться назад на день и понять, на что время-то потратилось, а иногда надо реально взять листок бумаги, часы и каждое дело записывать: пил чай 15 минут, ехал в метро 20 минут, смотрел сериал 40 минут. Только записывать надо честно и все подряд. Если «делал непонятно что 40 минут», то так и записать. В первый день, как правило, это не получается, многое не записываешь. Вечером подводишь итог – вроде бы не спал 16 часов, а по записям израсходовал всего 7, значит, остальные 9 просто не записал. На второй день уже записываешь подробнее, на третий еще подробнее. Поэтому фотографию лучше делать несколько дней.

Как правило, основные пожиратели времени – это дорога, ожидание, интернет, телевизор. Этого «добра» достаточно в жизни практически каждого современного человека. И с ними, как правило, можно что-то сделать.
Сделать можно одно из трех – отказаться в пользу чего-то более интересного и приятного, совместить, планировать заранее.

Вот несколько примеров.
У меня сразу нашлось два главных пожирателя, не пришлось фотографию дня делать. Это были телевизор, дорога.
По этой причине отказался от телевизора давно, уж и не помню сколько лет назад. Понял, что в моей жизни ничего особо не изменится, если я откажусь от просмотра фильмов, сериалов и новостей каждый вечер. Сразу такая масса времени высвободилась.
В дороге можно читать или слушать книги. До этого жаловался постоянно, что времени на чтение на хватает, а тут сразу нашлось 2 часа в день на чтение. Прочитал Анну Каренину и Братьев Карамазовых и много чего еще.
Потом через какое-то время появилось еще время ожидания, пока ребенок заснет. Так получилось, что старший почти до 5 лет засыпал, только если я был рядом. Почему и как так получилось – отдельная история, но оно было так. Приходилось каждый вечер по 15-45 минут сидеть или лежать рядом с ним. Ну ладно, сначала поболтали 5 минут, но остальное время лежишь в темноте и тишине. При этом еще надо постараться не заснуть. Так время ожидания тоже превратилось во время чтения или просмотра чего-нибудь интересно-полезного на ютубе.

Если закапываться подробнее, и делать точную фотографию рабочего дня, то можно найти еще массу времени, и еще есть масса способов, кроме перечисленных здесь. Опять же, кому очень надо, можете почитать любую книжку про тайм-менеджмент. Но это если надо.
В какой-то момент, я понял, что я не робот, и планировать, совмещать, эффективно использовать все время не хочу, а то получается, что вроде бы занимаешься чем-то полезным, читаешь, слушаешь, саморазвиваешься, а жизнь проходит мимо. Так года через три постоянного слушания аудиокниг, я в какой-то момент перестал их слушать, когда хожу пешком по городу. Раньше чуть только пять минут надо прогуляться по улице, сразу наушники в уши воткнул – идешь, слушаешь. Сейчас хожу без наушников, смотрю по сторонам, на людей, птичек слушаю. Не надо превращать борьбу за эффективность в фетиш, и стараться всего себя оптимизировать и забить все время под завязку. Какой-то здравый смысл должен быть во всем этом. И про удовольствие от жизни забывать тоже не надо. Мы же не роботы.

Русский язык. Великий и могучий.

Русский язык – это не только буквы, правила, знаки препинания, деепричастные обороты и т.п. Это еще и великий и могучий, интересный и красивый язык. С кучей всяких идиом. «Дать по шапке», «иголка в стоге сена», «денег куры не клюют», «глаза на лоб полезли». Так или иначе, постепенно мы все эти выражения научаемся (или не научаемся) использовать в своей речи, но можно детям в интересной форме рассказать о них и пораньше.

Андрей Усачев написал целую книгу стихотворений, в которых рассказывает о многих идиомах нашего великого и могучего.
http://www.ozon.ru/context/detail/id/34092085/?partne..

Вот несколько кусочков. Первый надо читать как Маяковский.

Великий могучий русский
Язык показал я французу,
А он показал – французский,
А я дал месье по пузу!

И дальше там говорится про английский, китайский и арабский, как они все подрались и что из этого вышло.

Ну, и раз уж у меня тут все про детей, то вот пара педагогических кусочков.

Сын прогулял опять урок,
И не желает дочь учиться.
– Детей своих, – сосед изрек, –
Держи в ЕЖОВЫХ РУКАВИЦАХ.

И вот еще.

Сам КАШУ ЗАВАРИЛ –
Самому и пробовать,
Сам её пересолил –
Самому РАСХЛЕБЫВАТЬ.

Дело ту не в миске с кашей –
Тут рецепт всей жизни нашей!

Заодно, читая детскую книгу, и сам просвещаюсь. После прочтения нескольких стихотворений, Тимур спросил, а что значит идиома, и почему она так называется. Мне показалось, что ответ «Идиома – это фразеологический оборот» его не устроит :) Пришлось лезть в словарь.

Идиома – Происходит от древнегреческого ἰδίωμα «особенность, своеобразие», из ἴδιος «свой, собственный, особенный».
Я так понял, что идиомы не переводятся напрямую на другие языки, они свои, собственные, особенные для каждого языка.

Хорошая книжка – сам получаю удовольствие от чтения.

Дети любят безусловно

Дети любят безусловно. Как бы ты на него не ругался, как бы не вел себя нечестно по отношению к ним, они все равно тебя любят. Не знаю уж, это как-то на уровне генов заложено, или психология, но это так.

Вот представьте себе только, что на работе вас постоянно одергивают, шипят: «Ну что ты расселся? Давай поторопись», «Шевелись уже», «Не сутулься», «Ну что ты как девченка?»
Что вы скажете такому работодателю? Наверное, помашете ручкой такой работе. А ребенок так не может и более того, он все равно вас любит. Любит безусловно. Несмотря ни на что. Просто любит.

Плохо только, что у него в голове от этого складывается стереотип, что детей так и любят, это и есть любовь к детям, и со своими детьми он будет разговаривать точно так же.
Создайте у своего ребенка в голове другой стереотип.

И еще, нам бы столько терпения и любви…

Мотивация на уборку (и заодно про английский язык)

Если у ребенка есть хотя бы небольшая мотивация к английскому языку, то можно через английский к уборке подойти. Нашел на ютубе песенку с мультиком Clean up (Прибирайтесь).
https://www.youtube.com/watch?v=SFE0mMWbA-Y&nohtm..

Включил. Первый раз оба сына посмотрели с открытым ртом, я по ходу переводил. «Прибирайтесь, давайте все приберемся, убирайте свои книги, убирайте свои игрушки». Просмотрели, сказали, давай еще раз. Включил, посмотрели. Потом говорю: «ну все давайте теперь сами clean up», и начал песню эту им петь. «Нет, – говорят, – давай на компьютере песенку включи. Включил третий раз, не прибираются, стоят, рты раскрыли и смотрят мультик. Просмотрели в третий раз :)
Спасло только то, что нашел ВКонтакте песню без мультика. Только после этого пошли прибираться.

Сейчас уже дня четыре прибираются под эту песню. Саша даже просит: «Папа, включи прибирательную песенку». За три-четыре песни прибирают комнату. Работает! Тьфу-тьфу-тьфу.

Вообще у этого проекта Super simple songs очень много песен и видео на ютубе. Мои оба ходят еще поют «Go away spooky monster» и «Do you like spaghetti? Yes I do». Покажите своим детям тоже.
https://www.youtube.com/watch?v=Ec1cz_jHQM8
https://www.youtube.com/watch?v=ddDN30evKPc

Расскажите детям. Закон

– Тимур, а что такое закон?
– Это какое-то правило, как и что нужно делать.
– А кто устанавливает?
– Нуууу… Король.
– Верно, короли тоже устанавливают законы в своей стране. А у нас в стране кто?
– …
– Ну, кто у нас в стране самый главный?
– Ааа, президент.

Терапевтические сказки и стратегии воспитания

Прочитал недавно книгу Дмитрия Соколова «Сказки и сказкотерапия». Признаюсь честно – мало что понял. Местами казалось, что что-то понимаю, но так как я не психолог и не психотерапевт, то полного понимания не было.
И все же одна сказка очень понравилась, и запомнилась одна мысль из рассуждений на тему этой сказки. Часто все наше воспитание сводится к одной из трех стратегий:

- Вина. Мама старалась-старалась, а ты не ешь суп, ты плохой, ты виноват.
- Угроза. Не будешь вести себя хорошо – будет плохо, накажу (и разные вариации на эту тему)
- Насмешка. Да что ты как маленький (как девчонка, как свинья, и т. п.)

И если послушать, что мы говорим нашим детям, то мы очень часто бессознательно пользуемся одной из трех этих стратегий. И моя педагогическая сказка про зубы тоже из этой серии: Мальчик не чистил зубы – они от него ушли, и он не может ни кушать, ни разговаривать. Страшно? Если не хочешь так же, пошли чистить зубы. То есть по сути ребенка запугали.

Иногда эти стратегии даже работают, но приводят, как правило, к остальным сказкам из этой книги, которые я почти не понял :) Эти сказки приходится рассказывать уже взрослым дядям и тетям, потому что в детстве им рассказывали про угрозу, вину и насмешку.

При этом автор приводит пример еще и другой стратегии воспитания: Расширение картины мира. Как он ее использовал в сказке – понятно, но не понятно, как ее использовать на постоянной основе в ежедневной жизни. Как вот ее применить
Поищите книжку в интернете, если интересно. Прочитайте сказку про Фиолетового котенка. Может быть, придумаете что-нибудь. Я тоже буду думать. Как придумаю, расскажу.

Как рассказывать детям об эмоциях (если сам в них ни в зуб ногой)

Некоторые книжки и статьи по воспитанию детей говорят одно и то же. Говорите детям об их эмоциях, называйте эмоции.
Ты расстроен тем, что…
… и поэтому ты огорчился
Я вижу ты сильно рад потому, что …
Ну и так далее. Сначала обозначаешь, а потом уже дальше из этого раскручиваются разные техники. Но сначала надо назвать.

Но вот проблема у меня лично была (да и остается до сих пор), что я не могу сходу эти эмоции назвать. Ну вижу, что ему плохо, а вот сходу назвать растерянность это или он просто слегка расстроен, или он глубоко опечален, не могу. Понял, что сам редко пользуюсь этими словами в своей жизни, поэтому и не могу назвать эмоции у своего ребенка. Один умный человек подсказал: Выпиши все эмоции и чувства на листочек, купи словарь Ожегова и по порядку, потихонечку, читай и пробуй применять.

Ну ладно, словарь купил. Пошел в интернет искать список эмоций. На первой же странице нашел список, и понял, как мало я в этой жизни понимаю.
http://www.peter-zarubin.ru/index.php?option=com_cont..

Ну ладно, начал читать, выписывать, учить. Все равно сходу получается не всегда. Например, однажды прочитал про растерянность, а он через день какой-то расстроенный ходит, и видно, что это не растерянность, а что-то другое, а вот что это другое, я еще не прочитал. Непросто. Но иногда получается. Продолжаю читать, выписывать и перечитывать.

Из этого же у меня в какой-то момент выросла идея «Расскажите детям». Снова получается, что дети – лучшие учителя. Вместе с ними и сам учишься.

Кэтрин Кволс. Радость воспитания. Воспитание без наказания (часть 5, незапланированная)

Когда пересматривал прочитанные ранее главы, то натолкнулся на штуку, которую мы используем, хотя и начали использовать ее даже до этой книги. Кволс пишет об этом так. Если что-то идет не так, ребенок не слушается, то задайте себе вопрос: «Как я могу позволить своему ребенку проявить себя в этой ситуации? И предоставьте ребенку шанс проявить самостоятельность». И в конце приводит к тому, что ребенку надо предоставлять выбор.

Мы не задаем себе такой умный вопрос «Как я могу позволить…?», но выбор стараемся предоставлять.
«Ты какой пастой будешь чистить, этой или этой?»
«Ты сможешь сам одеть кофту или я тебе помогу?»
«Ты хочешь сначала пойти в магазин со мной, а потом покачаться на качели, или сначала покачаешься, а потом пойдем в магазин?»

На сопротивления и отказ можно отвечать, что такого варианта у нас нет. В магазин нам обязательно надо сходить, поэтому варианты без магазина не рассматриваются. Давай выберем из этих двух.

Есть два момента.

Предложил вариант – делай. Если предлагаешь выбор, то надо быть готовым самому принять оба варианта. Предлагать второй вариант в надежде на то, что ребенок его не выберет – не вариант. Точно выберет именно его и за свои слова придется отвечать. Я сам попадался на это несколько раз. Надо придумывать и предлагать варианты, которые устраивают вас, а не просто ляпнуть что-то, лишь бы ляпнуть. Предложил – делай.

Излишняя жесткость не обязательна. Совсем уж жестким быть тоже не надо. Если ребенок ни в какую не соглашается на предложенные варианты, то пусть предложит свой вариант. Прямо так и сказать ему: «Предложи свой вариант». Предлагает нормальный рабочий вариант, в котором вы и свою задачу выполните (в магазин сходите) и ребенок получит то, что хочет (вместо качели будет песочница), можно соглашаться и отказаться от своих вариантов. Так даже лучше, ребенок поймет, что к нему прислушиваются и его предложения принимаются, если они удовлетворяют обе стороны. Это снова про договаривание.

Чем больше про Кволс пишу, тем больше вспоминаются слова из разных других статей, прочитанных в интернете. Ребенок – это не маленькая личность, это просто личность. И разговаривать с ним надо стараться как с личностью, а не как с пупсиком. Ну да, он не всегда может выразить словами, что он хочет и чувствует, так на то мы и взрослые, прошедшие этот путь, чтобы помочь ему научиться говорить, договариваться и выражать себя. Это непросто, по себе знаю. Но иногда мне кажется, что это выполнимо.

Дистоция плечиков

Готовим к изданию новую книгу Гейл Харт «Дистоция плечиков», одна из серии девяти книг

Цели и большие сроки. Тайм-менеджмент. Часть третья

С задачами понятно. Большие слоны едятся по частям, плавающие задачи на неделю ставятся, задачи на день тоже. Все это выполняется, галочками отмечается и от этого получается удовольствие. Но когда-нибудь встает большой вопрос, а для чего все это?

Небольшие задачи не ответят на эти вопросы. Надо подняться над всем этим и попробовать мыслить категориями год, пять лет, жизнь. А потом уже от этого плясать к более коротким задачам и желаниям. Вот как раз с этим у многих и бывает «затык». Вроде бы понятно, что надо сделать сегодня: приготовить, поработать, выгулять, позаниматься; понятно, что надо сделать в выходные: сходить на прогулку, в гости, в лес, почитать. А вот чего я хочу через год такой жизни, сказать и сформулировать сложно. Иногда еще и страшно.

Способов определить, чего же я хочу очень много. Каждый может выбрать для себя свой.

Вот несколько.

1. Колесо жизни. Издательство Манн, Иванов и Фербер предлагают нарисовать вот такое колесо, на спицах которого отметить сегменты Семья, Друзья, Карьера, Здоровье и т.д. Потом оценить, насколько данный сегмент развит у вас сейчас, и насколько бы вы хотели его развить, и чего вы бы хотели от этого сегмента в будущем. А потом уже от этого плясать в формулировке своих целей. Подробнее можно почитать вот здесь http://www.mann-ivanov-ferber.ru/life-circle/

2. Составить список ваших ценностей в разных областях. На вопрос «а чего ты в жизни хочешь?», все говорят общие слова: «Ну, там, семья хорошая, дети, на работе все хорошо, денег хватает, путешествия, в общем, успешная жизнь». Сложность в том, что в каждое из этих слов разные люди вкладывают разный смысл. Надо каждое слово попробовать разобрать, что для тебя значит «Работа»: интересно, близко к дому, сколько денег, не бьют ногами в живот за опоздание? Что значит Работа нормальная? Что значит «Дом»: где, какой, кто в нем живет, что там происходит? И так по всем важным вещам. А потом посмотреть на все это, и ответить на вопрос, насколько совпадает то, что есть сейчас с тем, чего я хочу, и как сделать так, чтобы совпадало больше. Вот прямо взять лист бумаги и ручки и все это расписать.

3. Список желаний, виш-лист. Просто список разных желаний в разных областях. Подробнее можно в интернете почитать.

4. Карта желаний. Ну, вот например, такая http://fortunagid.com/mechty/karta-zhelanij-po-fen-sh... В гугле можно поискать, там куча статей на эту тему.

5. Книги по там-менеджменту предлагают тоже разные методики, но они все в целом перекликаются с этими. Можно взять любую книгу Глеба Архангельского и почитать там главу про цели.

Каждый может выбрать для себя, каким инструментом пользоваться. У меня эти методики одна в другую перетекали, но мне пока больше всего нравится виш-лист. Выглядит как-то вот так. Самое интересное, что как только все это записываешь и начинаешь периодически просматривать, то жизнь сама подгоняет нужные ситуации, нужных людей, ресурсы, книги, учителей. Уж не знаю, как это работает, но порой замечаешь то, что находится рядом с домом или с работой, оно там находится уж давно, но ты это не видел, а тут, словно, глаза открылись – вот же то, что мне надо, я всю жизнь это искал, а оно рядом оказалось. Может быть, объяснить это смогут те, кто смотрел фильм «Секрет», я не могу объяснить. Но оно работает!

Попробуйте. И вам поможет :)


ccad30fdc91c643975f1f5f56bf62631.jpg

Мотивация детей на что угодно

Скажу честно, у нас есть проблема – укладывание спать. Не хотят ложиться спать. Пробовали все: умотать детей до изнеможения, поднимать рано утром, чтобы к вечеру устали, договариваться, разговаривать успокоительные разговоры в темноте, петь колыбельные, придумали ритуал и придерживаемся его. Иногда работает, иногда нет.

А часто еще бывает так: «Папа, посиди со мной пока я не засну». Разные отговорки с моей стороны не работают. Мне надо собираться на работу, мне надо в душ, я тебе почитал и хочу свою книжку почитать. Не работает. Это надо мне, это интересно мне, но не ему. Единственная отговорка, которая сработала: «Ты хочешь, чтобы я тебе завтра по пути в садик рассказал новую историю? Мне надо пойти прочитать эту историю, а ты ложись и засыпай». Сработало! Согласился.

Главная мотивация на что угодно – интерес. Есть интерес, цепляет это ребенка (да и взрослого тоже) – это будет работать. Нет интереса, не цепляет – не будет работать.

Теперь вопрос. А надо ли делать так, чтобы спать было интересно? Сомневаюсь. Ведь, не спать - намного интереснее. Но тогда снова возвращаемся к проблеме – не укладываются спать. Круг замкнулся.

Примеры из турбосчета

Недавно рассказывал про игру Турбосчет. Одно время игра так сильно Тимуру нравилась, что я его решил на ней немного подловить.

Сфотографировал несколько карточек и составил из них примеры. Вот такие, как на картинке. Распечатал и принес домой. Ребенок клюнул :) «Оп-па, это что такое? Научи меня».

Сначала примеры были простые. «5+7», «9-6». Решает.

Потом решил попробовать посложнее. Оставлял одно из слагаемых пустым «5+ =8» или уменьшаемое-вычитаемое пустым «9- =2» или « -3=4». Сделал.

Потом вообще решил попробовать устроить революцию. Дал примеры вообще без знаков «8 3 11» и «9 3 6». Попросил расставить знаки. Тимур думал дольше, но додумался и решил.

Все это не за один день, конечно. Несколько раз простые примеры решал, несколько раз – уравнения с одним неизвестным, несколько дней – без знаков. Потом вперемешку. Гнаться не надо, если нравится делать первое и не понравилось делать второе, пусть сидит подольше на первом. Когда любопытство разберет и попросит другое, можно на следующий уровень переходить. Можно попробовать подсунуть между делом пример из следующего уровня, посмотреть, осилит-нет, заинтересуется-нет. Не пошло совсем, подождать, в конце концов все ведь научились считать. Не на птичках, так на палочках потом научится.

Правда, у нас тяга к примерам в такой форме прошла почти одновременно с тягой к самой игре Турбосчет. Давно такие примеры не решали уже. Может быть, даже и забыл все это. Надо бы освежить. В такой форме или нет, можно подумать. Возможно, что-то новое придумается.

7e20ff0942253ff18549ad752ed212a7.jpg

О чем еще рассказать ребенку

Иногда сижу вечером и думаю, о чем еще рассказать ребенку. И тут случай подкинул мне еще один источник слов.

Тимур ходит на каратэ. И там перед каждым занятием они начали изучать клятву Додзё. Перед каждой тренировкой повторяют вслух за сэнсэем:
1. Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твердого, непоколебимого духа;
2. Мы будем следовать истинному смыслу воинского пути, чтобы наши чувства все время были наготове;
3. С истинным рвением мы будем стремиться культивировать дух самоотрицания;
4. Мы будем соблюдать правила этикета, уважения старших и воздержания от насилия;
5. Мы будем следовать нашей вере и никогда не забудем истинную добродетель скромности;
6. Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний;
7. Всю нашу жизнь через каратэ мы будем стремиться выполнять истинное предназначение пути Кёкусинкай.

Тимур как-то вечером после тренировки попросил найти в интернете текст, чтобы поучить и повторить его. Нашли, прочитали, повторили, потом еще в ютубе нашли, посмотрели.
Вот думаю, меня от раздумий как минимум на целую неделю спасло каратэ. И про этикет можно поговорить, и про твердость духа, и про насилие и возздержание от него, и про скоромность.

Спасибо, Масутацу Ояма. Сэнсэй-ни рэй!

5d11874f41490668e9ed7224d0ccbff0.png

Кэтрин Кволс. Радость воспитания. Воспитание без наказания (часть 4)

Предупреждайте заранее

Кэтрин приводит такой пример. Вы пришли на вечеринку, отдыхаете, танцуете, общаетесь и тут подходит супруг и говорит: «Мы едем домой, прямо сейчас». Понятно, что вы расстроитесь и не захотите прерывать общение. С детьми, говорит, точно так же. Они играют, чем-то заняты, а тут приходит родитель и говорит: «Все заканчивайте сейчас же, нам надо … что-то сделать или куда-то пойти». Крики, слезы, вопли, и так вплоть до истерик. А всего-то надо было предупредить заранее.
Минут за 10-15 можно было подойти к ребенку и сказать. «У нас еще 15 минут, давайте доигрывайте-дочитывайте, а потом будем домой собираться». Если ребенок еще плохо понимает, что такое 15 минут, можно показать на часах «когда эта стрелка дойдет вот до этой цифры» или даже просто «когда Лёша оденется, мы сразу за ним». Вариантов может быть масса, главное предупредить заранее и тогда легче будет закончить интересное дело и начать неинтересное.

Вообще все техники, которые мы используем, работают в любых случаях, но раз уж заговорили на примере ухода из гостей, то на этом же примере можно рассмотреть, как они работают вместе.

Например, вы знаете, что ребенок плохо уходит из гостей, значит:
Во-первых, надо договориться с ним на берегу «Мы сегодня идем в гости. Там будут твои друзья, вы будете играть и веселиться. Давай с тобой договоримся, что когда я скажу, что пора собираться домой, ты будешь спокойно без криков и слез одеваться. Договорились?» Надо дождаться, чтобы кивнул или как-то еще показал, что согласен.
Во-вторых, перед уходом предупредить заранее.
В-третьих, следовать договоренностям. Даже если ребенок, несмотря на все это начинает скандалить, надо спокойно сказать, что мы с тобой договаривались, что ты будешь спокойно одеваться. Я тебя предупреждал, что мы за Лёшей будем уходить. Давай одеваться. Можно взять за руку, отвести в коридор, начать одевать. При этом на все слезы и вопли можно отвечать спокойно «Мы с тобой договаривались, ты сам со мной соглашался, поэтому твои слезы сейчас не считаются. Мы одеваемся и идем домой». И при этом спокойно продолжать одевать ребенка, даже если он сам не одевается. Если лежит и бьется в истерике, можно даже взять на руки и унести в машину. Но все спокойно и время от времени проговаривая как заклинание «Мы договаривались».

Чтобы все это сделать спокойно, не включаясь в скандал, надо иметь вагон терпения. Но это окупится. За несколько раз подобных спокойных объяснений ребенок поймет, что если договорился, то никакие его истерики не помогут. Договорился – делай. Если надо что-то сделать и тебя заранее об этом предупредили, то это будет сделано, несмотря на вопли. И все это будет происходить спокойно.

Кроме этого надо помнить два момента, как оно не работает.

Не работает – Передоговариваться по ходу. Это не значит, что надо быть слишком уж негибким. Если хотите сами остаться, то просто обсудите это с ребенком «Мы с тобой договаривались так, давай передоговоримся». Только надо это делать в спокойной обстановке и заранее, а не когда уже ребенок в истерике бьется. Так наоборот сформируется связь: истерика помогает добиться своего, мама идет на попятный, отказывается от договоренностей, истерика сработала. Если уже начались вопли, то лучше следовать договоренностям, и показать, что они работают.

Не работает – Задавать вопросы. «Мы договаривались, что ты будешь одеваться спокойно, давай одеваться. Ладно?» – «Нет не ладно, я хочу остаться и играть». – «Я тебя предупреждал. Будем одеваться?» – «Конечно, не будем, я играть хочу». Никаких вопросов, только констатация факта. Все фразы надо переделать в утвердительные, «Мы договаривались, ты согласился, я предупреждал».

У нас все это работает со старшим уже давно. С младшим только начинаем приучаться. Получается не всегда, и не с первого раза, но со временем тоже должно заработать. По крайней мере, я на это сильно надеюсь.

Грусть-печаль, или чем злость отличается от грусти?

Подумал как-то, что спрашиваю у Тимура только про положительные качества и эмоции. Дай, думаю, спрошу про что-нибудь не такое веселое и правильное.

Что такое грусть?
Не смог ответить. Думал, думал, не смог придумать.
Начал задавать ему всякие вопросы наводящие.
– Когда тебе бывает грустно?
Ответил не задумываясь:
– Грустно, когда вы с нами не играете.
Оп-па, думаю. Галочку себе в голове поставил. Вроде, нормально играем, но при случае надо будет проследить за собой, что отвечаю, когда Тимур просит поиграть. Ладно, идем дальше.
– А когда у тебя что-то не получается?
– Бывает грустно, но чаще я злюсь.
– А как ты отличаешь, что вот этот человек злится, а вот этот грустит?
– Вот такой злится (сморщил нос, свел брови к переносице, зубы оскалил), а вот такой грустит (брови домиком, уголки глаз и губ книзу, глаза слезливые).
– Понятно. Похоже изобразил.

Заодно поставил себе вторую галочку на память. Детские психологи в статьях и книжках часто пишут, что надо помочь детям научиться опознавать и называть свои эмоции. Вот он находится в эмоции, а ты ему говоришь «Саня, ты злишься» или «Тимур, ты расстроен». Дальше там вокруг этого всякие другие техники выстраиваются, но для начала на эмоции надо названия прикрепить. Думаю, что читать-то об этом читал, но не делаем мы этого с женой. Надо взять на вооружение.

Так вот. Хотел научить ребенка, а получилось, что учусь сам. Чего и вам желаю!

Как съесть слона. Тайм-менеджмент. Часть вторая

Иногда попадаются такие дела, за которые просто браться страшно.
Например, у нас после переезда балкон превратился в свалку ненужных вещей. Балкон холодный, мы туда зимой не выходим, а куда-то надо складывать игрушки, которыми дети уже не играют, инструменты разные, лыжи, снегокаты, запасные табуретки и прочая-прочая-прочая. Все это находит свое место на балконе, и там такой завал организовался, что за него страшно браться.
Или вот еще. Хочешь прочитать книгу Дэйла Карнеги, но понимаешь, что ее за один присест прочитать и подумать над ней не получится, а читать по две страницы в день параллельно с другой книгой тоже не получится. Вернее получится, но тогда ни удовольствия от одной книги, ни пользы от другой не будет.

Такие большие задачи в тайм-менеджменте называются «слоны». И главное правило выполнения таких задач – «Ешь слона по частям». Планомерно, регулярно и по частям.

Недавно в книге «Сила воли» Келли Макгонигал прочитал один пример. Как раз про приборку в кладовке.
«Сроки могут быть такими:
1 неделя – открыть дверь и окинуть взглядом беспорядок;
2 неделя – убрать все по верхам;
3 неделя – выкинуть все, что относится к доперестроечному времени;
4 неделя – узнать, принимает ли Армия спасения скелеты;
5 неделя – ну вы меня поняли».

Или если брать пример с умной книгой, то в неделю читать, скажем, по 1-2 главы. В обоих случаях это надо записать в еженедельный план, о котором я говорил в прошлый раз. И сроки тут могут быть разными, хоть раз в неделю, хоть через день, хоть каждый день. Главное есть постепенно, и регулярно.

И самое главное – потом с удовольствием вычеркивать небольшие задачи из плана после их выполнения.

PS По гуманистическим соображениям никакую картинку не прикрепляю к этому посту.

Кэтрин Кволс. Радость воспитания. Воспитание без наказания (часть 3)

Про обнимашки

Ребенок ставит для себя знак равенства между двумя понятиями: находиться в центре внимания родителей и быть любимым. Если все внимание на мне сосредоточено – значит меня любят, если нет – не любят. Но взрослые не могут все время посвящать детям, не могут все время играть с детьми, читать им книжки и рассказывать истории. У взрослых и свои дела есть: уборка, готовка, работа. Когда взрослый занят каким-то делом, а ребенок начинает крутиться рядом и ныть «Мама-а-а-а-а, папа-а-а-а-а», то Кэтрин предлагает такой метод:

Не заглядывать в глаза ребенку, не разговаривать с ним, и сделать что-то, чтобы ребенок почувствовал, что его любят. Лучше погладить по спине или по голове.

Скажу честно, сам я мало этим пользовался, но у меня несколько раз такое сработало с Тимуром. Просто погладил его по спине, не отвлекаясь от своего дела. Он сначала продолжал ныть, стоя рядом, но принимая поглаживания, а потом отвалился и ушел играть в свою комнату. Просто перестал ныть и ушел играть.
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ... | 8 | След.