Как приучить ребенка самому контролировать время у телевизора

Сегодня – немного про одно из современных «зол» – телевизор, и как с ним бороться. Ну, то есть, не с ним, конечно, а с детским желанием смотреть его не в меру.

Сначала, пожалуй, несколько вводных: ребенку у меня 4 года, до 4-х телевизор он смотрел только очень точечно – мельком в гостях, по чуть-чуть у бабушки с дедушкой. Дома у нас телевизора просто нет, никаких девайсов я ему не даю и не давала. Это я к тому, что ребенок у меня все же привык больше в реале находиться, думаю, это влияет на действенность решения, хотя, может быть, и не сильно – проверять нужно.

В общем, при всей моей нелюбви к сидению у экрана, ребенок растет, и от мультфильмов никуда не деться. Тем более, что хорошие мультфильмы правильные поведенческие паттерны демонстрируют. Накачала хороших советских мультиков, раз в день разрешаю Никитосу теперь смотреть. Смотрит, естественно, взахлеб, требует еще. Я ограничиваю, сразу говорю, сколько можно, потом прихожу и выключаю. В принципе, никаких проблем. Но мне категорически не нравится ситуация ажиотажа вокруг чего-то, что запрещают или не дают столько, сколько хочется. И вот, уже недели две активно думала, как же сделать так, чтобы ребенок сам понимал, что приходит момент, когда нужно остановиться. Сегодня пришел инсайт просто.

Никитос вылез из ванны и потребовал ноут в кровать. Ну, собственно, чем в кровати хуже, чем за столом? Положила несколько толстых книг, чтобы ему было удобно смотреть, сидя прямо, включила мультфильм. Мультфильм не сильно короткий. Ребенок посмотрел его и включил по новой. ОК, думаю, может, после второго раза остановится. Но не тут-то было, естественно – третий. Я начала злиться – на себя в основном – что никак не могу придумать, как же естественно ограничить, и тут поняла: мне же самой нужно бросить домашние дела и заняться чем-то «очень интересным». Сначала хотела сесть читать, но потом подумала, что на это он может и не обратить внимание, «раз пошла такая пьянка». Залезла в «закрома родины», достала давно купленную настольную игру, где элементы нужно вырезать из листа картона. Она за сим игра и была спрятана – элементов много, времени мало.

Села резать. Минуты через 2 ребенок уже был у меня: «А что это ты делаешь?» Весело ответила: «Разрезаю карточки для очень интересной игры». Последние слова он уже от компа дослушивал. Я продолжила резать, он еще раз прибежал. И опять к мультфильму. В итоге, через какое-то время он меня попросил помочь ему выключить, потому что сам не может попасть. Выключила, и он начал требовать играть. И вот тут то я готова была воскликнуть «эврика»: объяснила ему, что сегодня он смотрел мультфильм слишком долго, поэтому время вышло, и пора ложиться спать (что было совершеннейшей правдой), и что если завтра он сможет смотреть мультфильм чуть меньше, останется время и на поиграть. Конечно же, выслушала громкие крики, пожалела-посочувствовала, рассказала, что у меня тоже много раз такие ситуации были: засидишься за чем-нибудь одним, на другое время не хватит, и очень расстраиваешься. Через какое-то время успокоился и лег спать.

Естественно, я не думаю, что теперь он будет четко контролировать количество мультфильмов – я ж понимаю, что мы в реальном мире, а не в рамках идеальной модели типа «сферический конь в вакууме» живем. Но точно знаю: я нащупала нужное направление. И если в том же духе поработать достаточное количество времени, ребенок сам поймет, что долго смотреть мультфильмы не так уж и хорошо. Для меня ключевой момент тут – сам. Не верю я в действенность ограничений извне (все они до той поры, пока не отвернулись, или пока нет возможности нафиг послать). Если для вас этот момент тоже важен – дарю идею. Будете пробовать – расскажите. Интересно, работает ли она в общем случае.