Как убедить одеваться самому

Есть у меня такой педагогический недочет – Никитос в свои три с лишним до сих пор сам не одевается. Сначала мне как-то все казалось, что быстрее мне его одеть, а потом.. А потом понятно, что:
– Надевай штаны.
– Ты-ыы!!
Думаю, далеко не все эту ошибку повторяют, но если вдруг у вас так же, делюсь прекрасным средством – вычитала недавно в книжке хорошей.

В очередной раз нужно штаны надеть, он в очередной раз требует, чтобы это я сделала, я с готовностью и охотой беру штаны… делаю о-очень задумчивое лицо (и при этом явно играющие глаза) и серьезно, даже расстроенно несколько говорю: «Ой, только я забыла, как их надевают». Он как-то не вполне понимает, к чему я клоню, а я с тем же лицом и полной сосредоточенностью кручу около него штаны. Потом довольно восклицаю – типа, вспомнила, и начинаю натягивать их ему на руки. Он уже понимает, к чему я клоню, смеется, говорит, не так. Я «спохватываюсь» и пытаюсь напялить штаны ему на голову. Он гогочет, кричит: «Не-ееет! На ноги!!». Я радостно пытаюсь надеть на ноги – штанинами вверх. В итоге, он отбирает у меня штаны, засовывает одну ногу, а я довольно хватаю вторую и пихаю туда же. Он гогочет еще сильнее, ногу вытаскивает и продолжает меня учить.

Так повторялось два раза. Теперь он меня сам спрашивает: «А ты опять забыла, как штаны надевать?». Доволен при этом страшно. Я изображаю полное непонимание, говорю, что, наверное, помню, пытаюсь отобрать у него штаны и натянуть ему на голову. Не дает.

То же самое можно с футболкой делать – она прекрасно на ноги натягивается или воротом вниз. А носки – на руки чудно влезают. В процессе, кстати, выяснилось, что Никитос не сильно понимает, чем ворот от низа футболки отличается. Но пока мама «тупила», разобраться оказалось не так и сложно.

В общем. Теперь мой ребенок одевается сам и каждый раз с большим воодушевлением меня учит, как надо. А я по-прежнему при любом удобном случае пытаюсь ему «помочь» - натягиваю что-нибудь не туда, пока он не успел – для закрепления результата очень важно играть, пока ему не надоест, пока самостоятельное одевание не войдет в привычку на все 100.

Э-эх, кто бы мне еще про почистку зубов игру какую-нибудь посоветовал. Рассказывать страшилки или заставлять – это как-то не мой путь, а все шутки и прибаутки мои работают как-то через день..

Хотите научить? - Играйте!

Когда нужно чему-то научить ребенка или убедить что-то важное делать, так и хочется начать факты ему излагать, да поучать: «Не будешь зубы чистить, будут дырки!»,– грозно так. «За едой локти на стол не кладут!», - еще более грозно. «Со старшими нужно здороваться!!». И так далее, и тому подобное – перечислять можно бесконечно. Каждый по-своему это, конечно, делает, обороты и тон у каждого свой, но смысл остается тем же. Нужно научить – мы учим.

Результат? Иногда бывает очень хорошим. Объяснили – понял – стал делать. Но, к сожалению, значительно реже, чем хотелось бы. А почему, спрашивается?

А потому, что природа заложила в детенышей всех млекопитающих (и мы, очень сильно sapiens, тут не исключение), всего два – или целых два – принципа обучения:
1) Подражание
2) Игра
Все, больше ничего нет! Никаких нотаций, никаких наставлений.

Это не значит, что ребенок наставлений не понимает. Очень даже хорошо понимает. Иногда. Когда ему удобно, когда дозрел, когда в настроении и пр. Отсюда – неэффективность. Времени и сил тратим много, результат.. ну, как бы сказать.. не всегда результат, не всегда, как нам хотелось бы..

Посмотрите на детенышей любого животного: котят, щенят, тиргят. Что они постоянно делают? Правильно! Играют. А играют во что? Да в то, что для них всего важнее – в охоту. И тем самым учатся. Копируют поведение мамы с папой, проигрывают – тренируются.

Наши дети делают то же самое. Смотрят на нас, учат своих кукол и мишек, как надо, проигрывают друг с другом взрослые ситуации.

Нам нотации читать, чего уж греха таить, часто очень удобно, а иногда еще и приятно – ну, как же, мы же такие умные, взрослые, знаниями делимся.. Но ребенку играть хочется, в игре он готов научиться всему, чему угодно – быстро и с улыбкой.

Вот, два примера приведу.

Пример первый:
Решила я, что Никитоса пора бы научить говорить пожалуйста. Он, вроде, изредка говорил, но именно изредка. Как учить? Да просто очень! Я вдруг «перестала слышать» его просьбы, если они без пожалуйста. Причем я так ему и сообщаю: «Ой, что-то я не слышу, вот, слышу, ты просишь чего-то, а что именно, никак не расслышу». Говорю очень весело – то есть нет сомнений, что я играю. Первый раз я ему объяснила правила игры: слышу только с пожалуйста, теперь уже ничего не объясняю. Его реакция? Он веселиться страшно и с удовольствием говорит пожалуйста. А теперь и без игры все чаще пожалуйста говорит. Конечно, не всегда еще, но процесс идет. А главное – ребенок знает, что пожалуйста говорить – это очень весело. Сплошные позитивные эмоции. То есть хочется ему. Его собственное желание, а не заставил кто-то. Ведь если заставляют, как только перестают заставлять, отвернулись, не видят – что? Конечно, ничего! Не увидели – не сделал. А если сам решил, что так надо – потом еще окружающих замучает, что можно только так и никак по-другому :)

Пример второй:
Случилось нам как-то капать в нос бифидумбактерином. А Никитос к закапыванию в нос давно приучен (морской водой ему и для профилактики капаю периодически, и при малейшем намеке на насморк). Но морская вода – одно, а бифидумбактерин – весьма неприятная штука оказалась. Ну, что? Он, в итоге, плачет и сопротивляется. А я насилие ой, как не люблю. Пришлось у нас в доме поселиться червяку. Червяк – это моя рука, пальцы соединяются-раскрываются (такое, стандартное кусательно-хватательное движение, когда рукой пытаемся кого-то изобразить) – червяк разговаривает. И что же этот червяк? А он, оказывается, очень любит капать в нос морской водой, но ненавидит ужасно – бифидумбактерином. А ему, по нашим правилам, в нос мы капаем первому. Он о-очень долго сопротивляется, требует морскую воду, пытается убежать, я его уговариваю, и… ребенок уговаривает вместе со мной! Заканчиваем капать червяку, как вы думаете, что дальше? А дальше ребенок стоически подставляет нос! Ну, а как же – он же пять минут подряд рассказывал червяку, как это важно и полезно, и как от этого насморк проходит быстро!

В общем, хотела я, как обычно, две строчки, а получилось, как у Льва Толстого.. Но итог то один: давайте играть, а не учить! Так гораздо эффективнее и приятнее – и детям, и нам с вами! :)