Свободная школа

педагог, академик Российской Академии Образования, писатель, антрополог, отец прекрасной дочери и дедушка троих внуков
Всего трудней и всего спасительней учиться и учить владению свободой. И несвобода губительна, и свобода без особого образования и воспитания чрезвычайно опасна… Наука и искусство свободы требуют от человека наслаждения мыслью как трудом, бесстрашия перед муками умственного поиска, готовности к трудностям выбора между альтернативами; предвидения последствий своих действий; критичности и смирения ума; умения сотрудничать и договариваться…

«Свободное воспитание» как особое течение в педагогике разработало теорию и практику воспитывающей и обучающей среды (ВОС). Пальму первенства среди разработчиков ВОС разделяют Жан-Жак Руссо, Фридрих Фрёбель, Мария Монтессори, Овид Декроли, Селестен Френе, Джон Дьюи, Рудольф Штайнер, Александр Нил. Ценный вклад в разработку и осуществление ВОС внесли К.Н. Вентцель и С.Т. Шацкий. И многие, многие другие выдающиеся педагоги.

Все они сходятся в следующем: нельзя учить детей ничему такому, в чём они не видят действительного и непосредственного интереса для себя — удовольствия или пользы. 
Иначе какой мотив побудит их учиться? Непосредственный интерес есть двигатель, который ведёт и верно, и далеко. Жажда знаний и труда рождается из естественного любопытства к близкому и дальнему.
Нелепо требовать от детей прилежания, если их уверяют, что они извлекут из данных познаний пользу, когда вырастут. Если они в настоящее время нисколько не интересуются этой полезностью, ради которой должны напрягаться, жертвовать игрой и страдать, она останется для них непонятной и мнимой.
Ребёнок знает, что он станет взрослым. Все понятия, которые он может иметь о состоянии взрослого человека, являются для него предметом познания. Но всё это знание без единого исключения обязано быть посильным для его возраста, опыта и способности суждения.
Наше дело — зародить в питомцах желание искать и находить ответы на интересные им вопросы, а также дать средства удовлетворения их любознательности. 
 
Обращать внимание ребёнка на загадочное в природе — значит сделать его любознательным. 
Важно не торопиться удовлетворять любознательность, давая готовые ответы на поставленные вопросы. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что он понял. Пусть он не заучивает науку, а открывает её. Если вы когда-нибудь замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать. Он станет лишь игрушкой чужого мнения», — писал Руссо.
Такой фундамент действительно прочен. Он позволяет получать из действования с вещами ясное понятие. Ведь заблуждения как источник зла растут из некритически воспринятых положений от взрослых или иных авторитетных для ребёнка людей. Лучше ничего не знать, чем знать что-то на веру. Самые пагубные заблуждения — не насчёт того, чего не знают, а насчёт того, о чём думают, что знают.
Для действования дитя выбирает то, что в наибольшей степени ему удаётся, стало быть, отвечает специфическому складу его способностей.
Поэтому педагогу надобно искусство наблюдать за детьми и правильно интерпретировать результаты наблюдений. ВОС основана на изучении индивидуальных особенностей детей и на подборе развивающих эти способности игр и занятий.
Уже одна возможность выбора занятий и образа действий придаёт ценное нравственное значение этой деятельности. Нравственное влияние особенно важно в обществе детей. Они научаются подчиняться установленному порядку или закону.
ВОС поощряет или не поощряет (отсутствие поощрения и есть единственно допустимое наказание) поведение, которое ребёнок строит сам.
Главная забота педагога — предоставить детям снаряды для игр, а игру превратить в образовательное средство. При этом игра становится трудом, а труд приобретает отчасти характер игры.
Надо устроить окружающий детей маленький мир, где глаз родителей или воспитателей следит за ними, но где они могут самостоятельно действовать. Свобода есть деятельность, — вот отправной пункт Монтессори.
ВОС предоставляет на выбор ребёнка материал, отвечающий требованиям его свободной деятельности. Он даёт ему нужное направление. Наконец, он предоставляет ему правило, метод, который делает его способным изобретать и производить. Ребёнок счастлив, когда он может осуществить свои замыслы. 
 
Главное в воспитании и обучении — опыт, то есть усилия самого человека, что действительно дарит ему знание и ловкость. 
Свободная школа даёт возможность детям приобрести этот опыт. 
 
Стало быть, образование — не столько результат взаимодействия ученика с учителем, сколько естественный процесс развития детей. Он есть результат накопления ими практического опыта, самостоятельных открытий, материал для которых дитя берёт в окружающей среде.
Учителя — помощники в радостном труде детей по открытию свойств мира.
Свобода и самостоятельность развивают внутреннюю дисциплину и таланты. Награды и наказания отменены, так как добровольная активность носит награду в себе — это интерес к эксперименту и эмоции роста.
Социальная среда школы выступает при этом как важнейший фактор пробуждения ценностного, этического и поведенческого облика личности, как тренировка, вырабатывающая самостоятельную нравственную волю.

Общение есть процесс передачи опыта — общего достояния.  

на фото: участники комьюнити журнала «Домашний ребёнок». Египет, Синай, Нувейба. Фото Ф. Перхов 

на фото: участники комьюнити журнала «Домашний ребёнок». Египет, Синай, Нувейба. Фото Ф. Перхов

Примеры практики свободного образования и воспитания. 

Руссо в своих практических рекомендациях исходил из природной и домашней непосредственной среды ребёнка.
Его Эмиль получал, например, от отца, родных или друзей записки с приглашением на обед, прогулку, катанье на лодке, с приглашением на праздник, день рождения и т.п.
К тому времени Эмиль ещё не умел читать. Умеющим читать некогда, и когда они, наконец, соглашаются оказать ему эту услугу, то уже поздно. Удовольствие пропущено!
Вот если бы он сам умел читать… Он получает ещё записки, они так коротки, содержание их так интересно. Все вокруг него тоже получают записки, но они мгновенно разбираются в их смысле. Ему то помогают, то отказывают.
Ребёнок напрягает силы, ему удаётся разобрать половину записки. Кажется, завтра предстоит есть мороженое. Но где, когда, с кем? Эмиль тратит много усилий, чтобы прочитать и остальное.
Через некоторое время и он пишет приглашения другим. 
 
Другой пример. 
Приходится сдвинуть тяжесть. Если Эмиль берёт рычаг слишком длинный, понадобятся чрезмерные усилия. Если рычаг слишком короток, ему не хватит силы. Опыт может научить его выбирать именно ту палку, которую нужно. Такая мудрость ему по возрасту.
Из опыта Эмиль узнает, что ведро, наполненное обрубленными толстыми дубовыми ветками, весит легче, чем это же ведро с водой.
Эмиля не надо учить геометрии: ему приходится самому учить геометрии своего наставника. Ведь учитель так смешон: начертил на земле круг с помощью острия, привязанного к вращающейся вокруг стержня веревке, а затем пожелал измерять и сравнивать радиусы между собой. Эмилю пришлось дать ему понять, что одна и та же веревка, постоянно натянутая, не могла дать неравных радиусов.
Первый урок по астрономии Руссо проводит так. Помолчав несколько минут, как бы задумавшись, вдруг говорит Эмилю: «Я думаю о том, что вчера вечером солнце зашло вон там, а сегодня утром взошло тут. Как это могло быть?»
Несколько дней они не в силах найти ответа. Оба недоумевают. Наконец, наставник вспоминает, что ведь солнце днём переходит от востока к западу. Чтобы знать это, нужно только иметь зрение. Нет ли здесь аналогии?
Эврика! Умный Эмиль решает задачу для них обоих: аналогия настолько ясна! 
 
Ветер ударяет им в лицо. 
Значит, воздух есть материальное тело, хотя его и не видно. Они опрокидывают стакан в воду, вода не наполняет его. Что же, значит, воздух оказывает сопротивление воде. Погружают стакан в воду глубже. Оказывается, воздух способен сжиматься до известного предела: вода заняла часть пространства.
Наполнив мяч сжатым воздухом, они обнаружили, что тот прыгает легче, чем наполненный каким-либо иным материалом. Значит, воздух — тело упругое.
Лежа в ванне, Эмиль поднимает руку горизонтально над водой. Он чувствует, что на неё давит страшная тяжесть. Значит, воздух — тело, имеющее тяжесть.
Далее выясняется, что вес воздуха можно измерить, приводя его в равновесие с жидкостями. Устройство сифона, барометра, духового ружья и воздушного насоса становится совершенно очевидным.
Да! Учиться надобно с напряжением сил! 
 
— «Почему этот камень упал?» 
— «Потому что он тяжёл», — не задумывается Эмиль. 
— «А что же бывает тяжелым?» 
— «Да то, что падает!» — торжествует Эмиль.
— «Значит, камень падает потому, что он падает?» 
Тут юный философ стал в тупик. Это его первый урок здравого смысла и систематической физики…

У Фрёбеля и Монтессори дети учатся в коллективе. У них имеются мячи и снаряды для гимнастических игр. Физические упражнения сопровождаются песнями и учат подчинять чувства правилам игры.
Затем дети включают в свои игры-упражнения рыхлый песок, разноцветную бумагу, лоскутки. Среда организуется таким образом, чтобы будить в детях желание быть художниками, творцами, созидателями и чтобы они составляли целое из его частей, комбинировали и усложняли свои произведения.
Далее ребёнок ухаживает за растениями и животными. Он «опекает» игрушки и разные доверенные его вниманию предметы обихода.
Маленькие рукоделья развивают таланты. Детей поощряют к приобретению опыта удовольствия от дарения своих произведений другим детям и взрослым.
Триумфу самодисциплины помогают коллективные игры и занятия. Среда стимулирует детей к взаимной помощи.

Опробованы на практике многие варианты свободной школы. Все они дают желаемый результат: дети развивают свои природные дарования без принуждения. Они открывают законы природы, совершенствуют свой разум и волю.

Полностью эту статью вы найдете в 15 номере журнала "Домашний ребенок", тема номера "Свобода", а также много других, интереснейших, уникальных статей по этой тематике

Оформи подписку на журнал прямо на сайте!

домашний ребенок



← Назад к списку новостей