Свобода и привязанность

Ольга Писарик
психолог и мама четырёх детей
привязанность.jpg
фото: Юля Ото

Журнал «Домашний ребёнок» начинает цикл статей о том, как растить детей на основе теории о привязанности. Ольга Писарик, психолог и мама четырёх детей рассказывает о работе психотерапевта Гордона Ньюфелда.   
Основоположником теории привязанности является английский психоаналитик Джон Боулби, именно он в середине прошлого века указал на то, что стремление ребёнка быть в контакте с теми, кто о нём заботится является главным инстинктом человеческого существования, а разделение с основными привязанностями — источником подавляющего большинства психологических проблем как в детстве, так и в зрелом возрасте. Когда Джон Боулби впервые сформулировал основные постулаты теории привязанности, у него не было твёрдых доказательств своей правоты. Но за последние 50 лет у нас появилась возможность в различных ситуациях наблюдать за работой мозга не разрушая его. И все данные исследований по  нейропсихологии говорят в пользу того, что привязанность действительно является основой смысла человеческого существования, а последнее десятилетие можно условно назвать вторым рождением теории привязанности.

В 1999 году канадский психолог и психотерапевт доктор Гордон Ньюфелд (Gordon Neufeld) представил теорию взросления, основанную на привязанности. Собрав и соединив всё лучшее из теории привязанности, различных теорий развития, теорий о человеческих взаимоотношениях, а также последние открытия в области нейропсихологии, Гордон Ньюфелд описал своё видение развития человека, где взросление — это природный процесс, который происходит спонтанно при благоприятных условиях и замирает, когда условия не столь подходящие.

Позитивные условия, при которых происходит рост и развитие ребёнка, как уникального индивида — это глубокая, надёжная привязанность со взрослыми, ответственными за него. Доктор Ньюфелд подчёркивает, что привязанность — это не только стремление ребёнка быть физически рядом с заботящимся о нём взрослом (так называемый бондинг), но любое стремление к контакту и близости: физическому, эмоциональному, психологическому.

Нам всем хочется, чтобы повзрослев наши дети стали свободными и независимыми. Чтобы в жизни они не шли на поводу у других, а умели слышать себя, распознавать свои желания, следовать своим мечтам, чтобы видели долгосрочную перспективу своих поступков и не боялись принимать решения, чтобы умели сходиться с людьми, оставаясь самими собой. Нам бы хотелось, чтобы дети, выпорхнув из родительского гнезда и очутившись во «взрослом» мире, не начали бы растерянно озираться по сторонам в поисках опоры и ориентиров, а вошли во взрослую жизнь уверенными людьми, имеющими контакт с самими собой.

Но как, как научить ребёнка быть таким? И возможно ли этому научить? Научить быть любознательным и заинтересованным, чтобы ему нравилось пробовать новое, научить быть креативным и ценить оригинальность, научить проявлять инициативу, иметь чувство собственного достоинства, думать, преодолевать страх и обстоятельства на пути к своей цели…

  Наверное, я многих разочарую, когда напишу, что научить ребёнка всему вышеперечисленному  невозможно. Как не возможно заставить расти дерево, или сделать яблоко спелым, покрасив его в красный цвет. Знаете почему? Да потому что всё уже заложено в ребёнке! Точно также, как в маленьком семечке уже заложена жизненная сила стать могучим ветвистым деревом точно так же в нашем малыше уже заложена жизненная сила стать самодостаточным, зрелым взрослым.  

Любой ребёнок, приходящий в этот мир уже имеет потенциал познать своё «Я», стать   психологически независимым, жизнеспособным существом, «наполниться» собой, осознать свою ценность и реализовать себя. Этот потенциал не зависит от места рождения, интеллекта, национальности, материального положения или престижности посещаемой школы, он не передаётся по наследству, ему не возможно обучить. У всех есть шанс стать зрелой личностью, но несмотря на то, что шанс есть у всех, не все достигают в жизни своего потенциала, не все становятся свободными, психологически независимыми взрослыми.

Как на пути превращения невзрачного семечка в прекрасное дерево существует множество преград, так и на пути превращения младенца в зрелого взрослого возникает много помех и препятствий. Вырасти – не значит повзрослеть, и на пути к взрослению многие дети «застревают» в своём развитии. Наша роль, как родителей - обеспечить условия для взросления, убрать препятствия на пути той жизненной силы, которая есть в ребёнке.

Статью целиком читайте в новом номере журнала «Домашний ребёнок».
Заказать журнал с доставкой на дом можно прямо в редакции.
Будем очень рады новым партнерам по распространению журнала: info@domrebenok.ru



← Назад к списку новостей