Социопатичное родительство

сертифицированный специалист процессуальной работы
 Автор: Джеймс Киммел, Ph. D.  

«В плане предотвращения жестокости по отношению к детям общество обращает внимание только на наиболее серьезные формы злоупотреблений. Необходимо помочь обществу увидеть тяжесть тех преступлений против младенцев, которые сегодня рассматриваются как нормальное обращение».
Жан Ледлофф, Понятие континуума


Определения из словаря Вебстера
Антисоциальный
1. Не социабельный
2. Опасный для благополучия людей

Асоциальный
1. Избегающий контактов с другими
2. Эгоистичный

Социопат
Психопатическая личность, чье поведение агрессивно антисоциально.

Мы живем в обществе, которое быстро превращается в нацию социопатов. Основная причина этого состоит не в утрате семейных ценностей. Также причина и не в том, что родители сами социопаты или люди с эмоциональными нарушениями. Причина в общепринятых, но при этом совершенно ненормальных способах воспитания детей. Начиная с момента рождения дети лишены того, что является характерной особенностью человека как биологического вида — длительного вскармливания. Мы — родители, общество и правительство — не желаем быть «связанными» с нашими детьми слишком сильно, хотя они имеют право на это от рождения. Мы приводим детей в мир, но не принимаем своей ответственности за то, чтобы быть рядом и заботиться о них.

Не получая достаточно привязанности со стороны родителей, они лишаются той связанности с людьми, которая является их биологическим и генетическим «ожиданием» при рождении. Такое родительство лишает их биологически естественного опыта общения с матерью, который представляет собой основу человеческой социабельности, а зачастую передает заботу о них в руки чужих людей, у которых еще меньше приверженности детям, чем у нас. Поскольку дети не являются для нас основным приоритетом, максимум, на что некоторые из нас способны — это уделить им «качественное время». В нации индивидуалистов, основным приоритетом которых является собственное «я», мы воспринимаем заботу о других, в том числе о собственных детях, как самопожертвование и потерю себя. Мы готовы посвятить силы отыскиванию лучших детсадов, но не такой помощи, которая позволила бы нам остаться дома, чтобы заботиться о детях. И правительство нашей страны, в отличие от некоторых других, не предлагает финансовой помощи, которая позволила бы хотя бы одному из родителей оставаться дома и заботиться о младенце.  

Тот факт, что новая человеческая жизнь не является нашим первым и основным приоритетом, указывает на то, что индивидуальная человеческая жизнь не является для нас основной ценностью. То, каким образом мы реагируем на младенцев, даже в том случае, когда мы ценим их, говорит о том, что мы не знаем, как сообщить им о том, что они ценны для нас. Мы просто не дружественны по отношению к созданной нами самими жизни.

Наши способы проявления заботы о малышах на самом деле социопатичны: они агрессивно антисоциальны и асоциальны. Принято оставлять младенцев надолго лежать одних в кроватке, спать в одиночестве, игнорировать их плач, чтобы они оставили нас в покое и научились принимать свое одиночество. Отшлепать, побить и наказать ребенка — широко распространенные методы обучения «вести себя хорошо». Если бы мы обращались с другим взрослым так, как привыкли обращаться со своими детьми, на нас подали бы в суд. Навязывание своей воли другому человеку в нашем обществе рассматривается как преступление. Однако в случае с детьми оно активно поддерживается. Единственный вывод, который можно сделать из этого, состоит в том, что дети не считаются людьми.

45132.jpg

В нашем стремлении заставить детей вести себя так, как мы хотим, мы используем методы контроля, представляющие собой культурно приемлемые формы насилия. Основываясь на допотопном традиционном представлении о детях как форме собственности мы обращаемся с ними как с объектами, которыми можно манипулировать и которым можно придавать удобную для нас форму.

Питер и Джудит Декурси так описывают восприятие детей нашим обществом:

Во многих отношениях мы не воспринимаем детей как людей с такими же правами и привилегиями, как у взрослых. Физические наказания и психологическое третирование рассматриваются как приемлемые методы контролирования ребенка. Для наказания детей часто применяются такие изощренные и необычные методы, которые не могли бы применяться в самой отсталой тюрьме для взрослых, при этом не происходит никакого вмешательства со стороны общества и закона. Как будто бы дети — это предметы, собственность своих родителей, которую можно использовать любым удобным для них образом.

Самая странная и нереалистичная часть наших представлений о воспитании детей состоит в том, что наше антисоциальное поведение по отношению к ним, как предполагается, должно сделать из них социальных существ, проявляющих заботу об окружающих. Мы не видим того факта, что отношения между родителями и ребенком являются самыми первыми социальными отношениями, которые становятся моделью для дальнейшего взаимодействия детей с другими. Основное влияние на развитие наших детей оказывает то, кем мы являемся в отношениях с ними, а не то, кем мы себя воображаем или кого из себя пытаемся изобразить. Как сформулировал Теодор Шварц, «с точки зрения передачи культуры важно прежде всего не то, чему учат и чему не учат детей, но то, что с ними происходит, а также отношение к вещам со стороны окружающих их и взаимодействующих с ними людей».

Мы действуем по отношению к нашим детям таким образом, который напоминает действия психопатической личности. В нашем поведении по отношению к ним мы часто эмоционально неуравновешенны, извращенны и импульсивны. Лишая их нашей любви и привязанности, наказывая их с целью заставить их «хорошо себя вести», мы сами ведем себя аморально и асоциально (а часто преступно). В нашем представлении о том, что то, как мы себя ведем по отношению к детям, заставит их стать социальными индивидуумами, отсутствует трезвый взгляд на вещи. Наше нежелание изменить способы взаимодействия с нашими детьми, вопреки очевидной неспособности этих способов изменить их поведение, указывает на то, что мы (общество и нация, так же как и отдельные родители) неспособны учиться на основании опыта. Следуя общепринятым способам ухода за младенцами и воспитания детей, мы невольно растим их социопатами.

В полноте своей индивидуальной жизни мы, возможно, и не ведем себя как социопаты. Большинство из нас не преступники. Но многие из нас социопаты именно в отношениях со своими детьми. И дело не в том, что мы как индивидуумы отклоняемся от нормы. Мы нормальны. Мы являемся социопатичными родителями, поскольку традиции воспитания детей, опыт нашего собственного детства, наша культура, наше правительство и многие из «экспертов» по уходу за детьми поощряют нас в том, чтобы мы были такими.

1. Liedloff, Jean. Continuum Concept. Reading, MA: Addison-Wesley Publishing Co., 1986.
2. Decourcy, Peter and Judith. A Silent Tragedy: Child Abuse in the Community. New York: Alfred Publishing. 
3. Schwartz, Theodore, «Socialization as Cultural Transmission." Berkeley: University of California Press. As quoted in: Nanda, Serena, Cultural Anthropology, Third Edition. Belmont, CA: Wadsworth Publishing, 1987, p.131.

Джеймс Киммел, Ph. D.

Социопатичное родительство
Подготовил Кирил Меламуд 

Источник    



← Назад к списку новостей