Расскажи мне сказку
Какое ваше самое любимое воспоминание из детства? В моей памяти часто всплывает: вечер, горит неяркая лампочка, и мама тихим голосом начинает рассказ: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…» К сожалению, современные родители редко рассказывают сказки детям. Гораздо проще включить аудиодиск, посадить чадо смотреть телевизор или играть в компьютерную игру. Это экономит время и силы родителей. В результате — многие современные дети практически не знакомы со сказкой, не знают даже «Репку», «Колобка», не слышали про «Теремок», «Рукавичку» и «Красную Шапочку». Нужно ли рассказывать детям сказки? Давайте поразмышляем…
Почему же дети так любят сказки?
Даже новорождённые младенцы любят, когда с ними разговаривают. И чем старше становится малыш, тем больше усиливается его потребность в общении. Маленькому ребёнку жизненно важно слышать человеческую речь. Причём не записанную на диск, или звучащую по телевизору, а именно живую. Если ребёнку много рассказывают, читают и поют, он раньше научится говорить, его словарный запас будет богаче.
Быстрое развитие сюжета, много действий и мало описаний — вот характерные черты сказок. Ребёнок тоже всегда находится в движении и действии. Даже в детской речи слова, описывающие движения (например, «дай», «на», «иди»), появляются раньше слов, называющих и описывающих предметы.
В сказках время является относительным понятием: в одних оно вообще не упоминается, в других — движется скачкообразно. Целый век может пройти быстрее, чем один день. Это очень похоже на то, как воспринимает время маленький человек.
Часто в сказках очеловечиваются и одушевляются предметы и животные. А для детей до 3-5 лет свойственно считать весь мир одушевлённым.
В сказке всё возможно, всё осуществимо чудесным образом. Так же и для ребёнка-дошкольника чудеса — обычное дело.
Повествование в сказке ритмично, часто одно и то же действие повторяется несколько раз. Репку «тянут-потянут», Колобок встречается с разными зверями, и каждый раз поёт свою песенку; в теремок приходят всё новые и новые жильцы. Для ребёнка ритм и повторы — также жизненно важные вещи. В его мире, картина которого меняется с невообразимой для взрослого скоростью, где новые знания и умения спешат занять своё место, ритм и повторения — одна из возможностей ощутить стабильность и уверенность.
Многие родители замечают такую особенность: дети просят, чтобы им рассказывали одну и ту же сказку, читали одну и ту же книжку, пели одну и ту же песенку. Это может продолжаться неделями и даже месяцами. Не надо считать такое поведение аномалией — это нормально. Если ребёнок хочет слушать исключительно «Красную Шапочку» — уважайте его желание. Видимо, в этой сказке есть нечто особенно важное и необходимое ребёнку на данном этапе его развития. Другое дело, что сами родители устают рассказывать одно и то же. Тогда можно попробовать предложить ребёнку другую историю, но не в «ритуальное», отведённое для сказок время, а в другой момент и в другой обстановке. Возможно, вам удастся заинтересовать малыша, и он сможет переключиться на новую историю.
Есть ещё одна замечательная черта сказок: они учат, поучают, предостерегают от плохих поступков, поведения, причём делают это не в прямолинейной форме, а иносказательно: «Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок». Слушая волшебную историю, ваш ребёнок набирается опыта, учится преодолевать трудности и, самое главное, обретает уверенность, что справедливость восторжествует, а добро победит зло.
Именно эту особенность сказки используют современные психологи и психотерапевты в работе с детскими проблемами. У этой техники и название чудесное — сказкотерапия.
Как выбрать сказку
К процессу выбора нужно подключать собственную внутреннюю «цензуру»: читайте и рассказывайте ребёнку то, что нравится вам, не вызывает у вас самих отторжения или скуки. Получая удовольствие от чтения, вы передаёте это настроение и ребёнку. Если же вам скучно, то неинтересно будет и малышу, он будет невнимателен, станет «крутиться» и, в конце концов, убежит играть с машинками или куклами.
Родители своим внутренним чутьём понимают, какая сказка подходит ребёнку, а какая нет. В одной истории малыш может испугаться какого-то персонажа или события, сюжет другой может показаться ему скучным. Не нужно рассказывать малышу то, что ему по каким-то причинам неприятно. Рассказывая пугающую сказку, смелость человеку не привьёшь, а вот детские страхи вызвать можно запросто!
В русских деревнях сказки традиционно делились на «детские» («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок») и на сказки для подростков и взрослых. «Взрослые» рассказывали при скудном освещении долгими зимними вечерами за работой — шитьём, плетением кружев. Эти сказки были действительно страшными: с мертвецами, черепами, людоедством — их никогда не рассказывали малышам. Это было своеобразной инициацией: слушаешь такую сказку и не визжишь от ужаса — значит, ты уже взрослый.
Часто и в «детских» сказках встречаются страшные персонажи. Не надо думать, что дети их обязательно испугаются — у них другое представление о страшном. К тому же, ребёнок, которому с младенчества рассказывают сказки, знает, что в конце всегда побеждает добро. Мысль о том, что всё кончится хорошо, поддержит его в страшные моменты. Но если мы будем рассказывать и внутренне переживать, не испугается ли ребёнок, или, тем более, будем его намеренно пугать — тогда ему действительно может стать страшно.
Считается, что сказки своего народа ближе и понятнее, потому что в них своё душевное настроение, традиции, быт предков. Однако, не стоит ограничиваться сказками какого-то одного народа: познакомьте детей со сказочным творчеством других стран и культур.
В сказке добро всегда побеждает зло. Но нельзя трактовать сказку исключительно как поучение. В народных повествованиях часто есть подтекст, который обращается не к рассудку, а к душе человека, к его «коллективному бессознательному». Поэтому при рассказе не стоит существенно менять сюжет, в частности, переделывать конец, придумывая «happy end».
Как рассказать сказку
Итак, вы выбрали сказку. Теперь подумаем о способе её рассказа или показа.
Традиционно сказку рассказывали. Такой способ лучше всего развивает воображение ребёнка, к тому же дети меньше пугаются, слушая сказку в исполнении близкого человека.
Однако, многим родителям хочется порадовать малыша каким-нибудь необычным действом. В таком случае, самый подходящий способ «донести» сказку — показать её, устроив что-то типа домашнего театра. Вы можете показать сказку с помощью перчаточных или пальчиковых кукол, кукол-марионеток, или даже используя кукол вашего ребёнка. Показывайте на столе, на полу, на коленях, на руке — как вам больше нравится. Но не прячьтесь за ширму!
Наблюдая, как вы играете куклами, человечек получает первый толчок к сюжетно-ролевым играм, значение которых для его развития трудно переоценить. Детям показывают сказку, чтобы побудить их создавать внутренние образы, разбудить их фантазию. Не стоит показывать сказку в деталях, тогда верх над образом сказки берёт «картинка», это уже почти мультик.
Показывая или рассказывая сказку, вы создаёте и слуховой, и зрительный контакт с ребёнком — смотрите ему в глаза, обращаетесь к нему. Читая малышу по книжке, вы стимулируете слуховое восприятие, образное мышление, но контакта «глаза в глаза» нет. Замечено, что многие маленькие дети отказываются слушать чтение, предпочитая именно рассказывание. Им важно, чтобы мама смотрела на них, а не в книжку, это своего рода ревность, нежелание «делить» маму с книжкой. Для таких деток чтение сказок по книге отложите, пока им не исполнится 2-3 года.
Аудиокниги, фильмы, мультики и комиксы по мотивам сказок — эти способы знакомства со сказкой сильно уступают традиционному рассказыванию или показу сказки. Но всё же, на мой взгляд, лучше дать ребёнку послушать её на компакт-диске или поставить мультфильм, чем вообще его лишать волшебных историй.
Выбрав сказку и способ донесения, попытайтесь прочувствовать её образ, выбрать темп повествования, настроиться и только потом зовите ребёнка. Получите удовольствие, поделитесь с малышом своим настроением — и волшебство войдёт в его жизнь. Возможно, любовь к сказке останется с ним навсегда, и он передаст её своим детям. Кто знает, состоялся бы Александр Сергеевич Пушкин как великий русский писатель, если бы в его детстве не было Арины Родионовны и её сказок!
Екатерина Блюхтерова, сказкотерапевт, клинический психолог. В работе с детьми и взрослыми активно использует терапевтические метафоры и сказки собственного сочинения. Автор обучающих программ «Школа родительского мастерства». Мама двоих детей.
Сказкотерапия и терапевтические метафоры
|
Целиком статья опубликована в четвертом номере журнала «Домашний ребенок».
Все права защищены. Запрещается полное или частичное воспроизведение статей и фотоматериалов без письменного разрешения редакции. При цитировании ссылка на журнал «Домашний ребенок» обязательна.