Раннее развитие: что это такое?

 
www.r-start.ru - интернет-магазин «Ранний старт» - самые необходимые товары для развития детей
Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее... Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом... У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать... Все эти рамки показывают педагогам и родителям. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых.

Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть,  на глазах становиться более зрелым. Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался! Это и можно назвать «ранним развитием» ребенка.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик.
Ребенок рождается с огромным потенциалом, большим, чем мы можем себе представить. К примеру, у новорожденного ребенка на 300 % больше связей между нервными клетками, чем у взрослого человека, и все его сенсорные области и полушария связаны друг с другом. Что практически все клетки связаны между собой, и когда с ребенком разговаривают, показывают ему что-нибудь, качают его, по его нервным волокнам бегут электрические импульсы, упрочняя связи между нейронами. Через несколько месяцев после рождения те связи между нервными клетками, которые не успели упрочниться, исчезают бесследно, и большая часть нервных клеток, которая осталась без связей с другими нейронами, отмирает. Таким образом, то, что мы не используем, мы теряем. Именно поэтому настолько важно как можно раньше начать развивать ребенка.

Традиционная педагогика отстаёт от новаторской в сроках начала обучения, и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

В раннем развитии самое главное - не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

Раннее развитие - это специально созданная среда, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств, среда, в которой малыш живет.  Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом,  быть более ловким, сильным, крепким, чувствовать себя безопаснее. Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).

Итак, главные положения РР, которые, видимо, относятся к незыблемым законам природы:

Мозг ребёнка, если его своевременно не нагружать, в первые же годы жизни быстро теряет свой потенциал
Ребёнок с рождения должен активно двигаться.
После семи- семи с половиной лет продуктивность любого обучения падает в десятки раз.
Системы, по которым развивают детей - это дело вторичное. Имя Домана - является ключевым в раннем развитии. Не вызывает сомнения, что Доман в главных вопросах прав: начинать ползать необходимо уже в родзале,  учиться читать можно с того же момента, когда ты учишься разговаривать, а физическое развитие, несомненно, влияет на развитие умственное. В первую очередь, считает Доман, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц жизни ребенок будет проползать по несколько метров в день. Это значительно влияет на развитие способностей ребенка.

Доман разработал целую систему физического развития ребенка. Он рекомендует учить его делать все, что только возможно. Развивая ребенка таким образом, еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. И это подтверждают спортсмены, занявшие во многих видах спорта лидирующее положение благодаря тому, что они взяли в руки ракетку, вышли на лед или начали плавать не позже двух лет. Когда ребенку исполнится год, надо параллельно с физическим развитием начинать развивать и такие способности, как лингвистические, математические и другие.

Всё, о чем пишет Доман, можно делать между делом, легко, спокойно, и, при этом, не менее эффективно.

Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может быть то, что подойдет Вам и Вашему малышу. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.

Елена Данилова

Статья подготовлена по материалам из статей сайта Лены Даниловой.



← Назад к списку новостей