Пусть все дети будут домашними и никогда не теряются!..

Домашний Ребёнок
Для авторов журнала дом – это маленькая Вселенная, символ независимости, творческой свободы, самосовершенствования и простого человеческого счастья.
25 мая отмечается Международный день памяти пропавших детей. В этом году к мировой акции присоединилась и Россия. Статистика, размещенная на сайте Содружества Волонтеров «Поиск пропавших детей»» заставляет задуматься: «Согласно официальной статистике (2010 г.) за последние пять лет ежегодно в розыске находится порядка 55 тысяч детей. Еще около 20 тысяч детей в год убегает из детских домов. Примерно 30 тысяч детей ежегодно подвергается насилию. Вместе с тем, 90 % от пропавших находятся и возвращаются либо в приюты и детские дома, либо к родителям или опекунам. Однако 10 % детей остаются в списках пропавших без вести. И если даже исходить из самой оптимистичной статистики Следственного Комитета при Прокуратуре о том, что пропадает в среднем 15 тысяч детей в год, выходит, что порядка полутора тысяч пропадает бесследно. Чтобы лучше представить эту цифру, мы ее озвучим несколько иначе. Каждые 30 минут пропадает один ребенок. 48 детей в день. И каждый день из этих 48 потерявшихся, убежавших, исчезнувших, четверых не находят никогда. То есть вдумайтесь, каждые 6 часов, когда вы спите, идете на работу, возвращаетесь домой, — навсегда пропадает один ребенок! И даже если оперировать только лишь официальной статистикой, становится страшно. Подчеркнем, что мы опираемся только лишь на официальную статистику. А неофициальная статистика по оценкам различных фондов и общественных организаций, занимающихся этой проблематикой, в полтора — два раза выше…»

Даже очень бдительной маме не лишним будет взять на заметку разумные советы, как обеспечить безопасность детей за пределами дома.



Советы от PoiskDetei.ru

Безопасность детей в местах большого скопления людей (торговые центры, аэропорты, вокзалы, «народные гуляния» и пр.).

1. Собираясь в места большого скопления людей (далее – БСЛ), оденьте ребенка в яркую одежду, которую вам будет легче всего заметить. Возьмите за правило непосредственно перед входом в места массового скопления народа фотографировать ребенка на сотовый телефон (скажите, что это игра такая) – таким образом, в случае, если ребенок потеряется, у вас будет самая свежая фотография непосредственно в той одежде, в которой он потерялся. Можно просто взять с собой фотографии ребенка, наиболее полно отражающие его внешность.
2. Если посещать места большого скопления народа приходится часто, пришейте к одежде ребенка метки, выполненные на хлопчатобумажной однотонной ткани печатной машинкой или вышитые ниткой с именем, фамилией, телефоном для связи и медицинскими противопоказаниями. Для разовых случаев прицепите к одежде ребенка брелок-напоминалку с именем ребенка и вашим сотовым телефоном.
3. Перед посещением мест БСЛ обговорите с ребенком место, где вы с ним встретитесь, если потеряете друг друга. Не назначайте встречу у фонарных столбов или под часами, их может оказаться несколько. Место должно быть совершенно однозначно определяемым.
4. Маленькие дети должны четко уяснить и запомнить: если потерялся – стой там, где стоишь. Папа и мама уже тебя ищут. Родители же в первую очередь должны «пойти назад по своим следам» — пройти назад тем же маршрутом, каким пришли до момента обнаружения исчезновения ребенка.
5. Помните, что не только вы держите ребенка за руку, но и он держит вас. Держите ребенка только за руку. Не разрешайте ребенку держать вас за полу, рукав или ручку сумки, ему так легче всего потерять вас. Подходя к прилавку или пробираясь к нужному для вас месту, старайтесь держать ребенка впереди себя.
6. Если вы заметили ребенка, не зовите его, постарайтесь не терять его из виду и начните продвигаться к нему. После того как вы нашли друг друга, не обрушивайтесь на ребенка, ругая его за неправильное поведение, лучше разберите с ним ошибки, которые были допущены. Проанализируйте, правильно или нет было выбрано место для встречи, и почему ребенок сразу не смог его найти.
7. Не выводите ребенка в места БСЛ с дорогими вещами и ценностями (плейеры, айподы, дорогие телефоны, золотые украшения, броская и дорогая одежда могут оказаться черезчур притягательным объектом криминального посягательства). Да и просто гулять по улице с дорогими вещами и ценностями не стоит.


Другая точка зрения на «нашивание бирок с именем ребенка» от www.poiskdetei.info

Что нужно сказать детям?
Предупредите детей, что никогда нельзя принимать участие в поиске «пропавшего котенка», если такое предложение поступает не от «своих», отказать в  помощи бедной старушке и т.п. Пусть лучше Вашего ребенка будут считать невоспитанным. Скажите детям, чтобы никогда не принимали конфет или других подарков от кого-то,  кто не был официально признан в качестве “друга семьи”. Даже если человек является другом семьи, но взрослых нет дома, не стоит пускать его в дом.  Старшие дети особенно уязвимы для похитителей, которые используют разные уловки, и говорят, что они являются режиссерами  фильма, например и т.п. Эти и другие подобные трюки используются злоумышленниками, чтобы заманить детей куда-либо или обманом войти в дом, втереться в доверие.
Объясните ребёнку, что если он подозревает, что кто-то следит за ним из автомобиля, ребенок сразу же должен пойти в противоположном направлении и бежать. До момента похищения вероятность того,  что ребёнка попытаются задержать во время бегства мала. Но как только похищение произошло, у похитителей появляется живой свидетель, от которого легче избавиться,  чем отпустить. Рекомендуйте ребенку бежать так быстро, как он может и желательно по направлению, где много людей. Вероятность того, что преступники начнут стрельбу из оружия или попытаются схватить ребёнка в таких ситуациях почти нулевая.
Важно также предупредить детей никогда и никуда не  идти с незнакомым человеком, если родители специально не дали им на то разрешения. Придумайте детям кодовое слово, которое будете знать только вы и они. Таким образом, в случае неожиданной ситуации (мама задержалась на работе и т.д), взрослый, который обращается к ребенку, должен сказать кодовое слово. Если взрослый не знает этого слова, то ребенок ни в коем случае не должен ехать или идти с ним. научите ребенка пользоваться кодовыми словам или знакам препинания в записках. Это может помочь, если ребенка все-таки похитят.
Дети должны также доверять своим внутренним ощущениям и избегать ситуаций или людей, которые заставляют их нервничать или вызывают страх.
Скажите ребенку, что если он чувствует опасность, он может делать все, чтобы привлечь к себе внимание окружающих. Можно разбить стекло, закричать: «Пожар!» или «Спасите!», сбросить товар с полки в магазине. Если ребёнок движется вдоль дороги с велосипедом, он должен следить за тем чтобы велосипед находился между ним и машинами и если ребёнка пытаются затащить в машину, ни в коем случае нельзя отпускать велосипед, так как в таком случае затащить ребёнка в машину становится проблематично и это может привлечь внимание других людей.

Меры предосторожности для родителей:
Родители не должны маркировать одежду или игрушки ребенка его именем, так как человек, который обращается по имени, изначально вызывает больше доверия у малыша. Они никогда не должны оставлять ребенка без присмотра в общественных местах, в  коляске или автомобиле ни на минуту, так как это грозит похищением. Маленьких детей всегда стоит провожать до дверей за руку в общественных местах, таких как школа, детский сад , бассейн и при посещении различных секций. В общественных местах, таких как  парки, торговые центры и концертные залы, ребёнка нельзя упускать из виду ни на минуту. Если ребёнок хочет в туалет, взрослый должен зайти и проверить, нет ли там посторонних.
Родители должны делиться этой информацией со своими детьми довольно часто, но делать это таким образом, чтобы ребёнок был осторожен, но не боялся. Научите ваших детей думать, быть умным,  не терять голову в опасной ситуации, только в этом случае,  они смогут действовать.

Выводы
Маленькие дети должны знать:
  • Что они никогда не должны говорить, что они в доме одни, если отвечают по телефону. Они могут сказать, что они готовы принять сообщение от звонящего, а когда родители освободятся, то перезвонят.
  • Нельзя открывать дверь, если ребенок дома  один, и  неважно, кто будет находиться по ту сторону двери.
  • Не приглашать в дом друзей без разрешения одного из родителей
  • Всегда сообщать куда он идет.
  • Никогда не садится в автомобиль чужого человека без разрешения родителей.
  • Не брать конфеты или другие подарки от незнакомых людей или кто-либо другого, не спрашивая родителей в первую очередь.
  • Никогда не играть в пустынных зданиях.
  • Нарушать правила и привлекать внимание любым способом при попытке кого-либо затащить его в автомобиль или увести за собой.
  • Отойти от автомобиля, который едет за ними, если он не знает водителя, и постараться свернуть в противоположную сторону.
  • Ребенок должен хорошо знать свой домашний адрес, телефон и телефоны родителей.
  • Научите ребёнка говорить  «нет» взрослым, если человек хочет что-то сделать не так.
  • Объясните ребёнку, что никто не имеет права касаться  любых частей его тела.
  • Они должны рассказать преподавателю в школе, милиции или родителям  о тех, кто выставляет и демонстрирует им интимные части тела.
  • Сообщать родителям, если кто-то из взрослых попросил их держать в тайне от них что-либо.
  • Обратиться к ближайшему кассиру, продавцу или администратору торгового зала, в случае, если он потерялся в магазине или торговом центре.
Подростки:
  • Говорить родителям, где они находятся в любое время или оставить записку дома.
  • Никогда не передвигаться автостопом.
  • Не ходить через пустые парки, поля или аллеи.
  • Позвать на помощь, если они заметили, что за ними следят.
  • Научиться распознавать подозрительное поведение и помнить описание человека или транспортного средства, чтобы проинформировать родителей или милицию. Написать номерной знак в грязи или снегу, если нет ничего другого.
  • В случае нападения ради завладения деньгами, драгоценностями и одеждой, проще отдать, а не рисковать здоровьем.
Родители:
  • Избегать одежды и игрушек с именем вашего ребенка на нем.
  • Проверять и лично знать всех друзей вашего ребенка.
  • Никогда не оставлять ребенка без присмотра в общественных местах, коляске или автомобиле. Даже на минуту.
  • Всегда сопровождать детей в туалет в общественных местах и просить их никогда не играть в безлюдных местах.
  • Всегда сопровождать вашего ребенка от двери до двери в садик, школу, бассейн.
  • Объяснить детям места, где они могут получить помощь,  если они в беде.
  • Иметь свежую цветную фотографию своего ребенка.
  • Проследить, чтобы дети знали экстренные номера вызова милиции, скорой, пожарной службы.


На сайте Информационного агентства Содружество волонтеров «Поиск пропавших детей» размещен очень полезный отрывок из книги психолога Ольги Маховской «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы он потом вам дал спокойно жить».


Почему они нас бросают? «Им кто-то морочит голову», «Они ищут приключений», «Они поддаются влиянию вожака» - это типичные ответы родителей, которые не хотят признавать своей причастности к побегам детей и рассматривают их только как результат влияния извне. «Нужно наладить, скоординировать работу общественных, правительственных, правоохранительных органов. Нужно увеличить финансирование на развитие убежищ для детей, колоний для малолетних правонарушителей», - говорят нам представители власти. Психолог, к которому обращаются по-прежнему в крайнем случае, когда события уже не имеют обратного действия, может гадать о причинах побегов, но лишен возможности предупредить побег. Психологи слишком часто только констатируют исход, и в этом смысле понятна ирония общественности по отношению к эффективности психологической помощи.

Справка для родителей:

По официальной статистике, сегодня из дому ежегодно бегут 50 тысяч детей. Примерно 30 процентов из них - из-за плохих отношений с родителями, особенно с отчимами. Еще 30 процентов беглецов дают семьи алкоголиков. Убегающие от учебы составляют 18 процентов. Из-за элементарного отсутствия внимания родителей (из-за эффекта "холодного дома") из семей уходят 12 процентов детей.

Судьба ребенка на 100 % зависит от того, есть ли рядом с ним хотя бы один взрослый, которой день и ночь нес ответственность за этого ребенка, думал о его завтрашнем дне, о его будущем, о его проблемах, и был готов отложить все свои дела ради этого ребенка. Если такого взрослого нет, то многочисленные, самые экипированные фонды и общественные организации не смогут компенсировать отсутствие этого буксирующего дельфина. Ребенок будет постоянно проваливаться, выпадать из поля нашего внимания, а в результате чувствовать себя не нужными, заброшенными.

При нормальном развитии детско-родительских сюжетов родители «чувствуют, знают», что происходит с их детьми даже на расстоянии. Они могут предсказать в ближайшей перспективе поведение своих детей.
Синдром «холодного дома», психологической, эмоциональной отвязанности, отсутствие постоянной психологической связи между матерью и ребенком лежит в основании социального сиротства. Сегодня дети бегут потому, что их ничто и никто не удерживает дома. Психологически отвязанные дети могут попасть в любую компанию, в любую историю. У них отсутствует внутренний контроль за поведением, потому что никто не осуществляет внешний. Никто не учит систематически управлять их своим поведением, планировать свои поступки и сочетать свои интересы и интересы семьи.
Пропавшие дети собирали металлолом, а их родители не знали, что дети этим занимались. Несмотря на то, что по закону дети раньше 15 лет не имеют права на работу, реально и часто по секрету от родителей они работают. Эксперты утверждают, что в Москве работают 30-50 тысяч детей, это совпадает с количеством бегунков. Одно время это восхвалялось со ссылками: на Западе даже дети миллионеров работают. Но дети у нас работают в неподобающих местах - с 4 лет на подиумах, попрошайками.

Жестокое обращение родителей с детьми – самая очевидная современная причина бегства. Жестокое обращение было и раньше, физические наказания применяются систематически в 10 процентах семей, но сегодня оно усилилось из-за того, что родители живут в условиях продолжительного стресса, связанного с необходимостью предпринимать дополнительные усилия, чтобы найти работу, устроить жилье.

Детские побеги были всегда, но они были другими по своим мотивам. Моя классификация побегов выглядит так:

Экспериментальные побеги.
Ребенок фантазирует, как он будет жить, если вдруг родители умрут или погибнут. За этими фантазиями скрывается страх за себя, опасения перед взрослой жизнью, ощущение незащищенности. Такие фантазии-побеги чаще всего не реализуются, или реализуются частично. Например, дети строят шалаш где-то на даче, летом, натаскивают туда одеял, еды, незатейливой посуды, и мечтают, как они будут жить-поживать без взрослых, и как это у них славно получится. Но проходит лето, игра надоедает, да и на улице холодает, и жизнь вне дома уже не кажется такой привлекательной. Дети открывают для себя, что родительский контроль не такая тяжелая ноша, в нем гораздо больше приятного. И как это тяжело быть взрослым. Так много вопросов приходится решать каждый день. Нет, лучше быть ребенком.

Протестные побеги. Дети иногда сердятся на взрослых. Им кажется, что их недостаточно любят, к их просьбам невнимательны, наказывают несправедливо. Родителям ведь не ответишь тем же, их не поставишь в угол. Дети хотят наказать взрослых. И поскольку они не могут сделать это как-то по другому, им ничего не остается, как показать родителям, до чего они доводят своих мальчиков и девочек. И вот, стоя в углу, зареванный, ребенок думает: уйду в лес, буду там жить, есть грибы и ягоды... Через час такие фантазии проходят, но они довольно яркие. Фантазии мальчика 8-9 лет хорошо описаны у Льва Толстого в "Детстве". Вот умру, а они будут плакать…

Романтические побеги. На реальные побеги в далекие страны способны немногие дети. Как правило, это мальчишки, с детства склонные к риску, непоседливые, озорные и часто плохо управляемые. Их любопытство и самоуверенность не знают предела. Начитавшись, насмотревшись приключенческих книжек, фильмов, они готовы превратить свою жизнь в приключение. Иногда им это удается в очень экзотичных и авантюрных вариантах.
Глава общественного фонда "Право ребенка" Борис Альтшулер вспоминал в одном из наших разговоров: «Я недавно читал воспоминания моего дяди, среди людей, ходивших в дом нашей семьи на Пречистенке в 20-е годы, был один интересный человек, который в начале XX века в возрасте примерно 12 лет бежал в Бразилию. Побег удался, он там проболтался несколько лет, но был, к счастью, найден и возвращен».
Психолог Марина Капилина рассказывала: «В раннем детстве многие готовы бежать из совершенно благополучных семей ради жажды приключений. Мы с братом, когда нам было 6 и 5 лет, отправились в "страну сказки". Активные граждане нас выловили по дороге к метро и сдали милиционеру, которому мы рассказали душераздирающую историю о папе-пьянице. Наш непьющий папа, прибежав за нами в милицию, был очень удивлен недоброжелательностью милиционера!»

Колобок: «Дед и Баба, я решил бежать из дому!» Дед: «Но почему они все бегут? Этот уже 25-й!»

Немотивированные побеги. Экспериментальные, романтические, протестные побеги в моем описании выглядят как вполне нормальные и объяснимые. Но сегодня сила выталкивающих из семьи факторов превышает силу семейного притяжения. Дети иногда сами не знают, почему они оказались на улице. Их побеги не были связаны с чувством вины перед родителями или ощущением, что они сделали что-то криминальное. Жить на улице, общаться с кем попало, и даже подворовывать кажется нормальным для них. Появились немотивированные побеги, побеги «просто так», «на интерес».

Радикальные побеги. Да и протестные побеги теперь мотивированы куда более мощно. В условиях социальной однородности в советские времена глупо было бежать куда-то. Привлекательной и манящей была разве что столица. А сегодня дети протестуют против всего образа жизни своих родителей, вернее против уровня жизни. От бедности можно только бежать – туда, в сытые города, к сытым гражданам, которые ездят на дорогих машинах. Побег в этом случае не самый худший способ ухода. Уходят в наркотики, в пьянство, в … иной мир. Бегут те дети, кто еще на что-то надеется и чего-то ищет.

Справка для родителей:
Вот статистика по детским преступлениям: обычно каждый второй или третий ребенок из убежавших становится участником преступления, половина совершает его в компании со взрослыми. В России действует больше 40 тысяч детских и молодежных преступных группировок - в два раза больше, чем официальных подростковых объединений.

Теперь, когда про побеги сказано достаточно, несколько приемов по предупреждению побегов.

Не нужно бояться говорить о побегах с детьми. Можно рассказать о своих фантазиях, если они были в детстве. «Я даже хотел бежать! И знаешь, что я придумал?» Однажды отец рассказал мне о том, как он собрался стать моряком и присматривал себе дизель, на крыше которого можно добраться до Черного моря. Пришло время, он вырос, закончил школу с золотой медалью, и именно таким способом добрался до одесской мореходки, поступил в нее и закончил с отличием, а потом объездил (ходил на судне «Бежица») весь мир. Это был единственный выход для мальчишки, послевоенного полу-сироты, вырваться из бедности. Для меня это послужило уроком: нужно рисковать, решаться на радикальные шаги, если действительно хочешь настоящих перемен в своей жизни.
Весь разговор о побегах с ребенком затевается для того, чтобы и он мог обсудить свои фантазии. Дети делятся друг с другом. Возможно, его приятель планирует побег и зовет с собой. Как бы мы ни относились к тайнам друзей, нужно найти деликатный способ поговорить и с инициатором побега, и, возможно, с его родителями. Побег в возрасте 8-10 лет реально опасен, и здесь не до реверансов.
Обсуждая побеги, нужно особое внимание уделить тому, что переживают взрослые, которых бросили. Как они не спят ночами, что они, предположительно, говорят, как они собираются поговорить с ребенком, когда он вернется. Мораль этого разговора такова: не нужно бояться возвращаться; родители будут сердиться уже потом, но вначале они, конечно, обрадуются тому, что беглец вернулся, и прижмут к себе, потому что они любят своего мальчишку.
Нужно сообщить о том, как обычно возвращают беглецов. Милиционеры направляют детей в органы опеки, сообщают адрес по месту жительства, уточняют, живет ли реально там ребенок. А потом его в сопровождении взрослого направят домой. Конечно, первым делом накормят.
Привлекательность побегов значительно уменьшится после таких разговоров. Ореол «запретного плода» исчезнет. «Подумаешь, - скажет такой мальчишка, - все бегают, даже мой отец».
Конечно, нужно отслеживать, как и с кем дети проводят время. Самый главный контрольный критерий – время. «Когда ты вернешься?» обозначает, что вы доверяете своим детям. Но если дети постоянно нарушают договоренности, пора проявить особую бдительность. «С кем ты гуляешь? Тебе с ним интересно? Приглашай его (ее) на чай». Кроме того, дети чаще всего тренируют побег, а не решаются на него сразу. Конечно, вопрос ребенка о перочинном ноже, спичках, веревках и рюкзаке – сигнал к разговору.

Книгу можно приобрести на ozon.ru



Советы от janemouse

Что можно сделать с детьми до 4 лет (с более старшими, впрочем, тоже):
  • надевать на руку браслетик с именем, фамилией, днем рождения, телефонами родителей (но не адресом!);
  • можно сделать такие же бирки или бейджики на двух языках (особенно актуально при поездках за границу, в аэропортах, и т.п.) - название отеля, рейс, и т.п.;
  • играть, описывая в ролевой игре возможные ситуации. Если заранее при помощи игрушек показать, что малыш стоял и вопил, и мама его нашла, а другой испугался и бежал долго-долго, и маме трудно было его найти, то м.б. это сработает.
Дети и родители очень разные. У одних детей тревожность такая, что если он маму не держит за руку, и не видит, то он уже рыдает, а другие дети так уверены, что мама всегда рядом, что могут полчаса идти, играя, и придумывая что-то на ходу, и не оглядываются в поисках мамы. У каждого типа детей - свои особенности, и родителям важно их учитывать.

Некоторые дети могут часами сосредоточенно играть.
У моих знакомых трёхлетняя девочка потерялась в Прибалтике на пляже. Искали два часа, объявляли по радио, прочёсывали лес и пляж. А она сидела в 20 метрах от них, и ничего не слышала - она яму копала. И в этой яме её никто не заметил.
В магазине дети могут, заинтересовавшись, зайти за прилавок, или прошмыгнуть под руку кассира, и там стоять и смотреть, как люди работают. А мамы в это время обшаривают весь магазин.
Один знакомый мальчик в 3 года в цирке ушёл посмотреть, куда уходят провода и канаты - и спустился в подвал. Родители весь цирк обегали, пока нашли.

Что важно рассказать детям заранее:

  • выучить телефон родителей, имя и фамилию (телефон мамы - важнее, чем адрес);
  • научить ориентироваться в каждом новом месте (это отдельная важная тема, поскольку многие школьники сейчас совершенно не умеют ориентироваться и могут на даче заблудиться в двух шагах от дома, и в городе - не узнать свой дом с неожиданного ракурса);
  • научить искать вокруг «безопасных взрослых», к которым можно обратиться за помощью;
  • предупреждать взрослых, если куда-то уходишь один, даже если ты играешь поблизости.
Поиск безопасных взрослых - отдельная тема для разговора.
Если вы научите малыша, что все вокруг злые, что милиционер тебя заберёт в милицию, цыганка украдёт, а дядька посадит в мешок, то ребёнок, потерявшись или оказавшись в кризисной ситуации, побоится обратиться за помощью, и это тоже страшно!

Да, бывают разные ситуации. И дети тоже не все вменяемы. И собаки некоторые кусаются. Но в целом - важно научить ребёнка выбирать безопасных взрослых, которые могут помочь.
Помощь может понадобиться в самых разных ситуациях, и нужен личный опыт ребёнка!

Мы с братом в детстве много гуляли сами - во дворе и в лесу, но при этом нам надо было вернуться к назначенному времени домой. А значит, надо было спрашивать время у прохожих. И мы научились из всех взрослых выделять именно тех, кто ответит, и не заругает, и не станет допытываться "а что это вы одни гуляете? А мама ваша где?!"
  • можно учить детей самостоятельно покупать что-то недорогое в магазине, скажем, хлеб или мороженое, пока мама ждёт на крыльце;
  • можно спрашивать время;
  • можно просить разрешения позвонить маме;
  • можно просить перевести через дорогу;
  • можно спрашивать дорогу к метро.
В целом, умение угадать по позе и выражению лица, насколько адекватно человек отреагирует - очень ценный навык.
В целом, всё-таки, я бы сказала, что люди с колясками и люди в форме с бОльшей вероятностью отреагируют адекватно.


А ваши дети помнят наизусть телефон мамы?
А смогут сами подойти к кому-то и попросить позвонить маме - в порядке тренировки?

Может пора родительским сообществам открывать частные производства микрочипов для детей (при всех опасностях, которые таит в себе чипизация, есть и плюс - мгновенная установка местонахождения пропавшего человека)?
А что делаете вы, чтобы защитить свою семью?



← Назад к списку новостей