Подход «свободной» Вальдорфской школы

Домашний Ребёнок
Для авторов журнала дом – это маленькая Вселенная, символ независимости, творческой свободы, самосовершенствования и простого человеческого счастья.
вальдорфская школа
фото: waldorfearlychildhood.org

Фрагмент лекции Э.Б. Финкельштейна «Анализ вариантов, типов и методов интеграции содержания образования» (Упр. соврем. шк. Завуч. - 2009. - N 7. - С. 137-144.)

Свободная Вальдорфская школа основана в 1919 г. Эмилем Мольтом в Штудгарте. Её духовным наставником и педагогическим руководителем был доктор Рудольф Штейнер. Понимание Штейнером природы становящегося человека и её законов имело основополагающее значение для определения того, чему надо учится на каждой возрастной ступени. Исследования доктора Штейнера, касающиеся вопросов развития ребёнка, сопровождались множеством примеров, описывающих те предметные области или их фрагменты, с которыми должен знакомиться ребёнок в том или ином классе. Учителя потом могли в своей практической работе в школе
разрабатывать, дополнять и расширять эти примеры, на основании собственных знаний. Так формировался учебный план Вальдорфской школы, сам характер построения которого предполагал отказ от всякого догматизма.

Важнейшей особенностью Вальдорфской педагогики является принцип целостности, стремление к тому, чтобы ребёнок переживал мир неразорванным на отдельные области знания, но как удивительно устроенный целостный Космос. Так, например, во время преподавания географии, учитель привлекает и историю изучаемой области Земли, её флору и фауну, её культуру и т. д., слагая всё это в органическое целое. Здесь учителю приходит на помощь то обстоятельство, что, как руководитель данного класса он ведёт преподавание главных предметов в нём на протяжении 8 лет. Этот способ преподавания по эпохам и то, что преподающий все главные предметы в нём классный учитель ведёт свой класс с первого до последнего года обучения (с 6 лет до 14), облегчает ему не только связать воедино всё многообразие учебных предметов, но по возможности и создать из всего материала в своём роде
цельное произведение искусства, которое может и ему самому дать высокое удовлетворение.

Рассмотрим в качестве примера программу и содержание занятий в первом классе Вальдорфской школы.
Живопись и рисование. Дети вводятся в мир пластически образующих сил посредством живописи и рисования. Они развивают своё чувство красок, переживая в живописи чистую краску в её консонансах и диссонансах и смотря на форму, как на произведение красок.
С линиями они знакомятся прежде всего как с границами красок. Из живописного рисования развивается письмо. Ребёнок не имеет сначала никакого отношения к абстрактным буквенным знакам. Ведь и человечество не сразу получило буквы.
Природа развивающегося человека (по Штейнеру) требует, чтобы мы от художественного переходили к интеллектуальному, от ручного труда к головной работе, от живописи и рисования к письму и чтению. Рука должна при письме выполнять то, что глаз с удовольствием видит. Глаз
должен с любовью водить пером.
В течение первого года надо достигнуть того, чтобы ребёнок научился наносить на бумагу то, что ему говорят или что он выдумает сам.
Рисуя, ребёнок знакомится сначала с большими буквами латинского печатного шрифта, и в течение первого года надо достигнуть того, чтобы он не стоял перед печатным текстом, как перед чем-то ему совсем неведомым.

Переход от просторечья к разговорному (литературному) языку происходит посредством рассказывания и пересказывания. Пестрые образы сказок, возбуждающие силу представлений в ребёнке и таящие в художественной образной форме глубокие тайны человечества, и в то же время и народные образы действительности, дают материал для рассказов в 1 классе.
При выборе стихотворений на этой возрастной ступени учитель должен обращать внимание прежде всего на художественную форму, на мелодию речи, рифму, ритм и такт.

Очень важно уметь сближать по видимости отдалённые области преподавания, переводить их из одной в другую, связывать воедино. Так можно, например, воспитывать в пении чувство речи ребёнка, его ощущение долгих, укороченных звуков и т. д., задолго до того, как это ощущение найдёт себе применение ворфографии.

Задача отечествоведения состоит в том, чтобы постепенно подготовить ребёнка к восприятию его окружения. Растения, животные, камни, реки, горы, поля и т. п. никогда не должны описываться учителем абстрактно. Они должны быть представлены исполненным фантазии моральным образом. Они должны высказываться и проявлять свои свойства, свою величину, своё благочестие, кротость, дикость и т. д. в живой беседе между собой как в сказках.

Четырем арифметическим действиям, первоначально в пределах 20, а затем по возможности подымаясь до 100, дети обучаются, следуя художественному чувству, переходя от целого к частям: при сложении, исходя из суммы, при умножении - из произведения.
Мыслит ли ребёнок, впоследствии атомистически или синтетически - сильно зависит от первоначального обучения счёту. Ритмическое движение, бег с ударами в ладони, прыгание - всё это вводит ребёнка в счёт.

Уже в самом первом классе начинается обучение 2 иностранным языкам. Дети учатся на песнях, хороводах, играх, стихах, в которых слух впервые знакомится с ритмом мелодий и звучностью чужого языка. Затеваются маленькие разговоры. Грамматика не проходится.

Искусство движения, эвритмия, в течение первых трёх лет, проходится в связи с музыкой и с рисованием геометрических фигур. Дети слагают их, ритмически бегая. Употребляются все музыкальные средства для пробуждения и гармонизации детских душевных сил.
Воспитывается чувство прекрасного и некрасивого. Выступая попеременно то в роли исполнителя, то в роли слушателя, ребёнок знакомится с подходящими для его возраста музыкальными произведениями. Пение песен в пределах квинты. По возможности ребёнок приступает к занятиям на инструментах.

Мальчики и девочки учатся вязанию на спицах. Воспитываемая вязанием ловкость в кистях рук влияет на пробуждение и развитие интеллекта.



← Назад к списку новостей