Педагогика как искусство

лектор, автор статей, Член Совета Ассоциации искусствоведов Норвегии, арт-директор компании Matisse Kunstformidling, работающей с арт- и образовательныеми проектами в Норвегии
образование и искусство
street art by Banksy


Быть учителем есть мое самое значимое произведение.

Йозеф Бойс

Искупай рабочего в норвежском фьорде


С 2004 года я живу в Норвегии. Pussy Riot в песне «Как в красной тюрьме» предлагали искупать рабочего российской нефтяной индустрии в норвежском фьорде :

Рабочие снизу кричали нам и просили рассказать во втором куплете про распевное:

Искупай рабочего в норвежском фьорде

И мы рассказывали про одну северную страну, где рабочий живет лучше, чем офисный клерк. И власть вместе с полицией в этой северной стране боится рабочих — и стесняется отбирать у рабочих и клерков их триллионы. И стесняется кидать рабочих и клерков в тюрьму просто так [1].

Примечательно, что автор этого artist statement, привлекая внимание к тому, что норвежские «нефтяные деньги» принадлежат народу[2], — оперирует такими субъективными категориями, как страх и стеснение. В скандинавском контексте эти категории воспринимаются как нерелевантные: отношения между властью и рабочими основаны на рациональных принципах договора. В теории норвежской модели управления особое внимание уделяется так называемой «традиции сотрудничества», уходящей корнями к «классовому компромиссу» 1935 года и попыткам сотрудничества между Ассоциацией профсоюзов (Landsorganisasjonen) и Обществом работодателей (Arbeidsgiverforeningen) в 1960-е годы. Одной из ключевых фигур в этом процессе был психолог и активист Айнар Туршрюд, которому принадлежит фраза: «Работа формирует человека в большей степени, чем любая иная деятельность».

Большую часть ответственности за выполнение работы Туршрюд в своих исследованиях предлагал отдать самоуправляемым группам — что актуально по сей день на большинстве рабочих мест
.

Одним из достижений явилось появление параграфа 12 в Законе о рабочей среде (1977), который обязал работодателя удовлетворять «психологические требования работника к рабочему месту» и потребность в самоопределении и разнообразии в работе, а также в профессиональной ответственности работника. Таким образом, работодатель становился обязан обеспечивать комфортную психологическую среду для работников. В 1974 году художники провели историческую акцию Kunstneraksjonen, в результате которой они добились обеспечения гарантированного минимального дохода для художников и того, что определенный процент бюджета, предназначенного на строительство государственных зданий, должен идти на их арт-оформление. [3]

образование и искусство

© nomerz-art

Case study: Архангельск

В России я бываю несколько раз в год. В декабре прошлого года оказалась свидетелем следующего эпизода.

Контекст: бассейн в северной провинции, почерневший от времени кафель. На стенах — портреты Ломоносова и патриотические лозунги a la Soviet соседствуют с рекламой — визуальные свидетельства современного постсоветско-капиталистического идеологического коктейля.

Сколы на кафельной плитке, где отошла бежевая глазурь, замазаны краской аналогичного оттенка. В «лягушатнике» на первой дорожке проходит обучение плаванию детей возраста первого класса школы. Занятие по плаванию ведет девушка с армейской выправкой. Вдруг раздается: «У тебя же родители на балконе сидят! Неужели тебе перед ними не стыдно, что ты все еще не научился?»

Такие случаи — на каждом шагу, и недели через две в России крик и унижение уже не производит такого сильного впечатления, как в первые дни после пересечения границы. И вспоминается, что наши уроки физкультуры в том же городе мало чем отличались от сегодняшних. Но сейчас я хотя бы в состоянии осознать, что педагог в бассейне репродуцировала модель поведения, по которой воспитывали ее: угнетенный/угнетатель. И что ее первоклассники будут плодить эту модель дальше по принципу цепной реакции. Скорее всего, у этой девушки-физрука было высшее педагогическое образование.

образование и искусство
street art в Сеуле

Равенство или иерархия?


Пауло Фрейре — автор «Педагогики угнетенных» (1968). В книге он ассоциирует принципы традиционной педагогики с банковской системой и окупаемостью вклада. Вместо педагогики инвестиции, где обучающегося «наполняют» знанием, он предлагает систему коммуникации между обучающимся и обучаемым, основанную на принципах равенства. По Фрейре ученик — создатель своего обучения наравне с учителем. В основе же консервативных педагогических моделей лежит принцип угнетения, и угнетенный более всего мечтает о том, чтобы самому стать угнетателем.

В прогрессивных педагогиках отношения равенства и активного сотрудничества главенствуют над иерархическими, авторитарными отношениями. И. Кант в трактате «О педагогике» (1803) рассуждает о том, что один из ключевых вопросов педагогики заключается в том, как подчинение, при наличии законных ограничений, может сочетаться со способностью использовать свободу. Как можно культивировать свободу в условиях принуждения? Этот педагогический парадокс описывает отношения между автономией и патернализмом. Возможно, его нельзя разрешить, но это не значит, что не нужно выносить на обсуждение.

Примером горизонтальной организации процесса передачи знаний и навыков может быть подход к педагогике дошкольного образования Реджио Эмилиа, пока еще малоизвестный в России, но пользующийся большой популярностью в Скандинавии в течение нескольких десятков лет.

street art by Banksy
street art by Banksy

Педагогика демократии


Reggio Emilia — итальянский город под Болоньей, где после окончания Второй мировой войны зародилась «педагогика демократии» (так называемый Reggio Emilia Approach). Одной из ключевых задач, стоящих перед итальянскими педагогами в середине сороковых годов в освобожденной стране, было осмысление природы фашизма и ксенофобии. Оправляясь от ран, нанесенных нацистским режимом, локальное сообщество столкнулось с проблемой отсутствия дошкольных учреждений в городе. Средства на постройку первого детского учреждения были получены от продажи фашистского танка и лошадей. Одновременно с разработкой материальной базы велась работа над методиками. Будучи свидетелями нацистского режима в Италии, педагоги понимали, что человек мыслящий не критически, человек послушный, исполнитель — опасен. Во избежание повторения нацизма необходимо воспитывать человека,мыслящего скептически, взвешивающего и выбирающего самостоятельно.

Особая роль в Реджио Эмилиа отводится эстетическому обучению. Почему эта педагогика является одной из самых популярных в Скандинавии и почти неизвестна в России?

образование и искусство
© P183

Искусство как замедленная реакция

Педагогический подход Реджио Эмилиа испытал на себе влияние теории советского психолога Льва Выготского (1896–1934). Уделяя много внимания исследованию креативной работы человеческого мозга, он также подчеркивал социальное происхождение как индивидуального развития человека, так и создаваемого им искусства.

По Выготскому, произведение искусства — не только физический объект, но и результат совокупности когнитивно-аффективных психических процессов. Эти процессы тесно связаны с общественной жизнью человека и его взаимодействием с другими людьми. В эссе «Воображение и творчество в детском возрасте» он ведет речь о социальной природе человеческого поведения:

… Всякий изобретатель, даже гений, является всегда растением своего времени и своей среды… Никакое изобретение и научное открытие не появляется раньше, чем создаются материальные и психологические условия, необходимые для его возникновения. Творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последовательная форма определена предшествующими.

Как бы ни было индивидуально всякое творение, оно всегда заключает в себе социальный коэффициент. В этом смысле никакое изобретение не будет в строгом смысле личным, в нем всегда остается кое-что от анонимного сотрудничества. [4]

Таким образом, по Выготскому любой продукт деятельности человека имеет связь с его или ее социальной природой. Поведенческие схемы имеют под собой многолетнюю основу взросления в определенном контексте. Возвращаясь к Фрейре: если человек растет в ситуации постоянного угнетения, то он вырастает угнетателем. Результаты применения педагогики угнетения в России видны не только на школьных занятиях физкультурой. Они читаются как в «инновативных» законах 2012 года, так и в artist statement песни самого, пожалуй, важного явления в современном российском эстетическом пространстве, в существенной мере созданного своим же контекстом — Pussy Riot, где доминируют понятия страх и стеснение, а не ответственность и сотрудничество.

образование и искусство
street art в Сеуле

«Образовательный поворот» в искусстве

Очевидно, что мы являемся свидетелями реинкарнации просвещенческих идей в сфере эстетического. Но в XXI веке первичными кажутся гуманитарные знания, наряду со знаниями о самоорганизации. Так называемый «образовательный поворот» в современной кураторской практике был обозначен авторами сборника Curating and the educational turn [5]. Согласно авторам, образовательные практики последних лет нередко превалируют над прочими художественными практиками:

Дискуссии, обсуждения, симпозиумы, образовательные программы, дебаты и дискурсивные практики долгое время играли роль дополнения к выставке современного искусства, особенно, в контексте музея, биеннале, и, в последнее время, художественной ярмарки. Исторически эти дискуссии находились на периферии по отношению к выставке, играя вторичную роль в сравнении с искусством, выставленном для общественного потребления. Позднее эти дискурсивные интервенции и трансляции стали центральными в современной практике; они стали главным событием. 

В 2011 году норвежский Офис современного искусства, выполняющий задачи международного художественного сотрудничества, в том числе и с Документой и Венецианской Биеннале, сделал выбор, иллюстрирующий обозначенную тенденцию. Норвегию на Биеннале 2011 года представляли несколько художников и теоретиков с серией лекций. Этот беспрецедентный случай положил начало дискуссии в норвежской арт-среде: можно ли уменьшать значение искусства, по сравнению с продуцированием знания, на такой важной площадке, как Венецианская биеннале?

Другим отражением «образовательного поворота» в норвежском контексте может быть весенняя выставка в Henie Onstad Kunstsenter, посвященная критике школы как общественной критике. Там же прошел семинар директора немецкого Städelschule og Portikus Kunsthalle Николауса Хирша под названием «Школа как выставка, выставка как школа». Существует ли институция, играющая большую роль в обществе, чем школа? Осознаем ли мы до конца преобразующий потенциал тeх долгосрочных экономических и ментальных инвестиций, которые требует система образования?

образование и искусство
street art by Banksy

Ответственность обладателя культурного капитала

Тезис номер один: обладатель знания несет ответственность за то, чтобы им делиться.

Тезис номер два: одно из главных качеств любого учителя — это терпение. В отдельных случаях — безграничное.

Вопрос: продуктивны ли сильные негативные эмоции отдельных представителей российской интеллигенции к подросткам-провокаторам на демонстрации, торговцам на рынке, юным нацистам и прочим непросвещенным представителям общества? 

Моя российская коллега с защищенной кандидатской по философии всерьез говорила о необходимости введения евгеники в отношении «гопников». Подобная позиция отражает как непонимание ответственности просвещенной части общества в России перед непросвещенной его частью, так и пассивную, пораженческую позицию интеллигенции, особенно в провинции. Возможно, решением могла бы быть просветительская позиция? Хотя, разумеется, сложно судить о границах терпения интеллигенции, если ты не находишься каждый день на «фронте». Поэтому критика этой просветительской позиции вполне предсказуема.

образование и искусство
street art by Banksy

Ответственность художника?


Что определяет художника: умение в совершенстве владеть техникой и материалом или степень свободы, позволяющая успешно воплотить в форме свою идею и донести ее до зрителя, пригласив его к участию в художественном процессе?

Художник — прежде всего, освободившийся от угнетения человек. Человек несвободный неспособен создавать качественный культурный продукт. Если обладатели культурного капитала несут ответственность за то, чтобы им делиться (ведь знание имеет ценность только тогда, когда оно разделено), не несет ли ответственность художник за то, чтобы делиться своей свободой? Но — в таком случае — ответственность подразумевает уменьшение пространства свободы творческой. Возможен ли в этом случае какой-либо оптимальный баланс?


[1] Тур Pussy Riot «Как в красной тюрьме» с захватом нефтяных объектов России
[2] Oljefondetno
[3] Kunstneraksjonen
[4] «Воображение и творчество в детском возрасте»
[5] Curating and the Educational Turn

Опубликовано с небольшими сокращениями. Источник



← Назад к списку новостей