Моя генограмма*
Мне довелось дружить с почтенным английским семейством Беринг (Baring), с которым связан один интересный эпизод. На шестидесятилетие Сэр Джон получил в подарок коллаж из титульных страниц газеты «Таймс». Там была изложена вся его биография от первого поздравления с днём рождения, окончания школы и университета – до появления внуков. На таймсовских титулах можно проследить историю всего семейства до 1785 года (года основания самой газеты). Но такой документализацией своей родословной могут похвастать не многие. Рик Эвин (Rick Evin), писатель и энтузиаст генеалогических исследований, предупреждает, что «пробить» в интернете свою фамилию это только полдела. Очень многое требует подтверждения и выяснения. Живые, пусть немного мифологизированные факты порой важнее сухих документов. В РГГУ существует специальный курс научной кентавристики. Название происходит от античного мифического персонажа. Эта наука как раз устанавливает баланс между преданием и документом. Основоположник и энтузиаст методики – профессор, лауреат государственной премии россии Д.С. Данин. Последние сто лет отечественной истории катком прокатились по нашей исторической памяти, и большинство генеалогических исследований в наши дни вынуждены обращаться к помощи основного принципа кентавристики – сочетания несочетаемого (семейных преданий и документов). Знакомый художник-портретист хвастал, что не заметил экономического кризиса. Люди находят средства оплачивать его работу – имитацию старинных портретов своих мнимых предков. Чаще всего – мифических князей и графов. Эта милая кентавристика повышает их самооценку и придаёт больше респектабельности их личности. Традиционные представления о «семейном древе» – корнях, ветвях и плодах – безжалостная реальность превратила в то, что современные философы-постмодернисты по-французски назвали «rhizome» (корневище, путаница). Родовое древо превратилось в поле с травой
Тем не менее, следуя завету Оскара Уальда, что всякий человек может сделать историю, но только великие люди могут её написать, я попытался произвести генеалогическое исследование моей семьи.
Собственно, всё началось с электронного письма из Австрии. В нём некий человек по имени Gerhard Buryan сообщал, что история семьи Buryan, Burjan, Burian – берёт своё начало из деревушки St. Buryan на западном побережье Англии. Далее шёл увлекательный рассказ о святой Бурьяне, славных кельтских рыцарях и их несчастной судьбе. Потеряв свои земли в Британии после битвы с норманнами при Хастингсе, они кочевали как наёмники по Европе. Забыв родной язык, расселились от Франции до Карпат. История была достаточно фантастической, чтобы я в неё поверил. Особенно когда по приглашению Герхарда посетил семейный форум. Там шло активное выяснение, кто кому родственник.
Пригодились старые австрийские документы моего деда. Он ещё до революции жил в Западной Украине, в то время территории Австро-Венгрии. Вспомнилось из далёкого детства, что бабушка иногда называла его чехом. Новые родственники сообщали много чего из их семейных преданий, а мне только оставалось скромно гордиться тем, что моя ветвь – самая восточная в этом славном семействе.
Ирландская принцесса (будущая святая) Бурьяна (St. Buryana) попала в Англию из Ирландии вместе со святым Пираном (St. Piran). Зная о её целительских способностях, злобный местный царь Герен под страхом смерти требовал срочно излечить его сына от паралича. Бурьяну заточили в темницу. Святой Пиран, помолясь, вмешался в дело. Его условие – что исцеление произойдет, когда выпадет первый снег и прокукует кукушка. Чудесным образом так всё и случилось – мальчик поправился, а Бурьяну освободили.
В деревушке St. Buryan сохранились старинная церковь и древний кельтский каменный крест.
С удивительными людьми Бурьянам повезло. В 2007 году Папа Римский признал Преподобной (Venerable) Хильдегард Бурьян (Hildegard Burjan). Эта дама являла чудеса человеколюбия и гуманизма ещё в начале XX века, будучи первой женщиной, вошедшей в австрийский парламент. Её трудами было основано «Сестринство христианских женщин, работающих дома» и сделана масса добрых дел из снов Веры Павловны Чернышевского.
В это же время князь Иштван Бурьян (Istvan Burian, последний министр иностранных дел Австро-Венгерской империи) был губернатором Боснии и Герцеговины. Он пытался остановить начало Первой мировой войны и оставил в европейской истории первый антиамериканский документ. Обращаясь в сенат США с письмом, он очень вежливо просил прекратить финансирование американцами конфликтующих сторон.
В начале прошлого века блистал «первый чешский героический тенор» Карел Бурьян. По словам Густава Малера, его форте было ярче, чем у Карузо.
Французский ученый Ричард М. Бурьян (Richard M. Burian) написал историю французской генетики, а его немецкий коллега Ганс Бурьян оставил след в медицине как известный офтальмолог.
Пластические хирурги всего мира используют «Атлас пластической хирургии» Франтишека Бурьяна (Frantishek Burian).
Чарли Чаплин (а потом и наш Карандаш) заимствовал образ Власты Бурьяна – известного комика, героя ещё немого чёрно-белого кино. А режиссер Эмиль-Франтишек – основоположник современного чешского театра.
Меня как художника очень обрадовало родство со Зденеком Бурьяном (Zdenek Burian). Он ещё до войны создал не похожий ни на кого стиль палеонтологической живописи. Его картины с птеродактилями и динозаврами я помню из детских книжек. Мой дедушка (тоже родом из чешского городка Копривнице) и оказался его двоюродным братом.
Книга «История этрусков» Франтишека Бурьяна (Frantishek Burian) сопровождала меня по Италии. Там недалеко от городка Ареццо я нашёл мост Бурьяна (ponte Buriano). Вы можете представить моё состояние, когда я узнал, что именно этот мост Леонардо написал за спиной Джоконды!
Из моего генеалогического исследования самое ценное, пожалуй, то, что я очень много узнал из истории и познакомился с уникальными людьми. Кроме удивительной сказки мои дети получили мощную защиту от окружающей пошлости и многие вещи стали понимать без лишних слов. Теперь им стали более понятны слова Авраама Линкольна: «Я могу не знать, кем был мой дед, но мне важно знать, кем стал его внук».
Слева направо: 1) Именно мост Бурьян, Леонардо написал за спиной Джоконды. 2) Князь Иштван Бурьян. 3) Власта Бурьян, комик
Слева направо: 1) Чешский тенор Карел Бурьян 2) Ponte Buriano. 3) Указатель на деревушку St. Buryan 4) Церковь St. Buryan 5) Олег Бурьян
P.S. Кому захочется построить свое генеалогическое древо, рекомендую посетить этот сайт и скачать небольшую программку
Целиком статья напечатана в 7 номере журнала «Домашний ребенок»
* Генограмма – один из методов семейной психотерапии. Специалист помогает составить подробное семейное древо, чтобы решать проблемы взаимоотношений и лечить различные формы психологических расстройств.
Автор: Олег Бурьян