Молоко при беременности

Инструктор по подготовке к естественным родам, автор книги «Домашние водные роды», специалист по динамической гимнастике, центр "Возрождение", www.vozrogdenie.ru

У человека в организме можно найти свыше 60 элементов таблицы Менделеева. Но ни один из них не пользуется такой всенародной любовью и не пропагандируется в питании так, как кальций. Многие глубоко убеждены в том, что беременной женщине для роста и развития младенца жизненно необходимы молочные продукты. Да, кальций действительно нужен. Но в каком объёме?

На ежемесячные массовые журналы ссылаться не буду. Процитирую более серьёзные публикации. К примеру, популярные православные издания полны советов: «Исходя из рекомендаций Института питания РАМН, суточный набор продуктов для женщин в первой половине беременности (среди прочего) может быть следующим: 


Сметана – 20 г
Масло сливочное – 25 г
Молоко – 500 мл
Творог – 200 г
» [1] 

 
Всё чётко и понятно, хотя на самом деле эти официальные рекомендации Института чуть раньше звучали следующим образом: «На одного человека в сутки нужно производить около 1,5 кг молока. Эта норма установлена Институтом питания Академии медицинских наук СССР. Учёные считают, что человеку полезно потреблять молочные продукты примерно в таком количестве (в среднем в сутки, граммов): молока 500, масла 15, сыра 18, творога 20, сметаны 18, сгущённого молока 8, сухого молока 3. А всего за день 1430 г в пересчёте на молоко.» [2]

 Если сравнивать два ряда цифр, то легко увидеть, как со временем добреет рука дающего. Как говорится, кашу маслом не испортишь…
Так ли оно полезно, молоко, беременной женщине в таком количестве, как его расписывают?
История давняя. У истоков массового навязывания населению молочных продуктов у нас в стране стоял дедушка Ленин. «Уже в марте 1918 г. В.И. Ленин поставил перед Советским правительством важную задачу – ежедневно обеспечить каждого ребёнка бутылкой молока.» [3] Не знаю, может быть, сказалось его голодное детство, годы ссылок и эмиграции, но только он не руководствовался медицинскими нормами Института питания, которого тогда ещё и не было, а созданный при Советской власти Институт явно следовал заветам вождя.

Зачем корове молоко?

 
Кальций находится в Земной коре. Кто его оттуда берёт и включает в биологическую цепочку жизни? Растительное царство усваивает энергию Солнца (зелёный лист растения, хлорофилл, Тимирязев), затем берёт корневой системой питательные вещества и минералы для строительства своего ствола, стебля или клетки и живёт дальше, используя углекислый газ и выделяя кислород. Животные поедают зелёные растения (травоядные) или друг друга (плотоядные). Так практически все химические элементы попадают в наш организм через растительное царство. Исключения здесь весьма и весьма редки. Главное исключение – питьевая вода. Соки – уже продукт растений.
Зачем корове кальций в молоке? Да для её телёночка. Просто мы обманным путём отправляем это молоко к нам на стол. В животноводстве человек вынужден решать проблему: чем кормить голодного телёнка?
Так зачем в молоке так много кальция и все врачи наперебой рекомендуют есть молочные продукты как главный источник кальция? И самое главное: откуда корова-то его берёт? Вряд ли можно заподозрить доярок в том, что они по ночам тайком докармливают своих бурёнок творогом. Что уж тут говорить про слоников, зайцев и толстых хомяков. На Земле существует несколько тысяч видов одних только млекопитающих. И никто из них массово не нуждается в усиленном творожном питании. Что-то здесь не так. В чём дело?

А как у них?

Нам советуют пить до полутора литров молока в день. Каких норм молочного питания придерживаются в других странах? Португалия – 98 граммов, Индия – 130 граммов, Финляндия – 980, Израиль – 520 и т.д. Это против наших 1480 граммов! «
Анализ многочисленных наблюдений показывает, что даже при очень низком потреблении кальция (ниже 300 мг в день) не обнаруживаются достоверные клинические и патологоанатомические нарушения в организме взрослых людей. Наименьшее количество кальция – 368 мг – потребляется населением Японии. Удельный вес молока в питании населения Японских островов очень мал, что отражается и на поступлении кальция в организм.» [21]

Меньше молока – лучше ребёнок. Именно этот парадоксальный вывод подтверждает мировая статистика. Япония находится на лучшем месте (последнее почётное место из 129 стран) по минимальным потерям среди детей. Коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет (по оценкам на 1989 год): 6. То есть у них в Японии за пять первых лет жизни среди детишек умирает всего лишь 6 младенцев на тысячу живорождённых. У нас же – 35 (85 место в мире). Рядом с нами удивительные страны: Таиланд: 35 (84 место) и Панама: 33 (87 место). [22]

Корреляция между смертностью и молочными продуктами на мой взгляд очевидна. Зависимость количества потребляемых молочных продуктов согласуется с объёмом младенческих травм, отсюда и смертность. А кто не умер, те живут с травмами.

Со своим неумеренным поеданием молочных продуктов и настойчивыми рекомендациями по поводу беременности, ухода за новорождёнными и маленькими детьми мы, как находились в мире посреди Сальвадора и Гондураса, так там и держимся.

Да вдобавок одни определённым образом озабоченные люди переводят, а другие читают и следуют советам сногсшибательной американской книги «
Сильные женщины – крепкие кости», в которой дамам самого репродуктивного возраста (от 19 до 50 лет) рекомендуют потреблять с пищей кальция 1000 мг в день. [23] А это в три раза больше, чем в Японии.

Отечественные специалисты по беременности и грудному вскармливанию тоже отличились. Профессор Калерия Сергеевна Ладодо рекомендует кушать до 1500 мг кальция после родов. «
Каким должно быть питание кормящей матери… до 1 литра молока в любом виде (желательно употребление кисломолочных напитков). В твороге 120-164 мг кальция в 100 граммах продукта, в молоке – 120, а в сыре – аж 910-1080.» [24]

Костями корова действительно отличается в большую сторону. Разве что мозгов у неё поменьше будет. Никто не проводил над лабораторными животными, в частности беременными, экспериментов по намеренному обогащению пищевого рациона кальцием. Опираясь на многолетний опыт жителей Японии, скорее всего, результаты этих будущих опытов будут отрицательными.

Это так напоминает страшный сон, словно попадаешь на скачки с тотализатором.
Ешьте больше кальция, и ваша лошадь придёт на скачках первой!


Человеческий детёныш (Маугли) развивается целых 280 дней и рождается со средним весом 3300 граммов. Он не способен сразу же скакать вместе с мамой по городским джунглям. То ли дело корова и её телёнок! Беременность у бурёнок длится в среднем 285 дней, то есть всего-то на пять дней дольше, чем у человека. Телёнок рождается уже достаточно зрелым, с весом от 30 до 50 кг, да ещё при этом растёт как на дрожжах. [6] «За молочный период телёнок выпивает от 250 до 400 кг цельного молока.» [7] «Скелет у плода весь окостеневает во время пребывания в полости матки, что даёт возможность новорождённому стать на ноги вскоре после своего появления на свет.» [8] 

 
Это совершенно оправданно. Через час – два после родов телёнок встаёт на копытца и готов следовать за своей мамой, спасая свою жизнь. Ему нужен мощный скелет. Именно поэтому коровье молоко содержит кальция в 2,5-4 раза больше, чем женское молоко. Впрочем, подобные требования по кальцию предъявляются и к козьему молоку, и к кобыльему, и к верблюжьему. Нет ни одних животных, у которых бы беременные самки во взрослом состоянии пили молоко. Мы все тоже млекопитающие, то есть кормящие младенцев исключительно грудью и своим молоком.

История молочного питания на Руси 

Не буду повторять сказок про кисельные берега и молочные реки, которые часто возникают перед мысленным взором горожанина, дорвавшегося до сельской идиллии. То, что крестьянство ело молочные продукты, когда хотело и сколько хотело, – миф нашего времени. Раньше не было ни холодильников, ни молокозаводов и молоковозов, привозящих в столицу молоко за двести-триста километров. Вся Москва располагалась внутри Садового кольца. Да и была-то Москва одноэтажной с многочисленными лужайками и полянками. Картину Поленова «Московский дворик» помните? В этих дворах, на этих лужайках и полянках выпасали коров, проживавших в Москве. Заливные луга района Лужников, Девичьего поля были местом массового выпаса скота. В конце XIX века «горожане предпочитали пользоваться молоком, полученным от коров, содержащихся в городе. В Москве, например, держали более 6000 коров. На одного жителя приходилось 20 л молока в год.» [13]

Поленов

Василий Поленов. Московский дворик. 1878. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Это всего лишь два ведра молока… в год! Для прояснения вопроса с количеством потребляемых на Руси молочных продуктов пришлось обращаться к специальным монографиям, где есть статистика по губерниям, по зажиточности и т.д. Что же в результате выяснилось? «В среднем по статистике на одну душу в год приходилось 4 кг творога, 1,6 кг рыбы, 11 кг мяса, 800 г масла и сметаны. На практике же получалось, что некоторые члены семьи (не работники), а то и целые хозяйства этих продуктов не получали вообще. Совсем ничтожным было потребление крестьянством сливочного масла – в среднем 0,07 пуда в год на душу (чуть больше 1 кг), причём в ряде губерний его потребление практически сводилось к нулю (Вятская, Калужская, Тамбовская).
Бескоровные хозяйства практически не видели молока, сливочного масла, а отсутствие другого скота лишало возможности иметь хотя бы несколько раз в год мясную пищу. Но и наличие скота и птицы вовсе не гарантировало того, что эти продукты попадут на стол крестьянской семьи. Наряду с продуктами земледелия значительная часть, а подчас и основная масса мяса, яиц, молока и молочных продуктов шла на продажу, пополняя крестьянский бюджет денежными средствами.
» [14]

Подобная практика потребления молочных продуктов складывалась и при Советской власти. Вспоминает выдающийся кардиохирург, академик Н.М. Амосов: «Деревню при НЭПе помню отлично. Жили бедно. Корова, лошадь, пара овец, куры – это живность. Свиней не держали – не умели. Посевы – три-четыре десятины, то есть гектар. Ещё – покос, для сена. Общественный выгон. Кто не мог подработать на стороне или имел больше двух детей – просто бедствовал: хлеб, картошка, капуста, грибы, ягоды, постное масло, жмыхи. Молоко – в обрез, его приходилось относить в кооперативную маслодельню, чтобы заработать копейки на керосин, на лоскут ситца. Мясной приварок бывал только в сенокос и жатву.» [15]
  Молока употреблялось мало. Породы коров были не удоистые. Но иногда, видимо, появлялись беременные, дорывавшиеся до молока. 
С появлением врачей и до тех пор, пока ещё не были открыты антибиотики для безопасного проведения полостных операций (кесарево сечение), в родах медики распиливали рожающей женщине подвздошную кость правее лонного сочленения и вынимали ребёнка через расширившийся родовой канал. Затем следовало скрепление концов распиленной кости и её заживление. Так спасали жизнь женщине и ребёнку. Сейчас эта экзотическая акушерская операция ушла в прошлое.
Но уже в то время некоторые вдумчивые врачи задумывались о влиянии молочных продуктов на предстоящие роды. «Наряду с величиной ребёнка важную роль играет при родах степень развития костей ребёнка, особенно черепа. Чем слабее окостенение, тем легче голова приноравливается к родовым путям. Поэтому возникает вопрос, не может ли определённая форма питания во время беременности оказывать влияние на развитие костей у плода.» [16]
Не все врачи разделяли подобные идеи избыточного нагнетания кальция в организм беременной женщины, но и они осторожничали. «При необходимости врач может порекомендовать беременной препараты кальция (например, таблетки глюконата кальция). Однако женщина должна прекратить их приём за 3-4 недели до предполагаемого срока родов, в противном случае это может привести к раннему окостенению черепа плода.» [17]
Здесь врач не прав. Поздно перед родами прекращать насыщаться молочными продуктами! К семи месяцам (32 недели) костная система ребёнка уже практически полностью сформирована. За оставшиеся два месяца он успевает лишь нагулять вес. Поэтому с 32 недели можно ждать нормальных родов, а значит и скелет должен уже быть функционально готов. «При рождении в теле ребёнка насчитывается 350 костей. Это более чем в полтора раза превышает количество костей взрослого. Многие мелкие кости детского скелета со временем срастаются в большие, и всего их становится 206.» [18]
350 костей вместо 206-210!!! Вот где сказывается избыточный кальций. Вместо того чтобы мягко складывались кости, они или вообще не складываются как нужно, или же ломаются, травмируя ребёнка. Так образуются кефалогематомы, переломы ключиц и т.д. Неправильная техника ведения родов, помноженная на повышенную хрупкость скелета новорождённого, обеспечивают всенародный травматизм центральной нервной системы.
«А.И. Кайсарова в нашей клинике провела несколько необычное по самой постановке вопроса исследование: была обследована неврологически большая группа новорождённых, матерям которых проводилась активная антенатальная профилактика рахита, и полученные результаты сравнивались с контрольной группой новорождённых. Результаты оказались неожиданными: там, где была проведена антенатальная профилактика рахита, неврологическая симптоматика (и, в частности, симптомы родовых повреждений) обнаружена существенно чаще, чем в контрольной группе детей.» [19]
Это пишет известнейший детский невропатолог профессор А.Ю. Ратнер. Там, где до родов пытались бороться с будущим рахитом ребёнка, назначая беременной женщине витамин Д и усиленные дозы молочных продуктов, там процент повреждённых в родах детей оказался выше.
Мысли об избыточном кальции легко объясняют и такую загадочную акушерскую проблему как раскрытие шейки матки в родах. Очень часто приходится слышать от родивших женщин, что у них в родах «не раскрывалась» шейка матки. Но подождите. Шейка матки не способна раскрываться сама по себе, словно дверь от сквозняка. Она открывается только под действием посторонних сил, в данном случае от головы ребёнка. Ребёнок пошёл вперёд, надавил на шейку, она и открылась. Если же шейка не открывается, это говорит лишь о том, что ребёнок завис высоко, будучи не в силах сложиться и опускаться в родовой канал. Именно в такой момент и помогают врачи, выдавливая ребёнка запрещённым приёмом Кристеллера или отправляя женщину на экстренное кесарево сечение. [20] Новорождённый с мощным скелетом телёнка не может родиться нормально.
Все попытки осознать и разобраться с проблемой избыточного кальция уже в прошлом. Ныне врачи столь успешно делают операции, что число кесаревых доходит до 20-25%. Кесарево сечение делается под прикрытием анестезии (наркотик) и антибиотиков, а сами врачи получают за каждое кесарево сечение повышенную оплату (до 50%). По Интернету можно уточнить стоимость этой операции в разных роддомах.


Сколько нужно нам?

 
Сразу возникает вопрос: каковы наши физиологические потребности в кальции? «По данным Фёлинга, общее количество кальция в организме 3-месячного плода при расчёте в СаО составляет 0,045 г, а к концу родов – 28 г. В крови плода кальция больше, чем в крови матери. Эту разницу определили в 0,316 мг%.» [9] Оказывается, за всю беременность ребёнку необходимо набрать всего лишь 28-30 г кальция. [10] Если же молочные продукты есть в три горла, то, ориентируясь на рекомендации Института питания, беременная женщина за девять месяцев передаст ребёнку лишних … 330 граммов кальция (есть расчёты), то есть в десять раз больше его фактических потребностей. Организм же по мере возможности старается сам регулировать, сколько кальция ему взять из пищи, хотя и не способен в полной мере противостоять бешеному потоку молочных продуктов. [11]
  Будущей матери может потребоваться внести некоторые изменения в питание для удовлетворения потребностей в кальции и витамине D её собственного организма и организма плода. Хотя возникновение серьёзных дефектов вследствие низкого потребления кальция при питании не подтверждено документально. Ребёнок в утробе вырабатывает свои собственные гормоны для обеспечения накопления кальция в костях. Со временем он набирает всё больше и больше кальция. Одно исследование показало, что небеременная женщина усваивает 27% кальция из продуктов питания; женщина на пятом-шестом месяце беременности – 54%, а женщина к сроку родов – 42%. К этому времени младенец бывает почти сформирован. Витамин D увеличивает усвоение кальция. Но поступление его в организм из продуктов питания – это только часть находящегося в нашем теле витамина D. Другая часть витамина D синтезируется в организме (эндогенно) при облучении кожи солнечным светом. Ультрафиолетовые лучи солнца (с длиной волны 280-300 нм), поглощаемые через кожу (в мальпигиевом слое), превращают предшественника витамина D, 7-дегидрохолестерол, в витамин D. Мы, как и все животные, берём кальций из еды. Усваивается он в кишечнике, да и выводится из организма преимущественно с остатками пищи. А заведуют процессом его всасывания минералокортикоиды.  
Таким образом, женщины, ведущие здоровый образ жизни, придерживающиеся основ вегетарианства, часто бывающие на воздухе и принимающие солнечные ванны, не нуждаются в избыточном поступлении в их организм кальция. Молочные продукты иногда могут быть в их рационе, но не в ежедневном меню. Беременная женщина из повседневного объёма пищи, ухитряется забрать больше не только кальция, но и всего остального, с лихвой покрывая растущие потребности ребёнка.
Раз растения берут всё из почвы, то нет ни одного растения, не содержащего кальций. Под растением я понимаю не только петрушку и укроп, но и зерно (хлеб и макароны), картошку, морковку, свёклу и т.д. Только мы получаем из пищи ровно столько кальция, сколько нам и нашим детишкам нужно. Корова берёт для своего телёнка из тех же растений в несколько раз больше кальция. Поэтому коровье молоко как пища для нас – настоящий концентрат кальция. Отсюда возникают проблемы в родах. «Страданию плода во время и после родов способствуют следующие факторы:
В) пониженная способность черепа к конфигурации из-за плотности костей и узости швов и родничков
Г) Нередко крупные размеры плодов.
Травма матери и плода нередко зависит от величины головки, степени плотности и подвижности костей черепа.
» [12]
Действительно, трудно рожать кокосовый орех: просто так не лезет в таз. Возникает «слабая родовая деятельность» и «шейка матки не раскрывается».

ВЫВОДЫ
В беременность кальций нужен, чтобы… труднее рожалось! Парадоксальный вывод.
В статье речь идёт об избыточном кальции. Мы не можем сомневаться в несомненной пользе достаточной дозы кальция в строительстве скелета. Если не есть молоко, то ребёнок вряд ли родится наподобие медузы. Об этом говорит опыт Японии и других стран. Меньше кальция, значит больше шансов, что вас не порежут в родах, не откесарят, а дадут родить самой, легко и спокойно. Только кому это, кроме Вас, нужно?
Опасно злоупотреблять молочными продуктами в беременность. Эта чрезмерность скажется на характере родов и на состоянии младенца.  
Те темпы роста ребёнка и, соответственно, телёнка, что были в матке, сохраняются и в дальнейшем в период новорождённости. Они слишком не похожи друг на друга, телёнок и новорождённый. Именно поэтому и после рождения ребёнка кормящей грудью матери почти целых девять месяцев не следует увлекаться коровьим молоком, а также использовать детские молочные смеси. В это время возникают несоответствия между потребностями растущего организма и количеством поступающего в него кальция. Но об этом мы поговорим в другой раз.

Автор: Александр Наумов

Внимание: информация на сайте не может быть заменой наблюдения у специалиста!

Полностью статью вы найдете в 5 номере журнала «Домашний ребенок» 
А здесь вы можете оформить подписку на журнал! Спешите подписаться по действующим ценам, бумага и почтовые расходы все время дорожают. 

домашний ребенок

ЛИТЕРАТУРА

  1. Священник Сергий Филимонов, Лавренов Ю.В., Лавренова Г.В. «Практическое руководство для молодой мамы», советы священника и врача, Санкт-Петербург, «Диалог», Москва, УКИНО «Духовное преображение», 2008 год, стр. 24.
  2. Ивашура А.И. «Молоко и жизнь», Москва, «Колос», 1976 год, стр. 20.
  3. Ивашура А.И. «Молоко и жизнь»… стр. 18.
  4. «Энциклопедия для детей», том 4 «Геология», Москва, «Авента», 2000 год, стр. 31.
  5. «Химический энциклопедический словарь», под редакцией И.Л. Кнунянц, Москва, «Советская энциклопедия», 1983 год, стр. 283.
  6. Ковалёв Ю.Н. «Технология и механизация животноводства», Москва, «Академия», 1998 год, стр. 48-54.
  7. Ивашура А.И. «Молоко и жизнь»… стр. 22.
  8. Бочаров И.А. и др. «Акушерство, гинекология и искусственное осеменение сельскохозяйственных животных», Ленинград, «Колос», 1967 год, стр. 133.
  9. «Многотомное руководство по акушерству и гинекологии», том 2, книга 1, Москва, «Медгиз», 1963 год, стр. 145.
  10. Шабалов Н.П. «Неонатология» в 2-х томах, Санкт-Петербург, издательство «Специальная литература», 1996 год, том 2, стр. 469-470.
  11. «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии» под редакцией Степановского Г.К., член-корр. НАН и АМН Украины, профессора, Киев, «Здоровье», 2000 год, стр. 9.
  12. «Справочник по акушерству и гинекологии» под редакцией академика АМН СССР профессора Л.С. Персианинова, Ленинград, «Медицина», 1980 год, стр. 130, 28.
  13. Ивашура А.И. «Молоко и жизнь»… стр. 18.
  14. Привалова Т.В. «Питание российского крестьянства на рубеже веков», статья опубликована в ежегоднике «Крестьяноведение. Теория, история, современность», Москва, издание Московской высшей школы социальных и экономических наук, 1997 год, стр. 128-146.
  15. Амосов Н.М. «Голоса времён», Москва, «Вагриус» (серия «Мой ХХ век»), 1999 год, стр. 15.
  16. Профессор П. Зельтер (Золинген) «Дитя, физический и духовный уход за ним от рождения до зрелости», Санкт – Петербург, издание «Брокгауз-Ефрон», без указания года, стр. 17.
  17. Бурков С.Г., дмн, специалист по заболеваниям внутренних органов у беременных женщин, врач высшей категории «Беременность и здоровье», Москва, ЗАО «Фитон+», 2000 год, стр. 16.
  18. Энциклопедия «Тайны человеческого тела», Москва, издательство «Терра», 1998 год, стр. 19.
  19. Ратнер А.Ю., профессор, невропатолог «Родовые повреждения нервной системы», Казань, издательство Казанского университета, 1985 год, стр. 14.
  20. «Многотомное руководство по акушерству и гинекологии», Москва, «Медгиз», 1961 год, том 1, стр. 108.
  21. Романенко В.Д. «Физиология кальциевого обмена», Киев, издательство «Наукова Думка», 1975 год, стр. 58.
  22. Джеймс П. Грант «Положение детей в мире 1991 год», издание ЮНИСЕФ, стр. 103.
  23. М. Нельсон и С. Верник «Сильные женщины – крепкие кости», Москва, «Рипол классик», 2004 год, стр. 126.
  24. Ладодо К.С. «Детское питание», Москва, «Колос», 1995 год, стр. 115-117, 40.

Полина, 14.09.2012

"Процитирую более серьёзные публикации. К примеру, популярные православные издания" - уже смешно


Лидия, 14.09.2012

Ну что вы! Молочко надо пить!


Валентин, 14.09.2012

В.И. Ленин оказывается любил молоко! Местами интересный экскурс


Елена, 14.09.2012

У меня когнитивный диссонанс:

"Итак, зачем же необходимо молоко будущей маме?
Растущему плоду требуется много кальция для строительства костей, поэтому беременная женщина, в рационе которой недостаточно продуктов, содержащих кальций, обречена на ухудшение состояния зубов. И если женщина, по каким-то причинам, отказывается от молока и молочных продуктов в течение беременности и кормления грудью, то ей необходимо позаботиться о восполнении запасов кальция в крови.
Много его в мелкой рыбе – той, которую едят с костями. Для поддержания кальциевого баланса хороша также минеральная вода – 50 мг и более кальция на литр. Недостаток кальция можно восполнить орехами, однако четверть стакана миндаля содержит только 378 мг кальция – при суточной потребности 1000 мг.
Усвоению кальция из молока способствует лактоза – молочный сахар. В его присутствии кальций усваивается наиболее полно. Молоко содержит большое количество именно этого углевода. Углеводы используются в организме в качестве источника энергии. Поэтому в суточном рационе они должны составлять не менее 60%.
Многие люди отказываются пить молоко, мотивируя это тем, что после его употребления возникают желудочно-кишечные расстройства. Это бывает у взрослых людей с недостаточностью фермента лактoзы, которая расщепляет молочный сахар.
Считается, что недостаток лактозы может развиваться как раз от неупотребления молока в пищу. Таким людям можно рекомендовать при любой возможности пить парное молоко – от проверенной «знакомой» коровы или козы, поскольку свежее молоко само по себе содержит этот фермент. Следует отметить, что если будущая мама ранее испытывала какие-либо неприятные ощущения при употреблении молока, то во время беременности лучше не экспериментировать.
Жиры молока легко усваиваются и содержат все незаменимые жирные кислоты – те, которые не синтезируются в организме. Жиры молока также способствуют усвоению витаминов Е, D и А, содержащихся в молоке.
О пользе витаминов все знают. Эти вещества необходимы в организме в очень малых количествах, но их отсутствие приводит к нарушениям обмена веществ и работы органов. Так вот, молоко содержит более 20 витаминов. Среди них больше всего витаминов А, D, и витаминов группы В, которые оказывают огромное влияние на правильное формирование иммунитета, костной, мышечной и нервной системы плода."



Елена, диссонансу сочувствую
Мне его избежать помогает мысль о том, что про белки, жиры, углеводы, кальций и витамины человечество узнало всего сто лет назад...
И, представляете, не вымерло!
А вот мы-знатоки... ещё не доказали, что тоже не вымрем...


Катя, 19.09.2012

Ой, не могу все это читать - это ж надо настолько вбить себе в голову "бабушкины" верования, на которых нас всех растили. Но мы вроде люди думающие (заметьте, не читающие бездарные ЖЖ , лабируемые промышленностью, а думающие). <br />
1. Объясните, пожалуйста, зачем человеку лактоза?<br />
2. Про недостаток лактозы, это Вы выдумали просто. Я человек, 25 лет от роду питавшийся молочной продукцией как все "нормальные" люди. после отказа от молока на год и последующего его потребления получила не усваивание молока. Закрадывается мысль - если организм отказался от него, значит природой не предусмотрен этот механизм. Понаблюдайте лучше за своим телом, оно гениально и никогда не ошибается, в отличии от нашего мозга.<br />
3. Про аминокислоты, извините, тоже глупость. Поинтересуйтесь этой темой подробней (литература по сыроедению). Удивитесь, что наша микрофлора способна вырабатывать незаменимые аминокислоты (личный опыт). Да и не суть. Все пьют пастеризованное ("безопасное") молоко - ну и какие там аминокислоты и витамины...Никто не в курсе, что они распадаются при температурах выше 40' ?<br />
4. Из всех приведенных доводов совсем не следует необходимость потребления именно молока! Любой другой полезный продукт при ближайшем рассмотрении "оказывает огромное влияние на правильное формирование плода" (хотя почему именно плода не понятно)<br />
Вывод - ну уж очень поверхностно. Где конкретные ссылки на информацию? Автор подобным хоть может похвастаться, а Вы пользуетесь как я вижу "Считается".


Наталья, 14.09.2012

В природе огромное количество симбиозов. Классический пример муравьи и тля.
Люди должны заботиться о коровах, быках и телятах, и тогда с чистой совестью могут пить молоко коровы , не обделяя теленка.
Существует целое искусство, как употреблять молочные продукты. Но проще перерезать горло корове и съесть ее, чем научиться правильному питанию.


Юлия Н, 14.09.2012

Несколько лет назад в США проводилось исследование, которое должно было доказать, что молоко полезно кормящей маме.
Из-за неожиданного результата эксперимент пришлось прекратить, чем больше молока потребляла женщина, тем слабее становились ее кости.
На переваривание молока наш организм оказывается тратит больше кальция, чем получает.



Юлия, Вы, видимо, доверились слухам, а они Вас обманули – ни один изложенный в Вашей реплике факт биологии не известен. Точнее сказать, это биологический абсурд.
Правда, абсурд очень похожий на пропаганду безмолочных диет...


Настя, 14.09.2012

Я в беременность ела молокопродукты и принимала витамины и тем не менее потеряла 40% костной массы, что есть почти остеопороз, волосы и ногти полетели тоже - так я и задумалась не провериться ли на остеопороз. Так что ж было бы если б я ещё и не ела кальций? Просто не пойму где правда и как быть


Татьяна, 14.09.2012

А я была в Японии довольно долгое время и объездила много городов. Думаю , что детская смертность у них значительно ниже не из-за молока, а из-за их отношения к человеку, его комфорту, безопаснтности и здоровью в принципе. С молоком там действительно были какие то проблемы многие годы, его просто не хватало, и что интерестно, нигде больше я не встречала такого количества людей с искривленными ногами. И уродливыми кривыми зубами , практически 90 процентов! Оставшиеся десять- это те кого видет весь мир, телеведущие, актеры и прочие публичные люди. Вот вам и вред кальция.. Но это мое личное наблюдение, Думаю, что слишком "рыбный" рацион тоже виноват- фосфор ведь мешает усвоению кальция.


мари, 18.09.2012

мы живем в Южной Корее. Люди с кривыми ногами есть и тут. Но я бы сказала,что это ио-за того,что принадлежат к монгольской народности..А с зубами тут пробема во всей Азии ( вКитае просто жуть вообще) челюсть у них маленькая а зубы широкие..вот и страшные улыбки встречаются. С молоком сейчас проблем нет, а вот 12-15лет назад было. Кстати,сейчас бум в Китае с молоком связан, они закупают его и поят народ. Говорят,что будут высокими,как европейцы ..а и еще в Японии и Корее НЕГДЕ выпасать коров, поэтому,у нас дорогая говядина и мочные продукты.


Таня, 14.09.2012

Когда вывод звучит так слишком однозначно ("Как только женщина узнаёт о своей беременности, и она хочет эту беременность доносить до конца, необходимо сразу же исключить из питания все молочные продукты. "), в нем хочется сомневаться. Ну и вообще, фразы типа "Как раньше проходили роды у тех, кто всё-таки переедал молочное? Помирали в родах." должны иметь основательное задокументированное подтверждение или, за неимением такого, сопровождаться оборотом типа "я полагаю" или "я считаю". Аналогия с коровой конечно хороша, только вот корова на лугу интуитивно знает, какие ей травы съесть и для чего. А человек, к сожалению, от луга и интуиции далеко ушел


Елена, 14.09.2012

Есть перегибы... Но с другой стороны автор борется с устоявшимися штампами... и довольно убедительно



Татьяна вы правы, мы приняли решение внести небольшие коррективы


Ollia, 25.09.2012

Филипп, а боло бы здорово для следущей статьи попросить Сергея Никитина (надеюсь он согласится), написать статью о пользе молока для человека...



А почему бы и нет? ))))


Анна, 18.10.2012

Да Сергея можно попросить вообще цикл статей написать Объединенный общей идеей здравого смысла
А мне бы особенно интересной была статья о резус-конфликте. Она и для (не)многих беременных с отр.резусом была бы оочень актуальна. А то ведь их запугивают всячески, и даже домашние акушерки порою стращают и отправляют рожать в роддом...


Лара, 14.09.2012

Я всегда чувствовала, что что-то здесь не то с молоком. Представила себе - если бы я была корова, малыша моего забрали, а меня доили бы ве время - УЖАС



Ох, Филипп, если коррективы будут небольшие, боюсь, ничего не изменится.
Если эта псевдонаучная бредятина со ссылками на "Мурзилку" и есть уровень Вашего журнала, то всё очень грустно.
Человек совершенно не владеет не только фактами, но и элементарной логикой. Оспаривать эту статью совершенно бессмысленно – нет ни одного абзаца без грубого передёргивания, начиная с нелепости основной идеи – отождествления молока и кальция. При любом отношении к молоку и вегетарианству эта статья издёвка над биологией, да и здравым смыслом.
Трофим Денисович Лысенко был бы счастлив – его дело живёт и побеждает...



Сергей, без эмоций, по делу есть что вам сказать? Всем было бы интересно. А громко и красиво охать здесь многие могут



Филипп, по делу я уже сказал: сама идея отождествить молоко и кальций – типичная лысенковщина.
Для биолога дальше двигаться уже некуда.

В более узком смысле, с медициной, проблем у Автора не меньше. Чего стоят, например, антибиотики, которые, оказывается, нужны "для безопасного проведения полостных операций"!?!

С историей такие же нестыковки в каждом предложении.
Владимир Ильич Ульянов никогда не голодал, но особенно нелепо такое предположение в отношении его детства – дворянская семья, глава которой был высокопоставленным чиновником губернского масштаба (после смерти Ильи Николаевича семья получала пенсию, позволявшую им держать прислугу) – о каком голоде речь?
А бутылка молока, провозглашённая большевиками, ну никак не может быть поставлена им в вину (при всём моём неприятии большевизма) – дело в том, что дети, которым предполагалась эта бутылка, в то время массово голодали и даже умирали от голода. Со стороны обсуждаемого Автора данный пассаж – либо цинизм, либо невежество (надеюсь на второе).

Обсуждение детских костей густо смазано вроде бы "научными" словечками про мальпигиев слой и дегидрохолестерол.
Но для человека, знающего биохимию и физиологию, это не более, чем камуфляж. Хотелось бы думать, что камуфляж, рассчитанный на дилетанта, но, боюсь, уважаемый Автор и сам загипнотизирован этими словами, поскольку расставил их (на протяжении всей статьи), с профессиональной точки зрения, самым странным образом.

Не отличается "аккуратностью" и раздел про биомеханизм родов. Самые кондовые акушерские руководства не позволяют себе таких фантазий. А уж неявная ссылка на операцию пуботомии Эрнеста Бумма (опубликованную, кстати, в 1902 году, что опять подчёркивает историческую нелепость контекста) вообще потрясла – вот бы классик немецкого акушерства удивился, узнав про главное показание для разрезания пубиса! :-))

За три десятилетия, которые я сам занимаюсь новорождёнными детьми, мне пришлось встретить тысячи женщин, которые (по определению Автора) злоупотребляли молочными продуктами. Вот только проблем с "затвердевшими" черепными костями мне удалось встретить буквально единицы (и все эти случаи были вполне объяснимы без фантазий на молочные темы). Наоборот, излишнее расхождение, а вовсе не затвердевание, этих костей, изученное мною на нескольких тысячах новорождённых, составило около 10% и оказалось, в подавляющем большинстве случаев, физиологической обратимой реакцией на некоторые особенности беременности и родов.
Мне бы хотелось почитать о том, как практика Автора подтверждает его сомнительные утверждения. Не слова про практику, а методология и документация мне интересны. Увы, в статье об этом – скромное молчание.

Но это всё факты.
Главный шик статьи – это логические перлы.
Точнее, антилогические.

Вот цитата, которая должна ввести в ступор любого семиклассника:
"Через час–два после родов телёнок встаёт <...> Ему нужен мощный скелет. Именно поэтому коровье молоко содержит кальция в 2,5-4 раза больше, чем женское молоко".
Объясните, умоляю, какое отношение к новорождённому телёнку (ребёнку) имеет содержание кальция в молоке коровы (женщины)? Как этот монструозный телёнок за "час-два" успел накачаться кальцием из коровьего молока?

Доказывая, что раньше (причём, без всякого уточнения что значит это "раньше") молоко на Руси люди почти не пили, Автор вдруг сужает тему с России до Москвы. Ну, ладно... Потом Автор сетует на отсутствие молокозаводов и холодильников, что, вроде бы, логично – худо-бедно, это объясняет невозможность для москвичей иметь молока вдоволь. Не тут-то было, в следующем же абзаце мы, неучи, узнаём о том, что коров-то в Москве было видимо-невидимо – в каждом дворе паслись!
Вот только поверить теперь в годовые 20 литров на душу – как-то странно и глупо...

Возможно, во всех этих случаях (я не рассмотрел и десятой их части) Автор хотел сказать что-то более разумное. Я даже уверен в этом! Но у него это плохо получается. И я рад, что большинство комментариев под этой статьёй несут скептическую окраску, хотя и слишком деликатны, на мой грубый неотёсанный вкус...


Светлана, 15.09.2012

Кхе.. кхе - вставлю свои 5 копеек, - Сергей извините, но чувствуется какая-т личная неприязнь что-ли... вы как бы это сказать... хотите обругать сравнять автора с землей, да и только.
Вот хотя бы взять ваш пункт намбер уан - молоко и кальций - вот вы упрекаете А. Наумова (походя прекрасный журнал заодно) что он их отождествляет, а он напротив этого не делает, вы же вроде не в вакууме тысячи новорожденных наблюдаете? Разве это Наумов говорит что Молоко нужно организму для получения Кальция? Это говорят и говорили ВСЕ доктора и медики - так по вашей логике они все Лысенки против вас одного

намбер ту - а что? антибиотики не нужны при таких операциях, но тут знаете вы меня продолжаете удивлять

про Ленина пассаж понятен - это вкусовщина все и стиль - оставим графоманам

и про теленка понятно, мне понятно, почему вам не понятно (вы видимо доктор) я не понимаю, ребенок до года имеет мягкие кости и как мне видится, не просто так, думаю кто-нибудь подтвердит что очень важно чтобы они незакостенели. и череп тоже. функции разные же

И вообще, мне честно, непонятно, как коровье или козье молоко вообще можно давать ребенку? это я так уже не вам и наумову - это я в сторону



Бог с Вами, Светлана, ничего личного – первый раз прочитал уважаемого Автора...
А вот с "Лысенками" – этого, увы, хватает. Только не против меня, а против науки вообще, и биологии, в частности. Против тех тысяч, сначала отправляемых в ГУЛАГ, а потом просто разогнанных "мирным научным путём". Ведь Трофим Денисович Лысенко умер через два десятка лет после Сталина. Умер в звании Академика и в должности директора Института Генетики!
Поэтому не удивляйтесь, что науки у нас немного осталось. А вот такие статьи, как эта, дискредитируют остатки, просто продолжая сеять предрассудки и недоразумения, выдаваемые за науку.

Да, Светлана, антибиотики напрямую к таким операциям не относятся. Нормально, если после кесарева сечения антибиотики не назначают. Несмотря на это, многие медики (вовсе не только хирурги, да и без всяких операций) их назначают направо и налево. Но мух от котлет лучше отделять...

А про телёнка мне не непонятно, мне смешно: телёнок только родился, ещё молока не сосал, у него уже скелет позволяет ему встать и идти, а мы озабочены кальцием молока, без которого он уже необходимый кальций получил – куча мала, да и только...

И почему Вы решили, что кости должны быть мягкими до года?
А если они и мягкие, постепенно окостеневая – при чём тут опять же молоко и кальций?
Неужели Вы всерьёз думаете, как и уважаемый Автор, будто у детей женщин, пьющих молоко это произойдёт не так же, как у детей веганок?
Про веганок я, кстати, не знаю – таких исследований не делал и не видел, но то, что настоящий голод влияет на это отрицательно у меня сомнений нет.
А избыток молочки, безусловно, может создать и матери, и ребёнку некоторые неприятности – я это вижу иногда. Вот только это вовсе не проблемы со скелетом, которыми мы здесь почему-то озаботились...

А вот Ваша реплика "в сторону", про недопустимость коровьего/козьего молока для человеческого детёныша, это прямо в точку – здесь мы полные единомышленники!
Впрочем, если папа ребёнка бык или козёл – может сделаем исключение?



передам ваши замечания А. Наумову



А по сути-то, суммарно, бредовость статьи в том, что мы не наблюдаем в реальной жизни тех пугалок, о которых Александр написал.
Те мелочи, что есть, абсолютно не нуждаются в таких страстях и в запретах. Просто "самая вредная еда – это её количество".

Поэтому ещё в первой своей реплике я и написал – нечего тут критиковать, это просто фантазия, выдаваемая за науку.
Но... Филипп потребовал аргументов – я, сдуру, и поддался на дискуссию...


Даша, 22.01.2013

Самая вредная еда - это ее количество. Отлично сказано!
Я пр всем пунктам на Вашей стороне, Сергей


Рита, 15.09.2012

Да, как я и предпологала, дикая патриархально-древняя машина мясо-молочного убийства, так просто не отдаст свой бизнес - прилетели первые пташки . Вообще прикольно, когда люди собственно без аргументов лезут в драку, а просто тупо троллят и чморят. Можно же придти в комменты и например написать: "Организм сам регулирует содержание кальция и чрезмерное и неестественное потребление продуктов из чужой пищевой цепочки нам не страшно, вот исследование - (исследования никакого нет, конечно)" А как хитро повернул - что типа его уже чуть в ГУЛАГ не ссылают ... по-моему чувак просто сидит с пивком у экрана и фантазирует себя этаким бэтманом...


Колян, 15.09.2012

Автору респект! - Никите Сергееву - луч поноса!


Ирина, 15.09.2012

насчет молока в беременность впоне может быть автор и прав. Ппробуйте проследить еще связь: раннее сращивание костей черепа - внутречерепное давление



Ирина, такой связи нет.
Самое главное – более раннее или более позднее окостенение черепа не являются патологией. И встречаются одинаково часто и у потребляющих молоко, и у не потребляющих.
Это такая же проблема, как форма носа – китаец очень сильно отличается от грузина, но оба здоровы


Ирина, 15.09.2012

Напротив, Сергей, такая связь есть, увы:
Внутричерепное давление у детей, собственно, как и у взрослых, – это показатели давления специфической жидкости под названием ликвор, которая находится в полости черепа и омывает головной мозг. Ликвор – это та самая спинно-мозговая жидкость, про которую сегодня можно услышать в разных популярных сериалах и фильмах про медиков. Место локализации этой жидкости – желудочки головного мозга: ликвор циркулирует по ним, выполняя ряд важных функций. Первоочередное задание ликвора – защита мозга от травм и ненужных посторонних воздействий, спинно-мозговая жидкость словно создает мозгу «подушку безопасности».

Если вырабатывается ликвор сосудистыми сплетениями, находящимися в желудочках мозга, то назад всасывается через сосуды венозные. Процесс этот в норме отрегулирован уже природно, равновесие между образованием и обратным всасыванием спинно-мозговой жидкости поддерживается естественно. И вот от того, как происходит этот процесс, и зависит внутричерепное давление у детей, которое по большому счету является ничем иным, как давлением на мозг ребенка.

Показатели внутричерепного давления в каждом ином случае индивидуальны, больше того, эти показатели могут незначительно меняться на некоторое время под влиянием многих факторов. К примеру, повышаться внутричерепное давление у детей может в зависимости от того, здоров ребенок или болен, жарко ему или холодно, в каком эмоциональном состоянии он сейчас пребывает. Больше того, ВЧД повышается даже в момент дефекации или когда ребеночек сосет из маминой груди – эти процессы ведь тоже требуют от него определенного напряжения. Таким образом, можно утверждать, что внутричерепное давление у детей естественным образом повышается по многим причинам, и в таких случаях специального лечения не требует, ведь является нормальным процессом.

А вот патологией считается повышенное внутричерепное давление, характерное для ребенка постоянно. Это происходит, если равновесие образования и всасывания ликвора нарушается и спинно-мозговой жидкости в полости черепа становится слишком много. Постоянно повышенное внутричерепное давление у детей может быть по многим причинам, но в любом случае оно является признаком или следствием какого-либо другого серьезного заболевания. Спровоцировать повышение внутричерепного давления могут черепно-мозговое или родовые травмы, пороки развития головного мозга, перенесенная гипоксия, преждевременное сращивание костей черепа (если роднички закрываются раньше срока)



Ирина, спасибо, конечно, за разъяснение, но я последние лет тридцать именно этими вопросами и занимаюсь – я неонатолог.
То, что Вы написали про ликвор – всё так. Но как это доказывает что-либо про в/ч давление?

Кстати, этот диагноз нынче превратился просто в модное словосочетание, его лепят направо и налево детям, как правило, по причине банального беспокойства. Разбирая случаи такой гипердиагностики, я ни разу не смог подтвердить это предположение – дети, как правило, были вообще здоровы, но либо плохо накормлены (причин тоже много, например, мешала короткая уздечка языка, или мама сидела на одной гречке несколько недель), либо пересушены (элементарно недокупаны), либо ещё что-то вполне родительское, не медицинское.
И все выздоравливали, если можно так сказать про детей, практически здоровых.
А обращались-то ко мне они все, якобы, с повышенным в/ч давлением. Но в действительности это повышение – казуистически редкая проблема.

Родничок – ещё одна совершенно нелепая пугалка: при прочих равных, нет разницы между детьми, у которых родничок закрылся в 5 месяцев, или в 15. Просто нет и всё.
Но для того, чтобы это хоть сколько-нибудь обоснованно утверждать, надо просто тупо пронаблюдать в динамике несколько сотен (а лучше тысяч) детей – и таких, и этаких.
Тогда будет что сравнивать.
Уважаемый Автор такого сравнения не может провести – у него нет такой практики, а все его утверждения строятся на умозрительных, не всегда логичных, предположениях и на единичных случаях, исследованных по неизвестной нам методике (даже две правильные методики могут дать значительное расхождение, но эту правильность тоже надо обосновывать).


Ирина, 15.09.2012

Попробуйте надеть обруч на голову, стяните покрепче - и у вас появится прямая связь , если хотите, я могу вам сделать, а если вы будет отрицать, и говорить, что ничего не чувствуете, так придется вам ввести интравертикулярный катетер в череп, его правда придется сверлить, но, что не сделаешь ради спора - и тут уж все будет видно. Сергей, я конечно, не хочу вас обидеть, вы так яро боретесь с оппонентами и машете шашкой, что конечно выдает в вас неординарного мужчину, но вы отрицаете очевидные вещи.
А вы знакомы с автором? Или что-то знаете о его практике?



Ирина, я ничего не отрицаю.
Если Вы полагаете, что окостеневший череп что-то сдавливает, это не так, ведь почти два десятилетия человек растёт с окостеневшим черепом – вы ведь помните себя в школьном возрасте?
Никакой связи между костями черепа и повышением в/ч давления тоже нет – неужели вы видите, как большинство детей от этого повышения страдают? А ведь у большинства детей мамы пьют молоко, да и череп у изрядной доли грудничков закрывается довольно рано.
Просто в этих вопросах, увы, подобные пугалки посеяли массу ненужных страхов и предрассудков.
С Автором я не знаком, но о его практике в рассматриваемых вопросах сужу по его статье. Другого способа не существует.
Когда вы будете читать мою статью, вы будете по ней судить о моей практике.


Ирина, 15.09.2012

Пока я читаю ваши коменты, Сергей, мне уже немного не по себе становится... До вашей практики дело не дойдет, надеюсь.
Смотрите, что же у нас получилось с вами в сухом остатке без наездов и оскорблений оппонентов:
1) Молоко и Кальций никак не связаны - это все притянуто за уши - Молоко отдельно, Кальций тоже сам по себе
2) Как следствие, употребление молочных продуктов никак не влияет на формирование скелета и костей черепа.
3) Сращивание костей черепа не влияет на внутричерепное давление, не влияет на рост и развитие мозга...

Это странные утверждения... Но я хочу уважать чужое мнение, и мне интересно, откуда у вас такие наблюдения? В связи с чем у меня вопрос: это Вы так лично считаете, основываясь на вашей личной практике наблюдения тысячи (или двух тысяч) новоржденных в течении 30 лет? Или можете меня к кому-то еще отослать из авторитетов, если такие есть, конечно?



В целом, Ирина, Вы поняли меня совершенно правильно.

Возможны лишь незначительные уточнения. Например, молоко является не главным, а просто единственным источником кальция, но лишь для детей на чистом грудном вскармливании. А с прикормом – становится всё менее важным; для взрослых это несущественный (и необязательный) источник кальция. Или, например, только роддомовская моя практика – около четырёх тысяч новорождённых за 14 лет...

Если не считать редчайшие системные аномалии, а также исключить периоды тотального голода, у абсолютного большинства детей нет проблем с кальцием. Вы обнаружите это и в любом учебнике, но оглядевшись вокруг, вы тоже это обнаружите, поскольку детей с проблемами кальциевого обмена очень-очень мало, скорее всего, вы таких никогда не встречали.
Многие мои коллеги, правда, пытаются всех тотально пичкать витамином Д, утверждая, что все они больны рахитом, но, на мой взгляд, это ошибка – витамины надо получать с едой, а не с пилюльками! Сто лет назад никто и не догадывался о витамине Д, но человечество не вымерло за тысячелетия до этого открытия
Рахит же, даже при не обильном, но полноценном питании, просто невозможен – это, по определению, проблема, связанная с голодом!

Также вы не найдёте в медицинской литературе фантазий про в/ч давление или о влиянии на мозг размеров родничка.
Просто пощупав сотню родничков, вы обнаружите такой удивительный разброс их размеров и скорости закрытия, что поймёте – это не важно, ведь эти дети ничем серьёзным друг от друга не отличаются.
Скажу Вам более: родничок – это не орган такой, и никакой дырки в черепе в родничке нет! Все кости черепа срослись ещё до рождения, но только надкостницами. А "дырки", которые мы прощупываем – это два листка (наружный и внутренний) толстой прочной надкостницы, но ещё не заполненной зрелой костной тканью.
Закрытие родничка – это просто формирование зрелой кости между листками уже давно сросшихся надкостниц.
Какая разница – раньше или позже это произойдёт? Никакой. Что и можно легко увидеть, просто понаблюдав всего за несколькими десятками детей.

Я даже наблюдал около сотни детей, у которых весь сагитальный шов (от лобной до затылочной кости) был как родничок – мягким и податливым, шириной до полутора сантиметров. Ничем эти дети не отличались от остальных, и череп их окостенел, в конце концов, неотличимо.

Честно говоря, я даже не понимаю – какие нужны "авторитеты", чтобы такие простые повседневные явления подтверждать?
Это доступно любому любознательному человеку, но, желательно, изучающему биологию (минимум, анатомию и физиологию), чтобы без фантазий интерпретировать свои находки...


Ирина, 16.09.2012

Сергей по поводу молока, уточню я имела ввиду молоко коровье, собственно я говорила о том, о чем говорит и автор в статье, вы немного ушли от темы.
Повторюсь, - вы утверждаете что потребление молока во время беременности в количествах, которые приведены в статье нормальны и не чем не чреваты для женщины, и в этом ключе, Молоко никак не связано с Кальцием?
Напомню вы пишите: "сама идея отождествить молоко и кальций – типичная лысенковщина." Тоесть вы считаете, что пить 1,5 литра в день молока это норма? ТАк если нет, в чем смысл ваших нападок на автора?

"Также вы не найдёте в медицинской литературе фантазий про в/ч давление" - а почему вы решили что я буду искать фантазии? Это и так факт, просто погуглите его

Вообщем послушав вас рисуется такая некая радужная картина - 6000 новорожденных - вы их наблюдаете, все прекрасно и чудесно, вот только автор статьи идиот.
Я бы конечно согласилась с вами, но....
Увы это как раз и есть фантазии, более того трудно поверить что вы имеете хоть какую-то российскую практику и опыт в сфере российского родовспоможения.
Видите ли вопрос в статье довольно серьезный. Ведь рожают у нас не легко.



Автор статьи – совсем не идиот! Зачем Вы его так? Я его не знаю лично, но думаю, это человек незаурядный. Он просто поверхностно знает данные вопросы (за что я его и критикую, чтобы не пугал и без того напуганных женщин), а в остальном – ничего плохого сказать не могу...

Ирина, я не ушёл от темы: просто не вижу смысла разделять виды молока. Я ведь всю жизнь живу и работаю в России (причём, в Москве только последнее десятилетие). А в России, увы, до сих пор около половины грудничков вскармливают коровьим молоком, а не женским.
Но в отношении кальция разницы нет – сначала молоко источник всего, потом это постепенно замещается немолочной едой. Дальше – как хотите: при полноценном питании кальций (да и всё остальное) вы получите и без молока, но, при желании, и с молоком – спор здесь больше религиозный, не биологический.

Само понятие "нормы", говоря о еде, сейчас выглядит глуповато – еда есть на любой вкус и в любом количестве!
Просто Вы, очевидно, не помните советского голода (даже я его застал совсем младенцем). А ещё в советское время всё пытались регламентировать, ну, хотя бы для того, чтобы планировать и распределять – свободы производства и торговли ведь не было!
Поэтому спокойно плюньте на эти полтора литра и забудьте! МинЗдрав – это образование чисто советское, ему, чтобы бюджет пилить, "нормы" ох как нужны, а нам-то они зачем?

На запрос о в/ч давлении Гугл Вам принесёт 99.9% не медицинской, да и, по большей части, не литературы.
А в литературе Вы найдёте, в основном, нейро-хирургический аспект вопроса (как правило, связанный с последствиями тяжёлых травм). Это редкость редкостная...
В педиатрии даже нет методики измерения в/ч д., доступной хотя бы врачам роддомов!
Или Вы много видели детских невропатологов (толкующих сплошь и рядом о повышении в/ч д), ставящих свой "диагноз" на основании измерения?
Из амбулаторных я таких просто не знаю.
Но и слава Богу – измерять это давление практически никогда и не надо. Его и не измеряют.
Ирина, Вы видели хоть раз, чтобы артериальное-то давление новорождённому измерили?

Как рожают в России я имею некоторое представление. Про роддом лишь добавлю, что он был маленький и периферийный, двести вёрст до областного центра, все коллеги только по междугороднему телефону.
С удовольствием работаю и с доморождёнными детьми. Впрочем, три моих самых младших ребёнка родились дома (не со мной, с акушеркой – это дело сугубо женское).

А то, что рожают не все легко... Так ведь в переводе с английского, роды – это труд...
Сами знаете, Ева во всём виновата


Ирина, 16.09.2012

Виновна Сережа, виновна! Оценила вашу остроумную шутку насчет Евы, но и здесь я с вами не согласна, если женщине, конечно вдалбливать в голову, повторяя раз за разом, что она виновна, некоторые может и начнут себя ощущать "преступницами" - но поверьте, то, что эти женщины психологически сломались - это совершенно еще ничего не значит.
В чем виновата женщина? В том что в процессе эволюции у червей появилась гендерность для более успешного конкурирования с враждебной вирусной средой? В том что вид человека не является гермафродитом? В том, что она запугана и психологически не готова к родам?
А вот если серьезно говорить о вине, так вина женщины в том, что она доверяет себя, свои роды и своего любимого ребенка в чужие мужские руки. Вина лежит на мужчинах, которые монополизировали роды и превратили их в тот кошмар, который мы имеем.

"просто не вижу смысла разделять виды молока" Может вы и не видите смысла, но на этом вообще-то строился весь ваш пассаж, на основании которого (и только) вы заключаете о "поверхности" автора. Автор предостерегает женщин от чрезмерного потребления молока и молочных продуктов, что может привести к проблемам во время родов. (Никто не говорит о ГВ и прикорме)
Ваше утверждение что Молоко и Кальций никак не связаны - не то что поверхностно оно просто не выдерживает никакой критики. Но сейчас в своем комментарии вы интересно пытаетесь как говорят "слить" тему, и теперь оказывается спор стал у вас религиозным (тадададам!!!!!!!, спасибо что сказали). Вот это уже новость!!!!..
Вроде вначале вы упрекали автора в том что он не ферштейн в биомеханике, притягивает молоко к кальцию и прочее...
Итак, в сухом остатке у нас, ваши претензии:

1) Молоко и Кальций никак не связаны - это все притянуто за уши - Молоко отдельно, Кальций тоже сам по себе. Беременная может спокойно поглощать 1,5 литра в день, автор просто тупит, опасаться здесь нечего
2) Как следствие, употребление молочных продуктов никак не влияет на формирование скелета и костей черепа.
3) Сращивание костей черепа не влияет на внутричерепное давление, не влияет на рост и развитие мозга... Это все придумали двоешники
4) Употребление молочных продуктов относится к сфере некой религии - и это и является причиной вашего спора?


без комментариев...


Ирина, 16.09.2012

Чужие мужские руки - я имею ввиду руки не мужа, конечно, а незнакомого врача, гинеколога и т.д.



Ирина, мы пошли по кругу...
Причём, предыдущий виток был конструктивней – этот перечень тезисов уже не совсем мой.
Предлагаю оставить тему, как исчерпанную.
Искреннее спасибо Вам за терпение в дискуссии!


Татьяна Васильевна, 15.09.2012

Однако следует иметь в виду, что систематическая передозировка (именно передозировка!) кальциферолов во время беременности может вызвать преждевременное отвердение и срастание костей черепа плода.

– Беспокойство часто вызывает видимый пульс в родничке ребенка. Переживать незачем совершенно. Если вы различаете пульсацию крови в зоне родничка – это говорит только о том, что система кровообращения вашей крохи работает нормально. Роднички характеризуются мягкой структурой и располагаются там, где кости срослись неплотно, в результате на них можно видеть вены и артерии.
А вот по поводу чего действительно стоит беспокоиться, так это раннее закрытие родничка. В результате чего, мозг перестает развиваться так, как это необходимо. Ведь происходит ограничение в объемах его роста. Виной преждевременному закрытию родничков служит избыток кальция . Так, что следует лучше обратить свое внимание на это. Конечно же, со всеми вопросами, связанными с родничками в первую очередь следует обращаться к врачу, у которого вы наблюдаетесь и он должен ответить, что действительно может служить поводом для беспокойства, а что нет.
Когда должен зарасти родничок на темени у грудного ребенка?
Когда ребенок рождается, его головка состоит из нескольких костей , которые со временем срастаются.


Татьяна Васильевна, 15.09.2012

ПОЧЕМУ НЕПРИЕМЛЕМЫ МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ

Несоответствие коровьего молока женскому по белковому составу не является, по-моему мнению, основной причиной того негативного воздействия этого молока на человеческий организм, на который указывает Шелтон. Но и Шелтон не называет эту причину - он лишь констатирует само явление. Я же нахожу эту причину в высоком содержании кальция в молоке.

Когда мы говорим о повышенном содержании кальция в природной воде, то приходим к однозначному выводу, что за повышенным уровнем кальция в воде следует повышенное содержание кальция и в продуктах, производимых в данной местности, а затем следует повышенный уровень кальция в крови и как следствие этого - всевозможные заболевания. Но среди всех местных продуктов чемпионами по содержанию в них кальция являются все молочные продукты, за исключением сливочного масла.

Здесь снова уместно будет вспомнить, как молоко у разных видов животных тонко учитывает особенности развития их детенышей. Кальций играет роль строительного материала для построения скелета. А так как теленок растет относительно быстро (теленок увеличивает свой вес вдвое в течение 47 дней, а ребенок в течение 180 дней), то соответственно теленок получает с молоком и повышенное количество кальция — в 100 г коровьего молока содержится 120 мг кальция, а в 100 г женского молока только 27 мг кальция. В продуктах, произведенных из молока, тоже содержится много кальция: в 100 г творога -140 мг, в 100 г сыра - 1200 мг кальция.

Разное содержание кальция в коровьем молоке и в женском дает нам повод поговорить о целесообразности употребления молочных продуктов взрослыми людьми. Если теленок растет быстрее ребенка, то природа под этот рост дает и соответствующе количество кальция. Отсюда вытекает, что даже ребенка вряд ли разумно было бы кормить коровьим молоком, которое содержит в себе непомерно большое для ребенка количество кальция. Ведь если бы ребенку необходимо было столько же кальция, сколько и теленку, то природа предусмотрела бы его в женском молоке. И если академик Павлов говорит, что молоко - это изумительная пища, приготовленная самой природой, то, очевидно, что под этой изумительной пищей он понимает наиболее сбалансированную пищу. А мы пытаемся одну пищу (женское молоко) заменить совсем другой (коровье молоко), которая предназначается не для ребенка, а поэтому и ее состав не сбалансирован для ребенка ни по кальцию, ни по белку.

Но если состав белка коровьего молока не столь существенно может отразиться на здоровье ребенка, то повышенное содержание кальция в нем сделает ребенка уязвимым ко всем болезням.

А теперь рассмотрим этот же вопрос применительно к сформировавшемуся человеку. Если содержание кальция и в коровьем, и в женском молоке было привязано к темпам роста теленка и ребенка, то как должна была бы измениться концентрация кальция в том же коровьем молоке, если бы оно предназначалось бы еще и для кормления взрослой особи (коровы или быка), костный скелет которой уже сформировался? По-видимому, содержание кальция в молоке резко бы снизилось, оно обеспечивало бы поступление только того количества кальция, которое было бы необходимо для постоянного кальциевого обмена, а это значительно меньше, чем необходимо для построения костного скелета. Но что делает взрослый человек? Если природа даже ребенку дает всего 27 мг кальция в 100 г молока, то он уже для себя взрослого берет молоко со, значительно более высоким содержанием кальция (120 мг в 100 г коровьего молока). Зачем взрослому человеку столько кальция? На этот вопрос отвечает практически вся эта книга. А здесь я всего лишь хотел бы сказать, что нам повнимательнее следовало бы относиться к тем подсказкам, которые дает нам сама природа.

Очень важно посмотреть и на то, в какой упаковке подается кальций в молоке. В основном кальций в молоке связан с казеином. Связью казеина с кальцием и объясняется трудноусваиваемость молочного белка. Казеин молока имеет слабовыраженную кислую реакцию и поэтому растворяется только в щелочных водных растворах, а в воде он практически не растворим. Поэтому и молоко в организме перерабатывается только в кишечнике в щелочной среде. Соединения казеина со щелочно-земельными металлами (кальцием, магнием и стронцием) дают молочно-белые непрозрачные растворы. Так как казеин в молоке находится в виде кальциевой соли, то этим и объясняется белый цвет молока. Чем больше кальция в молоке - тем белее молоко. Еще в молоке много кальциевых солей фосфорной, лимонной и соляной (только в козьем) кислот. Нас, прежде всего, будут интересовать кальциевые соли фосфорной кислоты и вот почему. Известно, что 99% кальция, имеющегося в организме, сосредоточено в костях. Но кости - это не только кальций, но и обязательно фосфор, что почему-то всегда упускается из вида. В процессе образования костей обмен кальция и фосфора идет параллельно и в сыворотке крови соотношение между кальцием и фосфором должно быть 1:1,5. Это наилучшая пропорция для их совместного усвоения. Как же это соотношение выдерживается в молоке, когда молоко является единственным продуктом питания и когда идет интенсивный рост костного скелета у нового организма?

Фосфорная кислота может давать с кальцием три типа солей: дигидрофосфат кальция - СаРО4, гидрофосфат кальция - СаНРО4 и фосфат кальция - Са3(РО4).

Дигидрофосфат кальция имеет кислую реакцию. В нем соотношение кальция и фосфора равно 1:2. В женском молоке имеется только эта соль, поэтому такое молоко обеспечивает нормальное соотношение кальция и фосфора, при котором наиболее успешно развивается костная ткань. И в целом женское молоко имеет кислую реакцию. Это ли не самая главная подсказка природы нам, разумным существам, что пища наша должна иметь кислую реакцию?

Гидрофосфат кальция имеет слабовыраженную кислую реакцию и соотношение между кальцием и фосфором в нем равно 1:1.

Фосфат кальция имеет щелочную реакцию, и отношение кальция к фосфору в этой соли равно 1:0,7.

В коровьем молоке имеются СаРО4 и СаНРС>4, причем второй соли в два раза больше, чем первой. Такой набор солей обеспечивает соотношение кальция и фосфора как 1:1,3. Но с учетом большого количества кальция, связанного с казеином, это соотношение будет проигрывать по части фосфора. И в организме будет накапливаться кальций, костную ткань из которого уже не построишь, но негативно повлиять на здоровье он сможет.

В козьем молоке полностью отсутствует - СаРО4 но в большом количестве имеется - СаНРС. Этой соли в полтора раза больше, чем - СаНРО4 которая тоже имеется в этом молоке. В итоге соотношение кальция к фосфору в этом молоке приблизительно равно 1:0,7. Еще особенностью козьего молока является большое содержание в нем хлорида кальция, что способствует тромбообразованию в крови. Поэтому козье молоко особенно нежелательно употреблять взрослым людям. Я не люблю приводить примеры, касающиеся отдельных людей, так как они не содержат в себе обобщающих выводов, но в данном случае, продолжая разговор о козьем молоке, я вспоминаю одну семью, которая жила в городе Одессе и держала коз специально для получения молока, которое они (муж и жена) пили и сырым, и заквашивали, и готовили брынзу. И беспрестанно с восторгом отзывались об этом молоке. В итоге и муж, и жена закончили жизнь в возрасте 58 лет после инсультов. А у мужа еще лет десять до этого были скрюченные пальцы на руках и отложения солей во всех суставах. В медицинской науке уже давно утвердился термин "семейные болезни", когда вся семья болеет одними и теми же болезнями. И причина этого, как правило, кроется в неправильно выбранном режиме или типе питания.

Прочитав эту информации о соотношении кальция и фосфора молоке, многие подумают о путях восполнения недостающего фосфора. А мне хотелось бы обратить внимание читателей совсем на другую сторону этого вопроса. Если корова, не пользуясь никакими подкормками, а только пережевывая изо дня в день обыкновенную траву, может себя снабдить и кальцием, и фосфором, да еще и в молоке ее дать большой запас этих элементов, то почему человек непрерывно думает как бы побольше ему заполучить кальция, а теперь станет думать как к этому кальцию прибавить еще и фосфор. Неужели человек постоянно испытывает недостаток в кальции, если в каждой книге советуется побольше употреблять молочных продуктов так как они являются хорошим источником кальция? И пожилым людям рекомендуются молочные продукты для укрепления костей. Но мы уже знаем, что в коровьем молоке очень много кальция и недостаточно фосфора, и в результате кости не укрепляются, а становятся от избытка кальция достаточно хрупкими и при малейшем падении пожилого человека возникают многочисленные переломы. Стараясь поскорее срастить перелом, мы снова возлагаем надежды на молоко и снова увеличиваем избыток кальция в крови при недостатке фосфора - от этого и результат неутешителен. Более подробно о хрупкости костей и о сращивании переломов в пожилом возрасте можно прочесть в 21-ой главе.

А если вообще отказаться от молока, а пользоваться только немолочными продуктами, в которых вполне достаточно кальция для физиологических потребностей нашего организма (вспомним про корову, жующую траву), да еще уделить немного внимания тем продуктам, где чуть больше фосфора, а это яйца (470 мг фосфора в 100 г продукта), бобовые (в фасоли - 500, в горохе - 370), мясо и рыба (120 — 140 мг в 100 г продукта), то и результат не замедлит сказаться — будут и кости целы, и здоровья прибавится, так как организм не будет переполнен избыточным кальцием. Здесь я могу вполне уверенно заявить, что при таком выборе продуктов питания не ломаются кости при всевозможных падениях даже у 80-летних.

У долгожителей Якутии, питающихся преимущественно мясом и рыбой, соотношение между кальцием и фосфором в их рационе равно 1:3-9. Для нас, любителей молока и всего молочного, такое соотношение просто недостижимо. Но такое соотношение нам и не нужно, нам бы только не допустить превышение кальция над фосфором, а превышение фосфора над кальцием вполне допустимо и его, как видим, не так уж трудно достичь, стоит только захотеть, а точнее стоит только знать об этом и желать достичь этого.

При нагревании коровьего молока оно также претерпевает некоторые изменения химического свойства и не в лучшую сторону - в нем образуется фосфат кальция, которого до этого в нем не было и который малорастворим и имеет щелочную реакцию. По этой причине он может выпадать в осадок в различных участках тела, но чаще всего он образует фосфатные камни в почках и в поджелудочной железе. Об этом дополнительно будет сказано в главах о почечнокаменной болезни и о болезнях поджелудочной железы.

И при разбавлении коровьего молока водой, что нередко у нас бывает, когда, например мы варим кашу с молоком, но варим не на одном молоке, а немного добавляем еще и воды, и в этом случае некоторая часть кальция тоже может переходить в фосфат кальция, что только вредит нашему организму.

Стоит еще раз подчеркнуть и особые свойства козьего молока. Только в нем имеется хлорид кальция и только в нем много фосфата кальция. В итоге это молоко активно способствует и тромбообразованию, и отложению солей кальция в суставах. Поэтому для взрослых людей козье молоко намного хуже коровьего. Все, кто держат коз, подвергаются опасности.

Поступающий в избытке в организм с молоком и с молочными продуктами кальций в любой форме химических связей при выделении в почках легко образует кроме фосфатных еще и карбонатные, и оксалатные соли кальция, из которых и формируются камни в почках.

Как видим, молоко и камни в почках находятся в прямой зависимости. В Одессе при большом потреблении молока и молочных продуктов эта болезнь очень распространена — ею болеет каждый четвертый житель города. Поэтому главным недостатком коровьего молока как продукта питания является его чрезмерная насыщенность солями кальция.


Татьяна Васильевна, 15.09.2012

Ирина во многом права опасаясь внтуричерепного давления, но это лишь часть айсберга, приведу здесь еще один текст, кому-нибудь да и пригодится,увы, не все отдают себе отчет в том, что даже в самых благих делах необходимо знать меру. Нередко будущие мамочки, уже принимая препараты, содержащие кальций , начинают поглощать творог килограммами, пить молоко литрами и закусывать его неограниченным количеством бутербродов с сыром. Они придерживаются такой системы питания на протяжении всей беременности , не подозревая, что излишек кальция способен причинить серьезный вред их здоровью и здоровью малыша.

Переизбыток кальция в в тканях организма называется гиперкальцемия. Это достаточно редкое заболевание, и ему наиболее подвержены люди, страдающие от нарушений или отклонений в обмене веществ. В группу риска входят больные хронической почечной недостаточностью, люди пожилого возраста, диабетики и... беременные женщины. Одна из первых опасностей, которыми чреват переизбыток кальция , - это огромная нагрузка на мочевыводящую систему.

Его излишки могут спровоцировать образование камней в почках, в желчном и мочевом пузырях, негативно отразиться на состоянии сердечно-сосудистой системы.
Отложение элементов кальция на костях и действует негативно и может спровоцировать ранее возникновение подагры и артрита.

Также избыток кальция мешает усвоению магния, который исключительно важен для здоровой работы мышечной, сердечно-сосудистой и нервной систем. По сути именно нехватка магния запускает процессы, которые и вызывают большинство из вышеперечисленных проблем со здоровьем. Любые намеки на дефицит магния негативно отражаются на здоровье матери и ее будущего ребенка, иногда нанося непоправимый вред умственному и физическому развитию малыша. Как правило, врачи назначают беременным женщинам различные препараты, которые содержат как кальций , так и магний, чтобы организм не испытывал нехватки в жизненно необходимых веществах. Поэтому важно прислушиваться к советам специалистов и не ставить опасные эксперименты.

Если вам повезло и при избытке кальция беременность протекла и разрешилась нормально, не спешите расслабляться. Организм вашего ребенка перенасыщен этим минералом, ему не грозит рахит, но кости вашего малыша склонны к раннему затвердеванию, что может повлечь за собой задержку в росте. Раннее закрытие родничка — также один из симптомов излишка кальция , и ребенка будет беспокоить повышенное внутричерепное давление, к тому же, рост мозга малыша будет ограничен, и это может вызвать серьезные неврологические проблемы.


Настя, 17.09.2012

Прошу прощения, Вы владеете таким колличеством информации... Я выше уже писала комментарий, но никто на него не ответил. Может Вы знаете ответ: я при беременномти ела витамины с кальцием, ела творог и твёрдый сыр, йогурт и т.д. Тем не менее денситометрия в конце второго триместра показала у меня потерю 40% костной массы (мне обьяснили, что ребёнок высосал из меня кальций, который был ему нужен). При этом родничок у него хоть уже и маленький но всё ещё есть в 9 месяцев, то есть не так уж рано он закрывается, что позволяет предполагать что гиперкальцемии у него нет. То как при приёме препаратов и целенаправленном поедании молокопродуктов у меня почти настал остеопороз, а малыш тоже гипергальцемией не страдает. Или я что-то где-то не так понимаю? Просто не знаю как быть в следующую беременность: с одной стороны тут пугают этим кальцием, с другой я знаю, что даже при его поедании моему организму было его мало...
Буду благодарна за совет


Татьяна Васильевна, 15.09.2012

И в довершение, чтоб все понимали, что все, дейстительно хуже на самом деле:

Молоко может медленно убивать начиная с 2010 года...
Тетрациклин — хорошая штука: добавление подобных ему антибиотиков в продукты питания увеличивает сроки их хранения, а обогащенный ими корм для животных и птицы стимулирует рост. Видимо, поэтому Роспотребнадзор ввел нормы содержания тетрациклина в пищевых продуктах на уровне 100 мкг/кг. Это в десять раз больше по сравнению с советскими нормами. Одно плохо — тетрациклин вреден для здоровья, и его использование даже в медицинских целях сейчас ограничено.
«По данным научных исследований, проведенных в России, предложены допустимые остаточные количества тетрациклина в продуктах питания на уровне 100 мкг/кг. Этот уровень обоснован как безопасный, не приводящий к увеличению риска развития заболеваний, ассоциированных с остаточными количествами тетрациклина в продуктах питания, в том числе среди наиболее чувствительных популяций населения», — говорится в сообщении Роспотребнадзора.
Тетрациклин — самый дешевый и один из самых опасных антибиотиков, обладающий широким спектром антибактериального действия. Согласно инструкции по применению, тетрациклин может вызывать гастрит и проктит, не говоря о понижении аппетита. Тетрациклин и другие препараты этого ряда могут повысить чувствительность кожи к действию солнечных лучей (фотосенсибилизация). В последнее время в связи с распространенностью тетрациклиноустойчивых штаммов микроорганизмов и частыми побочными явлениями применение тетрациклина в медицинских целях стало ограниченным.
Длительное использование в пищу продуктов, содержащих остаточные количества антибиотиков, может вызвать неблагоприятные для здоровья человека последствия — аллергические реакции, дисбактериоз, образование и передачу резистентных форм микробов. Согласно методическим указаниям, утвержденным Минздравом СССР в 1984 году, максимально допустимое суточное поступление антибиотиков в организм человека с продуктами питания не должно быть в пределах их чувствительности (для тетрациклина, пенициллина — это 0,01 ЕД на грамм продукта, или 10 мкг/кг).
Пересмотр норм связан со вступлением России в ВТО. Наши санитарные нормы (еще с советских времен) были более жесткими по сравнению с требованиями ВТО. Однако в последние десять лет идет планомерная работа по их «исправлению». Например, для продуктов питания уже отменена обязательная сертификация. Получить совершенно официально декларацию о соответствии установленным требованиям продуктов можно в сотнях частных фирм за 2 тыс. руб. в течение часа без проведения подтверждающих анализов.
В российском техрегламенте на молоко, принятом в 2008 году, существовал запрет на содержание антибиотиков в молоке и молочных продуктах. Однако в 2010 году техрегламент «доработали». Ко второму чтению депутаты Денисов, Хайрулин, Берестов, Иткулов, Нефедов, Цветова, Таранин и Стародубцев провели поправку, разрешающую наличие антибиотиков в молочных продуктах, в том числе предназначенных для детского питания. Из перечисленных депутатов в новой Думе остались только Хайрулин из «Единой России» и Таранин из КПРФ.
Благодаря им пенициллин, тетрациклин, стрептомицин и левомицетин можно встретить практически во всей молочной продукции, реализуемой на территории страны. Причем сразу все антибиотики в одном коктейле. Установленный техрегламентами максимальный порог содержания этих антибиотиков и в молоке, и в мясных продуктах взят из тех самых советских методических указаний 1984 года. А вот низин, например, и иные антибиотики можно «сыпать» сколько душе угодно — не регламентировано.
Производителям продуктов питания и ритейлу выгодно торговать продуктами длительного хранения. Кроме того, антибиотики являются хорошими стимуляторами роста для животных и птиц (привес увеличивается до 30%). Одна проблема — в нашем организме тоже живут микроорганизмы, отвечающие за усвоение пищи. Как молоко со сроком хранения шесть месяцев может нормально «перевариться» в желудке за 3—5 часов?
Впрочем, Роспотребнадзор уже готов «усваивать» тетрациклина и в 10 раз больше. И всем с радостью рекомендует. Видимо, за последние 30 лет наши сограждане прошли большой путь эволюции. Наверное, у нас появилась зависимость от антибиотиков. И прежних доз уже не хватает. Тем более что общий вес населения благодаря тетрациклину тоже растет.
Но и этого еще мало! Правительство подготовило к внесению в Госдуму законопроект, в соответствии с которым с 1 июля 2013 года по 1 июля 2018 года приостанавливается действие техрегламентов на молоко и молочную продукцию, на масложировую продукцию, а также на соковую продукцию из фруктов и овощей. Так что «наиболее чувствительные популяции населения» могут готовиться к новым рекордам потребления тетрациклина.
Если так, то давайте играть в открытую. Информация о содержании консервантов, антибиотиков, пестицидов и прочего должно войти в перечень обязательной информации, доводимой на упаковке до потребителей. Сегодня требования к информации, которой должна сопровождаться пищевая продукция, установленные законом по защите прав потребителей, не включают информацию об антибиотиках. Честно напишите, сколько дряни понабухано в яйца, мясо, курицу, молоко, творожки, кефир, ряженку, а мы — потребители — сами разберемся, что нам покупать, а что нет.

Павел Шапкин, председатель Национального союза защиты прав потребителей
Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2012/09/12/market/562949984697453


Румянцева Ольга, 16.09.2012

Вызывает большие сомнения пункт по поводу детской смертности и уровня потребления молока. Например, Жданов Владимир Георгиевич вполне обоснованно в своих источниках говорит о связи уровня потребления алкоголя и детской смертности - чем выше потребление на душу населения, тем выше детская смертность и наоборот. Так что возможно, на фоне других причин вред молочных продуктов это просто капля в море. <br />
Очень интересно было бы, если бы автор статьи кроме ссылок на Японию привел бы данные, например по Вьетнаму. В этой стране так же долгое время не было культурной традиции употребления молочных продуктов. Но в то же время уровень жизни очень отличается в худшую сторону от Японии.<br />
Когда мы были во Вьетнаме лет 10 назад, для увеличения продаж молочных изделий в упаковку клали лотерейные билеты, призы и прочее, но основными покупателями являлись приезжие и туристы.


lyulia, 16.09.2012

Да, статья кажется натянутой. Наверное, какая-то доля истины в ней есть.
Но вот опыт моей мамы: будучи беременной моей младшей сестрой мы жили в очень стесненных обстоятельствах. В плане питания ситуация была следующая - мама питалась в основном творогом из сухого молока и тем что можно было из него приготовить.... исключительно по тому, что есть там (в военном городке в Грузии) особо было нечего больше. Родилась она в Мск, нормально без разрывов и травм, родилась достаточно мелкая и худая (но в пределах нормы).Так у моей сестры самые лучшие зубы в семье не смотря на ее совсем не здоровый образ жизни.


Людмила, 16.09.2012

Молоко никогда не было моей любимой пищей, хотя изредка люблю съесть творожок или попить молочка. Наверное поэтому легко родила 2-х дочек по 4 кг, при маленьком росте и весе.<br />
Веды считают молоко создано для очистки сознания. Это лунный продукт, поэтому пить его лучше вечером.<br />
Все хорошо в меру.<br />
Беременным женщинам нужно слушать себя, поддерживая красоту и стройность своего тела.


Дарья, 16.09.2012

полностью согласна со статьей. вообще практически не ем молочное, выносила и выкормила 7-х детей. Некоторые рождались с практически заросшим родничком и с кальцинатами в плаценте даже БЕЗ дополнительного употребления Са и молочных продуктов.



Спасибо, Дарья!


Ирина, 16.09.2012

Дарья, вы герой! Ваш пример еще раз показывают, что все эти страхи по поводу "не будешь етсь молочные продукты - выпадут зубы" просто предрассудки



И ведь правда – зубы-то не выпали!
Вот только куда спишем кальцинаты плаценты и "практически заросшие роднички" у новорождённых?


Ирина, 16.09.2012

Сереж, много чего, вы ж наверное сами знаете... Вода, например, питьевая. Какая она в вашем районе? Если так разбираться то надо просто анализы делать.



Так и я о том же, Ирина!
Я ведь почему Дарью поблагодарил?
Потому что лучшей отповеди уважаемому Автору невозможно придумать...


Ирина, 17.09.2012

Искренне рада за вас! Ату его ату!


Юлия, 16.09.2012

Дочитала до соотнесения потребления молока и детской смертности в Японии, дальше не смогла. Это же классика - "люди умирают из-за огурцов". Над аргументацией поработать бы автору...
Причем в целом-то посыл правильный, а вот содержание...


Ольга Макина, 16.09.2012

ИМХО, усвоение мамой кальция зависит от правильного кальциевого обмена. В противном случае могут быть разные мелкие неполадки. Приведу доводы против обязательного поедания кормящими мамами больших объемов кисломолочки со своей маленькой колокольни. Я консультант по грудному вскармливанию. К примеру, довольно часто у кормящих мам наблюдается подтекание молока во время прилива или непосредственно во время кормления грудью (из другой груди течет). При этом обычно мама употребляет довольно много молочных продуктов (или кисломолочных). Гомеопаты устраняют это "недержание молока" препаратом калькарея карбоника (он же <strong>кальциум карбоникум</strong>!!), который нормализует кальциевый обмен. При этом, помимо подтекания молока, уходит и пристрастие к кисломолочке. В справочнике по домашней гомеопатии (Роуз Б. "гомеопатия для всей семьи" М., Крон-пресс,2000) в разделе<strong> "проблемы с грудным молоком"</strong>, кальциум карбоникум анонсируется как лекарство при след. проблеме, цитирую: "Много водянистого молока плохого качества, которое не нравится ребенку. (...)" Как практикующему консультанту по грудному вскармливанию , такая формулировка о ГМ мне не нравится, но я неоднократно сталкивалась с таким поведением у груди - малыш сосет и начинает плакать, отворачиваться, хотя молока очень много. Частый водянистый стул с пеной у малыша, бурление в животике. Калькарея карбоника за несколько дней наводит порядок во всей картине. Есть и еще один аспект кальцинированной диеты: (обычно если мама принимала кальций во время беременности или ест много кисломолочки "потому что так надо" (давится, но ест): избытки кальция могут выпадать в грудном молоке в виде кальцинатов - беловато-прозрачный полумягкий песочек, который закупоривает молочные протоки. Это локальные болезненные лактостазы с острой точечной болью, могут следовать один за другим и легко рассасываются малышом. <br />
Я все это к тому, чтобы не чесать всех под одну гребенку - не всем и не всегда полезно много кальция и молочных продуктов, как основных его источников. <br />
А вообще, г-да, давайте соблюдать элементарные нормы этики! В инет и так сливают много грязи.


Ирина, 16.09.2012

Интересный опыт, спасибо!


Ксения, 16.09.2012

А я люблю молоко с детства. И сейчас часто пью, наверное, есть поребность. Думаю, надо прислушиваться к себе и есть то, что нравится.



Думаю, что без молока люди могут отлично обходиться. Моё мнение таково, что молоко пить можно, но очень мало и редко, когда очень сильно хочется, а не как продукт регулярного потребления. Это скорее какое-то лекарство для человека. И только от животного, а не из пачек/бутылок, не пастеризованное, стерилизованное, а свежее, и только от животного, которое паслось в нормальных условиях и добровольно тебе это молоко отдало без ущерба для своего малыша. А лучше самому подоить. Все остальное - сомнительное молоко.


Варвара, 17.09.2012

Конечно, "прислушиваться к себе" надо, но к какой из себя? ведь меня же много В частности, "есть то, что нравится" может быть привычкой питания выдрессированного с детства, что по сути не я, а то, что на мне наросло в процессе социализации. Важно правильно слышать себя, истинную себя. И, там, лично я, осознанно не чувствую потребности в молоке точно, очень редкая потребность в кисломолочке (йогур, ряженка, творог).<br />
<br />
Все, что попадает в нас - влияет! Это факт. Молоко - очень энергоинформационный продукт. Я помню - я (и мои дети) то, что я ем (думаю, вижу, говорю, делаю, слышу, дружу и т.п.).<br />
<br />
Согласна с акушеркой С.Фэллон "Питание. Мудрые традиции предков", современная проблема уже не в том, надо или не надо молоко, а в том, от какой оно коровы. Если и употреблять молочные продукты, то сквашенные, нерегулярно и от коров, которые пасутся на молодой траве, под небом и солнцем. И если будут соблюдаться такие естественные, но невыгодные производственные условия, то молочные продукты сами собой займут нужное место в нашем рационе - редко, но качественно обогащая нас.


Андрей, 17.09.2012

И если будут соблюдаться такие естественные, но невыгодные производственные условия
Не БУДУТ! увы увы увы - в первую очередь потому что эт не надо людям, ну и производителям тоже естественно не надо, Поэтому такие статьи и журналы которые заставляют задуматься, очень важны - чтобы люди поняли, что можно перестроиться, перестроить свое питание - и тогда может быть через много лет сформируется новый рынок и новое предложение!И мы станем чуть здоровее - вернее наши дети!


Варвара, 17.09.2012

Предпочитаю и предлагаю ВЕРИТЬ! И, начав с перестроения себя, стать примером для других, ничего некому горячо не впаривая, но просвещая.


Ирина, 20.09.2012

Как все-таки зависит смысл прочитанного от того, на какие вопросы ищет ответа читатель Такая жаркая дискуссия о том полезно молоко или нет. Речь вроде о другом. О количестве и стереотипе категорической необходимости его пить. Это автор и оспаривает. Кальций нужен и беременным и "обычным". Он не только в молоке. За посыл задуматься об этом, полезть в интернет и найти прекрасную сравнительную таблицу содержания кальция в разных продуктах - большое спасибо. В жизни пригодилось. За мысль о том, что может быть не только польза, но и перебор, а это вредно. И за освобождение от внушаемой мысли, что во время беременности хоть через силу, а надо обязательно пить да еще и поллитра в день молока - тоже. Это действительно глупость. Я как-то сказала детскому стоматологу (толковому), что ребенок пьет много молока, любит очень, значит, не должно быть проблем с кальцием. Она очень удивилась и спросила какая связь - в молоке ведь "транзитный" кальций, он особо и усвоится не успевает, если это не грудничок, например, который постоянно "поддерживает уровень молока" в организме. Для того, чтобы получить кальций из молочных продуктов нужно есть творог и сыр типа пармезан. А информация о том, что существует непереносимость молока полезна тем, что объясняет: нет необходимости ЗАСТАВЛЯТЬ пить или есть молочное, то есть именно оттуда получать кальций если ребенок или взрослый этого не хочет, он лучше свой организм чувствует, есть альтернатива... Никто ж не говорит, что не нужен кальций при беременности или что нельзя добавить в чай молока или выпить столько, сколько хочется -если хочется, если чувствуешь потребность


Rakova Alla, 23.09.2012

Дорогие! Что касается остеопороза и проблем с костями-зубами-ногтями-волосами во время беременности и ГВ, то тут стоит говорить о действительно определяющем факторе. О самом важном! В крови современных детей концентрация кальция в разы меньше, чем у детей лет 30 назад. И это не смотря на дикое количество кисломолочки в их рационе. В чем парадокс и загвоздка? Все ОЧЕНЬ просто. Это сахар, дорогие! Мамы и дети, употребляющие сахар (в печеньках, йогуртиках, кашках, конфетках и т.д.) заставляют свой собственный кальций выходить из депо - костей и зубов. Почему? А он нужен для переваривания этого химического чуда - сахара (прочитайте про этапы его производства). Итак, из костей сахар вымывается, а что с всасыванием кальция, который поступает с тем же йогуртом? А ничего! Он не усваивается! И некоторые исследователи пишут, что в течение 48 часов после употребления сахара всасывание кальция нарушено! Что же получаеся - то густо, то пусто. То мощный выброс кальция из депо, то снова нехватка, потом снова большой поток - из литра ряженки ( если без сахара), то снова затишье. Но если учесть, что сахар потребляется в больших количествах ежедневно, то этим очень просто объяснить нарушение обмена кальция в организме ( например у женщин в постменопаузе): куча кальция в сосудах в виде обызвествленных атеросклеротических бляшек и серьезный остеопороз - истончение и ломкость костей. Какая альтернатива сахару? - мед, сухофрукты, фрукты, виноградный сахар. И вывод - чем меньше мы употребляем сахар, тем лучше усваивается кальций. Резонный вопрос - а нужно ли беременной женщине перенасыщать организм ребенка кальцием? Ответ - нет. Исключите сахар и употребляйте КАЧЕСТВЕННУЮ кисломолочку, но не очень много, при большом желании.




← Назад к списку новостей