Математика на пальцах

Домашний Ребёнок
Для авторов журнала дом – это маленькая Вселенная, символ независимости, творческой свободы, самосовершенствования и простого человеческого счастья.

Знакомство с цифрами и арифметическими действиями в вальдорфской школе – это интересная и весёлая игра, в ходе которой ребёнок и рисует, и фантазирует, и мир познаёт, и с камушками да палочками возится, а ещё слушает сказку о четырёх дружных братцах – Умножении, Делении, Минусе и Плюсе! Как же иначе?! Ведь в начальных классах реальностью для детей является не точное научное понятие, а художественный образ.

Как преподают математику в первом классе вальдорфской школы

Автор: Виталий Мошев, педагог московской вальдорфской школы «путь зерна»

Художественное видение

В предыдущих публикациях («Домашний ребёнок» №11-13) мы уже говорили о том, что 
к концу первого семилетия у ребёнка происходят значительные изменения во внутренней жизни. Прежде малыш находился в очень тесной связи с окружающей его действительностью: полностью отдавал себя тому, что воспринимал, вплоть до дыхания, кровообращения и обмена веществ, а источником его переживаний было то, что приходило к нему извне, из той природной и социальной среды, в которой он рос. Примерно так ведёт себя рыба в своей родной стихии: глаза у неё всегда открыты, органом слуха, по сути, является всё тело, поэтому она чутко улавливает всё, что происходит вокруг, – движение потоков, звуки, колебания, изменение температуры, качество воды, – и сразу же реагирует на это всем своим существом.

Теперь же у ребёнка начинает формироваться внутренний мир, что на первом этапе проявляется в виде способности создавать образы. Это ещё не точные научные представления, 
не абстрактные понятия, не логические рассуждения, не выявление причинно-следственных связей – словом, не мир мышления взрослого человека. Всё это придёт позже. Сейчас малыш – маленький Художник.

В начале первого семилетия дети мир не понимают, а живут им. Ближе к школе они его начинают ощущать через художественный образ. Поэтому и преподавание математики в этот период мы строим в соответствии с данной особенностью развития ребёнка.

Образы цифр

В детском садике мы стремимся не говорить детям разные правильные и умные слова, а стараемся поступать так, как хотим, чтобы поступали они, ведь ребёнок в этом возрасте учится через подражание. А в начальной школе мы работаем через образ.

В случае с математикой мы не просто даём малышу какую-нибудь новую для него цифру, а 
в образной форме показываем, что за ней стоит, выявляем саму суть числа и различные его свойства. Что обозначается знаком «1», который мы называем «один», что обозначается знаком «2» и так далее.

Что такое «один»? При обычном подходе
это самое маленькое число, которое пишется вот так – «1» и называется – «один». При нашем подходе – это не просто количественная величина, а образ некоей изначальной Целостности, из которой всё рождается и которая охватывает собой всё бытие. Жизнь бесконечно разнообразна в своих проявлениях и в то же время едина. Мы можем выразить это каким-то одним словом, например, «мир», «Бог» или «я». Бесконечное множество и одно слово – парадокс?! Вот что мы хотим донести до детей. Но если мы начнём говорить об этом с ними тем же языком, что и сейчас, они просто не поймут, о чём идёт речь. А через образ они смогут пережить это художественно, то есть в целостности.

Screen-shot-2011-11-24-at-13.08.52-509x590.png

Целиком материал читайте в 14 номере журнала «Домашний ребенок» 
Заказать журнал. Оформить подписку. Найти ближайшее к вам место продажи. 



← Назад к списку новостей