Как учить детей русскому языку и для чего именно их учить русскому языку.

По первому ВО - спортивный тренер, тяжелая атлетика. По второму - теолог и религиовед. По словам друзей моя варна - брахман. Действительно, учить кого-то и чему-то моя природа.
русский язык

Не лишним, хотя и банально, будет упомянуть, что все мы так или иначе страдали от уроков в школе советской и постсоветской. Высшим счастьем было событие, когда учительница заболела. Я сам, признаюсь, в 4-м классе осознанно решил не учить правил по русскому, а проехать школьную программу как получится. Думаю, что большинство моих сотоварищей по школьной программе было не так далеки от подобных решений.

Тем не менее, умение владеть родным языком всегда осознавалось как важнейшее умение в жизни, но не реализованное. Особенно остро этот вопрос встал для меня при написании итоговой работы по окончании факультета теологии богословского ВУЗа и еще раз, когда мой сын стал обучаться на семейном образовании.

Итак, хотим мы этого или нет, но в нас постоянно звучит вопрос, — то ли голос разума, то ли глас совести, — как же нам научиться и научить других владеть родным языком. Как справедливо замечает Гасан Гусейнов:
«Часто даже сами учителя не понимают, что русский язык и литература — главный школьный предмет, с огромным отрывом от всех остальных по своей важности и ценности для школьников.
Все остальные предметы — все без исключения! — второстепенны и подчинены этому, главному. И причина проста: это единственный предмет (отделять язык от литературы в школьной программе нелепо), который на всю жизнь человека определяет его мышление, способ общения, способность объясниться и понять другого
».
Сложившаяся ситуация с обучением русскому языку в школе, как отмечают специалисты, подошла к критической отметке. Реальных альтернатив, в т.ч. и в среде родителей, обучающих детей на СО (семейное образование) не видно. Алексей Битнер (создатель системы дистанционной аттестации хоумскулеров) помогает обойти законным путем все те преграды, что встают на пути ребенка при его встрече со школьной системой. Это конечно замечательно, но лишь отчасти выводит учащегося из пещеры Платона, из схоластики и прошловековой дремучести. Сам по себе обход преград не дает ничего нового, положительного.

Все разговоры о том, как нужно преподавать русский (родной) язык сводятся к двум-трем векторам «как плохо», «как хотелось бы» и т.п. или же указывают лишь общие теоретические направления. Вопрос «Что делать?» задавал не только известный писатель. Постараюсь представить здесь некоторый значимый (на мой взгляд) материал.
A. Итак, все началось со слова профессора Игоря Милославского, который произвел переворот в моем сознании.
Мне известны две-три его лекции-выступления:

1. Русский язык в школе: правильно ли нас учат?


В выступлении Игорь Милославский утверждает простейшую мысль, что учить грамотно писать — еще не означает учить родному языку. Ведь знание родного языка — это прежде всего обладание обширной лексикой и умение ею пользоваться.



2. «Как мысли выразить себя?» ч.1

 


3. «Как мысли выразить себя?» ч.3



3. Разговор на «Эхо Москвы»: «Научит ли сочинение говорить и мыслить?»
B. Далее следуют некоторые материалы, опубликованные на ресурсе postnauka.ru:

1. Школьный русский: мнения экспертов об основных проблемах преподавания русского языка в средней школе.


Рекомендуется ознакомится полно и вдумчиво. Приведу некоторые высказывания:
«Изучение русского языка в школе по большей части не только бесполезно, но и прямо вредно. Оно бесполезно потому, что львиная доля сведений, сообщаемых ученикам, никак не помогает достичь основной цели преподавания русского языка: овладение навыками грамотной письменной (и устной) речи в соответствии с принятой в обществе литературной нормой. А вредно оно потому, что создает у школьников иллюзию, будто то, чему их обучают, как-то связано с наукой о русском языке, и с гуманитарной наукой вообще.»

«Сама орфография и пунктуация — это лишь способ отражения языка на письме; письмо придумали как машину времени для передачи информации тем, кого нет сейчас рядом, или для отправки в будущее. Понятный пример — вы и зеркало: если зеркало грязное или кривое, то ваше изображение страдает и передается плохо. Язык благополучно живет без орфографии и пунктуации.»

«Преподавание русского языка должно быть в первую очередь нацелено на то, чтобы правильно понимать тексты разных эпох и разных жанров и уметь самому производить понятные тексты на современном литературном языке. Обучение правилам орфографии и пунктуации, которое занимает львиную долю времени на уроках русского языка, играет в сущности не самую главную роль: незнание тех или иных правил обычно не влияет на понимание текстов, а орфографические и пунктуационные ошибки, хотя и неприятны образованным людям, на самом деле не так часто приводят к реальной неоднозначности, мешающей адресату текста.»
2. Некоторые лекции Гасана Гусейнова.

Впервые в жизни я узнал, что говорить нужно не правильно, а в соответствии с нормой. Норма же, со времен Гомера и Платона, включает в себя не только правильность, но еще и, к примеру, уместность. Кто есть образованный, владеющий родным языком человек? Он есть тот, кто любит премудрость. Иначе зачем ему становиться образованным? — курс из 7 лекций «Риторика», «Свойства философа», «Риторическая рука».





3. О школьном русском и об иностранных языках.


Еще оно собрание мнений специалистов:
«Как профессиональный лингвист я понимаю, что преподавание русского языка в школах просто чудовищное. Своей цели — если считать такой целью обучение грамотности — оно худо-бедно достигает, хотя, наверное, этой цели можно было бы достичь и какими-то более приземлёнными методами. Это в лучшем случае наука образца XIX века. А в худшем – вообще неизвестно что.»

«Все-таки язык — очень сложная вещь, мы очень медленно приближаемся к пониманию того, как он устроен, и все, что предлагается на курсах иностранного языка, — это очень отсталая и очень плохая наука о языке. Все эти грамматики, учебники — увы, здесь очень болезненный и тяжелый разрыв между теорией и практикой.»
4. Русская орфография.

Как долго существует орфография в современном понимании этого явления? Какие особенности преподавания влияют на развитие грамотности у ребенка?



5. Маятниковые изменения грамматики.

Как развивалась грамматика английского языка? И какие изменения происходят в русском языке?



6. 5 книг о русском языке: что читать об истории русского языка и его особенностях.

7. Все материалу по тегу «русский язык».


8. «Человек, владеющий диалектом, воспринимается как необразованный»
«Так получилось, что основным проводником культуры в народ всегда являлись не учёные, а учителя, которые практически применяли научные знания и давали детям представление о науке посредством педагогической деятельности... И не вина учительницы в том, что она так поступает, — ее так научили. Дело в том, что учебники по методике преподавания русского языка в диалектных условиях не всегда настаивали на том, что диалект — это равноправный вариант, только региональный.»
9. Мнения экспертов о системе единого экзамена и итогах эксперимента.

10. «Нужны ли экзамены в высшем образовании (и школе)?»

11. «Разномыслие, как ни странно, началось при Сталине…»


Интервью с филологом Марией Майофис о принципах советского образования, воспитании человека будущего и влиянии советской эпохи на современные школы.
C. Иные источники:
1. Небольшая заметка на Вики, что такое «Тривиум».
А ведь древние греки, положившие основу современному образованию, знали как нужно обучать родному языку.
D. Некоторые материалы из сообщества freeedu, где мы уже обсуждали предложенную тему:
1. «Зачем изучать математику и как ее преподавать не нужно» — постановка вопроса.

2. «Простые правила владения языком»
— на заметку.

3. «Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование?»
— мнения экспертов.

4. «Писать и думать «от себя»»
— практика преподавания.

5. «О русском языке»
— интересно обсуждение.



← Назад к списку новостей