Как «посолить» ребёнка — рецепт из книги о здоровой турецкой жизни
Мало того, что меня угораздило выйти замуж за индийского принца, так ещё и моя младшая сестра Алиса нашла своё женское счастье на далёком турецком берегу.
Выходя замуж за турецкого принца Хасана, Алиса и предположить не могла, что её первенца будут «солить». А начиналось всё даже лучше, чем в сказке «Тысяча и одна ночь»: случайное знакомство, искрящийся страстью роман на расстоянии, смелое решение переехать в Турцию «навсегда», знакомство с деревенской роднёй любимого… Потом были сражения на кухне за самый турецкий завтрак на свете (чтобы впору и масла, и помидоры чтобы были порезаны и не крупно, и не мелко). Довольно быстро Алиса привыкла снимать шкурку с огурца перед тем, как его съесть.
Радостные девять месяцев Алиса ходила по Алании гордой турецкой женой, высоко неся голову и выпячивая пузико вперёд. Словно сама Роксолана, носила она турецкого наследника, продолжателя царского рода султана Сулеймана. «Иншаллах!» («С Божьей помощью!») — шептали вслед турецкие тётушки, а сами между собой переглядывались и похихикивали. Всем было интересно, как русская невестка покажет себя, когда наследника станут солить. Алиса
Хасан и Алиса
Яман Хасанович Каплан появился на свет счастливым, здоровым,
Сразу после родов дом заполнили турецкие родственники. Они, несмотря на ожесточённое сопротивление строптивой невестки, перемыли всё, что мылось, перестирали всё, что стиралось, переутюжили всё, что утюжилось и, заложив пелёнки и ползунки в соответствии с цветовой гаммой, принялись варить обед не меньше, чем на сотню голодных. Новоиспечённая русская бабушка ползала вокруг дома, фотографируя цветение зимних роз и буйство спелых апельсиновых деревьев, а мама и папа млели у детской кроватки.
На десятый день, когда у детки отвалился пупок, бабушка Фатима закатала рукава «пардесю» (традиционная турецкая женская одежда) до локтей и сказала суровым голосом: «Хватит восторгаться, пора солить младенца!» Тётушки и бабушки оттеснили впавшую в ступор Алису от колыбели, подхватили маленького Ямана и внесли в традиционный турецкий мир.
Со времён реформ Кемаля Ататюрка, конечно, многое в Турции изменилось. Многоженство по закону не дозволено, но уж если очень любвеобильной душе хочется, то пожалуйста. Распитие спиртных напитков — хоть на каждом углу; но в кругу семьи — чтобы
Сестру мужа сестры мужа в семье называют Ходжа, поскольку она человек глубоко религиозный: чтит Коран и толкует его другим, в мусульманской школе. Ходжа и отправилась к имаму, чтобы благословил на соление младенца. Дома вовсю шла подготовка. Тётушки наготовили гору разномастных «чореков», по нашему, пирогов: и с яблоками, и с кабачками, и с самодельными домашними сливками. Русскую бабушку, воспитанную борщом и кашею, до глубины души изумил кефирный суп «яйла чорбасы», халва с грецкими орехами в форме пирожных и «салаталык туршусу» (простите за банальность, маринованные огурцы). В Турции огурчики не маринуют, их бальзамируют: в подпол не убирают, банки не кипятят, в любую жару оставляют на столе, а вдруг кто соблазнится. Берешь такой огурчик, слюной захлебываешься, с хрустом надкусываешь, а на вкус — уксус.
Пока одни соблазнялись заморскими солениями, другие готовились солить
Ингредиенты для обряда
Сначала малышу обмазывают животик, потом пах, уделяя внимание самым мелким складочкам. Постепенно смесью покрывают всего кроху, обычно малыши ритуал переносят благостно. Вероятно, тёплая глина будит в детках
Накануне русская бабушка
Любопытная русская бабушка
Стол накрыт
Впрочем, турецкие жёны с русскими корнями заранее пугали Алису серьёзными последствиями: если смесь попадёт в глаза или пропорции будут нарушены, ребёнок может лишиться зрения или заработать химический ожог. И, уж коли вероятность травмы остаётся, делать процедуру стоит только из большой любви к родственникам мужа. Ради эксперимента или из чистого любопытства доверять здоровье своей крошечки «народной» медицине уж точно не стоит.
После процедуры