Родительский флэшмоб или гражданская позиция?

главный редактор журнала "Домашний ребенок" и президент МОО "МАМА"
fm-.jpg

В продолжение темы.

Проект «Общественная экспертиза закона об образовании» прошел без участия активных интернет-пользователей. По замыслу авторов «общественной экспертизы» полученная в результате работы интернет-сообщества версия главы, посвященной общему образованию, должна быть рассмотрена департаментом государственной политики в образовании и по возможности максимально учтена при подготовке окончательного варианта законопроекта. Странно, что на главной странице сайта «общественной экспертизы» мамы и папы, обеспокоенные отсутствием в новом законе права родителей обучать ребенка в семье, были названы толпой, устроившей флэшмоб.

Ситуация вокруг будущего закона стала напряженной. Вопросы без ответов замерли в интернет-пространстве.

Мы решили задать их непосредственно одному из авторов нового законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» руководителю московского Центра образования №548 «Царицыно», члену Общественной палаты РФ, народному учителю РФ Ефиму Лазаревичу Рачевскому.

-       Как один из авторов законопроекта, поясните пожалуйста, форма семейного обучения была удалена из текста преднамеренно или по ошибке?

-       Это пробел в законе. Хорошо, что вы его заметили! Более того, я считаю, что проект еще очень сырой. И крайне важно, чтобы мы находили подобного рода пробелы.

-       Какие недостатки видите вы?

-       Первое, он не должен быть таким объемным, потому что все, чьи интересы он затрагивает (дети, родители, учителя, директора школ) его прочитать не смогут. Следовательно, первый недостаток – колоссальный объем, который нужно было бы сократить. В закон вошли все типовые положения о школе, об образовании и т.д., то есть по сути дела – это попытка свести все нормативные документы в один закон. Поэтому и получилась такая эклектика. Он очень сильно проигрывает прежнему закону Российской Федерации «Об образовании». Его нужно серьезно дорабатывать! Это моя позиция.

-       На каком основании новый законопроект запрещает получение начального образования в заочной и очно-заочной форме?

-       Это моя инициатива. И я настаиваю на обязательном дошкольном образовании в различных формах.

-       В каких?

-       В традиционных (детский сад), во-вторых, могут быть открыты (а в Москве они есть и прекрасно работают) сети различных частных и государственных детских образовательных центров, третье – это семейная форма (при гарантии государства и муниципалитета в праве получения родителями системных консультаций). Родители должны иметь возможность в любой момент обратиться за консультацией к психологу, логопеду и другим специалистам по необходимости.

-       За деньги?

-       Это должно быть бесплатно! Если в законе написано, что это обязанность, то такие консультации должны быть бесплатными и финансироваться за счет муниципалитета.

-       То есть планируете готовить родителей к семейному образованию?

-       Родители должны подготовиться. Это распространенное явление во всем мире – традиционные и открытые формы образования. И родители могут прекрасно сами заниматься дошкольным образованием. Причина моего посыла в том, что Россия стала очень сильно отставать в системе дошкольного образования от Европы, США и других стран. Мы занимаем одну из лидирующих позиций в мире по некачественному третичному образованию и являемся аутсайдерами в дошкольном образовании. А это именно тот возрастной период, который называется составной частью Key Stage, ключевой ступенью в образовании вообще. А во Франции, например, дошкольным образованием охвачены более 97% детей.

При этом, если в новом законе говорится об обязательности дошкольного образования, значит государство должно дать ресурсные гарантии.

-       Какие?

Как я уже сказал, расширение сети детских садов (слава Богу, уже запущены такие целевые программы). Затем, содействие развитию сетей образовательных детских центров. И помощь родителям, самостоятельно обучающих детей. В Москве, кстати, ситуация не так плоха, здесь охвачено дошкольным образованием в различных формах до 90% детей. Я внимательно слежу за родительскими форумами в интернете. Это сейчас – тема номер один. Сегодня родители предъявляют совершенно иные требования к детским садам. Кроме комфортности и безопасности им нужна серьезная содержательная составляющая. Аналитика показывает, если уже с 5 лет ребенок занимается, разумеется в игровой форме и без насилия, то результат будет совершенно иным, нежели мы видим сегодня в России.

Вот в этом и смысл моего предложения!

-       В законе будут указаны формы получения обязательного дошкольного образования?

-       Нет.

-       А где же тогда?

-       В подзаконных нормативно-правовых актах.

-       Какова дальнейшая судьба законопроекта, в июле он дорабатывается, а в сентябре будет представлен в Госдуму?

-       Нет, сначала он должен быть представлен в Правительство (в сентябре), а оттуда его должны отправить на согласование между различными министерствами, и только после этого – в Госдуму.

-       И все-таки, как мы можем защитить наше право на семейное образование?

-       Еще раз повторю, в законопроекте есть пробелы! Надо бить тревогу и вносить свои поправки в закон!

……………………………………………………………………………………………………………………………….

По статистике около 100 тысяч семей в России ежегодно проходят обучение в форме экстерната, семейного образования или индивидуально на дому. С момента принятия нынешнего закона Российской Федерации «Об образовании» в общей сложности опыт хомскулерства получили более 1,5 миллиона россиян. Массовый получается «флэшмоб»…

Семейное образование популярно более, чем в 45 странах мира. Только в США в 2007-2008 гг насчитывалось более 2 миллионов хомскулеров, создан Национальный исследовательский институт домашнего образования, издаются журналы о домашнем образовании.

Сейчас судьба семейного образования в России зависит исключительно от нашей родительской и гражданской активности.

Обращение можно отправить:

Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А
103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23
(электронная приемная: letters.kremlin.ru)

Министерство образования и науки  Российской Федерации
125993, Москва, ГСП-3, Тверская ул., д. 11
(электронная приемная:  mon.gov.ru/obr/obrash/pravila/ )

Комитет Государственной Думы РФ по образованию
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
(электронная приемная:  www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «комитет по образованию»)

Комиссия Общественной палаты РФ по развитию образования
125993, г.Москва, ГСП-3,  Миусская пл., д.7, стр.1
(электронная приемная:  eis.oprf.ru/treatments/send – обязательно выберите там, где сказано «укажите адресата» – «комиссия» и в поле ниже «выберите комиссию» – «по развитию образования»).

Павел Парфентьев составил примерный вариант обращения (правильно впишите свои ФИО и адрес, а также укажите дату. Рекомендуется отправлять письмо с уведомлением о вручении – оно будет доказательством. Сохраните копию письма для себя).

Помните, что анонимные обращения и письма без указания обратного адреса не рассматриваются официальными инстанциями. Тщательно заполняйте все пункты, требуемые в анкетах и формах при отправке электронных обращений!



← Назад к списку новостей