Финские школы: предметы заменены темами
В Финляндии радикально реформировали способ обучения детей.
Финляндия уже на протяжении многих лет занимает лидирующие позиции в исследованиях Pisa, которые проводятся во всех странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). По качеству знаний финские школьники постоянно опережают сверстников из других стран. В связи с этим Хельсинки уже стали своеобразным местом паломничества педагогов из других государств Европы, которые приезжают посмотреть на работу финских коллег и выведать их секреты.
«Нам теперь нужен новый подход к обучению, чтобы подготовить людей к взрослой жизни», — говорит Паси Силандер, менеджер по развитию Хельсинки. По мнению финских властей, прежняя система образования была хороша в прошлом: грубо говоря, когда банкам требовались служащие, умеющие хорошо считать, но жизнь меняется. Финны считают, что в изменившихся условиях систему обучения тоже необходимо менять.
Обучение по темам, или обучение «явлениям», «феноменам», означает, что вместо уроков по предметам — час истории, час математики и так далее, будут проводиться занятия, посвященные «явлениям». Так, в рамках профориентационной подготовки по «работе ресторана» ученикам дадут коктейль из математики, иностранных языков и навыков общения. В курс по Европейскому союзу будет включена история, экономика, география и снова языки. Также планируется изменить формат обучения: новая система предполагает совершенно новый педагогический подход.
Теперь преподаватели разных предметов должны планировать занятия сообща. А дети больше не должны слушать «лекции», вместо этого им придется в группах находить решение для различных проблем. К примеру, в начальной школе — тема «Погода». Занятие финны проходят на английском языке, на доске — карта Европы, а школьники сравнивают погодные условия различных европейских стран. Таким образом происходит изучение английского и географии.
Сейчас новый тип преподавания начинают тестировать в школах: они обязаны проводить хотя бы один блок тематического обучения в год.
Черновик реформы с планом преобразований для финских школ до 2020 года будет опубликован в конце марта.
От реформы в восторге далеко не все, отмечает Independent: многим учителям и директорам школ, всю жизнь преподававшим конкретный предмет, сложно перестроиться. По началу даже были протесты. В Хельсинки около 70% учителей старших классов теперь проходят переподготовку. Тем, кто начал преподавать по новой системе подняли зарплату.
По данным издания, новый тип обучения положительно отражается на знаниях учеников: там, где эксперимент начался, результаты учащихся улучшились. Учитывая то, что система образования в Финляндии считается одной из лучших в мире, многие эксперты из разных стран будут внимательно следить за прогрессом новой реформы. Возможно, через некоторое время этот опыт породит изменения во всем мире.
Финляндия уже на протяжении многих лет занимает лидирующие позиции в исследованиях Pisa, которые проводятся во всех странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). По качеству знаний финские школьники постоянно опережают сверстников из других стран. В связи с этим Хельсинки уже стали своеобразным местом паломничества педагогов из других государств Европы, которые приезжают посмотреть на работу финских коллег и выведать их секреты.
«Нам теперь нужен новый подход к обучению, чтобы подготовить людей к взрослой жизни», — говорит Паси Силандер, менеджер по развитию Хельсинки. По мнению финских властей, прежняя система образования была хороша в прошлом: грубо говоря, когда банкам требовались служащие, умеющие хорошо считать, но жизнь меняется. Финны считают, что в изменившихся условиях систему обучения тоже необходимо менять.

Обучение по темам, или обучение «явлениям», «феноменам», означает, что вместо уроков по предметам — час истории, час математики и так далее, будут проводиться занятия, посвященные «явлениям». Так, в рамках профориентационной подготовки по «работе ресторана» ученикам дадут коктейль из математики, иностранных языков и навыков общения. В курс по Европейскому союзу будет включена история, экономика, география и снова языки. Также планируется изменить формат обучения: новая система предполагает совершенно новый педагогический подход.

Теперь преподаватели разных предметов должны планировать занятия сообща. А дети больше не должны слушать «лекции», вместо этого им придется в группах находить решение для различных проблем. К примеру, в начальной школе — тема «Погода». Занятие финны проходят на английском языке, на доске — карта Европы, а школьники сравнивают погодные условия различных европейских стран. Таким образом происходит изучение английского и географии.
Сейчас новый тип преподавания начинают тестировать в школах: они обязаны проводить хотя бы один блок тематического обучения в год.
Черновик реформы с планом преобразований для финских школ до 2020 года будет опубликован в конце марта.

От реформы в восторге далеко не все, отмечает Independent: многим учителям и директорам школ, всю жизнь преподававшим конкретный предмет, сложно перестроиться. По началу даже были протесты. В Хельсинки около 70% учителей старших классов теперь проходят переподготовку. Тем, кто начал преподавать по новой системе подняли зарплату.
По данным издания, новый тип обучения положительно отражается на знаниях учеников: там, где эксперимент начался, результаты учащихся улучшились. Учитывая то, что система образования в Финляндии считается одной из лучших в мире, многие эксперты из разных стран будут внимательно следить за прогрессом новой реформы. Возможно, через некоторое время этот опыт породит изменения во всем мире.

Добавим, что с осени 2016 года в Финляндии отменят обязательное обучение в школах письму прописью, (по сообщению телерадиокомпании WDR). По мнению финского министерства образования, школьники должны больше времени проводить не над тетрадями, а за компьютером, набирая текст с помощью клавиатуры. В тоже время, как сообщается, детей в Финляндии будут продолжать учить пользоваться при письме ручкой или карандашом. При этом на уроках школьники будут писать впредь печатными буквами. В некоторых федеральных землях Германии, например, в Северном Рейне — Вестфалии, уже сейчас в начальной школе разрешено писать исключительно печатными буквами.

Оставить комментарий