Евдокия Плющиха

Жанна Цареградская

ДРЕВНИЙ ПРАЗДНИК

Повсеместно в России праздник 1 марта (по новому стилю – 14) был известен под названием «Евдокия Плющиха», потому что к этому времени под воздействием первого весеннего тепла снег начинает подтаивать, оседать, сплющиваться. Таяние снега дало повод и к таким народным названиям праздника, как «Евдокия Каплюжница», «Подмочи порог», «Замочи подол». Подмечая эти явления, крестьяне говорили: «Евдокия весну снаряжает».

Этот день связан с Масленичным циклом и, возможно, в дохристианские времена он входил в Масленичный цикл празднований или открывал следующий цикл весенних праздников, связанных с закликанием птиц и весны, подготовкой к сельскохозяйственному сезону.

Также в старину этот день в народе называли «Весенницей», «Весновкой», так как считали, что Весна имеет образ молодой женщины и является символом плодородия земли и женской детородной силы. Весна находилась в небесном царстве и властью, данной от Бога, хранила ключи от весенних вод. Благодаря этому она обладала силой по своему желанию выпускать на землю весенние воды раньше или позже. Поэтому ее уважали, боялись, и в день ее памяти не работали. Вообще в древности этот день был большим праздником, который сопровождался гуляниями.

ДАРЫ ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ

Земным олицетворением и проводником сил плодородия являлись беременные и родившие женщины. Этой силой они могли наделить и землю, чтобы и та «родила» подобно им. Поскольку 1 марта начинали кликать весну и птиц, в этот день приносили дары беременным и родившим женщинам. В этот праздник к беременным и родившим женщинам обращались, как к проводницам неких высших сил, способных обеспечить продолжение рода и плодородие земли. Поднося подарки будущим и молодым матерям, люди одновременно пытались задобрить силы природы и обеспечить богатый урожай в наступившем году. Именно этот день впоследствии преобразился в весенний женский праздник и стал традиционно считаться «бабьим», «женским» днем.

Вот что пишется об этом в книге Алишани Айкин и Дарьи Стрельцовой «Девять месяцев и вся жизнь»: «1 (14) марта праздновали день святой Евдокии или «евдошки». Есть некоторая закономерность, что сегодня мы отмечаем Женский день именно в марте – видимо, связь между весной природы и женским началом ощутили не только наши предки, но и эмансипированные женщины, придумавшие этот современный праздник».

ЧУДЕСА СВЯТОЙ ЕВДОКИИ

1 марта стал днем памяти святой преподобной мученицы Евдокии, отмечаемым православной церковью. Евдокия родилась во II в. в г.Илиополе, находившемся на территории римской провинции Финикии Ливанской. Она долгое время вела греховную жизнь, но под влиянием встречи со старцем Германом и бесед с ним о Боге и святых местах Евдокия приняла крещение, раздала свое имущество бедным и ушла в монастырь. Благодаря подвижнической жизни, она получила от Бога дар воскрешения. Ее молитвы воскресили язычника Филострата и сына императора Аврелиана. Во время жестокого гонения на христиан, доставленная на мучения к правителю Диогену, св. Евдокия воскресила внезапно умершую жену военачальника Диодора. Все бывшие свидетелями этого чуда, в том числе Диоген и Диодор, уверовали в Христа. Святая вернулась в свой монастырь, но позже, через много лет, по приказу нового правителя 1 марта была обезглавлена.

К XIX в. день Евдокии утерял свое прежнее значение и стал второстепенным церковным праздником, не отмеченным ни торжественной службой, ни запретом на работу.

0BA22.jpg

КАК ПРАЗДНОВАЛИ В НАРОДЕ

И все же, несмотря на нивелирование церковью значения этого дня, в крестьянской традиции сохранялось «порубежное» значение праздника. С одной стороны, учитывалось его современное церковное содержание, а с другой – соблюдались более древние традиции, связанные с приходом весны и призывом сил плодородия.

Согласно церковной легенде, отдавали почести святой Евдокии, которую в народе представляли вдовой. Считалось, что девочка, рожденная в этот день, хлебнет горюшка сполна, но все-таки и счастье выпадет ей. Этот день особо почитался замужними женщинами. Привечали они его, чтобы самим не остаться вдовами, чтобы не оставить детей сиротами. Во многих местах в этот праздник женщины-хозяйки заказывали перед иконой Евдокии молебны, желая заручиться поддержкой и покровительством этой святой.

В то же время, соблюдая более древние обряды, женщины и дети в этот день начинали кликать весну. Например, в Смоленской губернии они забирались на пригорки или крыши домов и пели заклички. В некоторых местах крестьяне из леса приносили сучья и топили жарко печи – «чтобы весна была теплой». А кое-где на Русском Севере, чтобы ускорить ледоход, связываемый с наступлением тепла, воду из колодцев носили ведрами в реку.

В этот день пекли обрядовое печенье – жаворонушки, пели веснянки. И печенье, и закликанье весны песенками – остатки древнего весеннего новогодья. Особенно почитали на Евдокию снежицу – талую воду. Умывали снежицей лицо, поили кур, обмывали больных. Считалось, что лицо после нее станет чище, куры будут лучше нестись, а больной скорее выздоровеет. Снежицей поливали цветы, обмывали стены дома, чтобы и дом стал чище, чтоб легче в нем дышалось.

Первые признаки весны напоминали о необходимости готовиться к весенним полевым работам, поэтому об этом дне говорили: «Пришли Евдокеи, мужику затеи: соху точить, борону чинить». Во многих местах с Евдокии деревенские женщины начинали белить холсты, объясняя это тем, что в этот день «все подземные ключи закипают» и способствуют работе.

ЧЕСТВОВАНИЕ ЖЕНЩИН НА ЕВДОКИЮ

14 марта по новому и 1 марта по старому стилю – первый день весны – сохранил свое древнее значение как «бабий праздник» или русский женский день. В некоторых местностях в этот день бабы вставали ранешенько, становились на колени перед иконами и начинали выть, выкрикивать горькую судьбинушку свою. Если даже женщина была счастлива в семейной жизни, все равно она кричала и плакала в этот день перед иконами, чтобы выкрикнуть все злое, что, может быть, и ходило рядом, но она его пока видеть не могла.

Мужики, зная, какое действо будет разыграно в этот день, тихомолком вставали и уходили из дома, чтобы не мешать бабам бабьи дела делать. А когда хозяйка, выкричавшись, приступала к обыденным домашним делам, они возвращались в избу и дарили женщинам подарки. В этом действе заключался сакральный смысл, сохранившийся с древнейших времен: жертва плодородию и поддержка этих нарождающихся сил в природе, олицетворением которых являлись замужние женщины, рожающие детей.

Рисунки: Екатерина Юшкеева

evdok.jpg



← Назад к списку новостей