В США число «домашних учеников» увеличивается на 5-12 %

Домашний ребенок 

домашнее образование, семейное образование

Иллюстрация: Jessie Willcox Smith (1905 год)

По оценкам Национального Института Изучения Домашнего Образования (National Home Education Research Institute), обучение детей на дому в США перестало быть экзотической практикой. Более того, ежегодно число «домашних учеников» увеличивается на 5-12 % – то есть, быстрее, чем численность учеников обычных школ. Аналогичные тенденции прослеживаются во многих других странах мира.

В 2007-2008 учебном году в США насчитывалось 2-2.5 млн. детей, которые получали образование дома. Для сравнения, по оценкам Министерства Образования США\Department of Education, в 1984 году примерно 50 тыс. американских детей учились дома, в 1988 году – 300 тыс.

До начала 1980-х годов домашнее образование в США находилось вне закона и допускалось лишь для тяжелобольных детей. В начале 1980-х ситуация начала изменяться – приверженцы некоторых христианских конфессий, возмущенные тем, что в школьных программах исчезла религиозная составляющая, начали учить детей дома. В 1993 году домашнее образование стало нормой на всей территории США. Ныне штаты США по-разному подходят к домашнему образованию. В некоторых из них достаточно проинформировать местные органы образования о подобном желании родителей. В других штатах родители, желающие учить детей дома, обязаны сдать особые тесты, которые позволят проверить их уровень педагогической квалификации. В любом случае, родители должны следовать местным программам обучения, хотя, естественно, имеют полную возможность свободно использовать и иные программы, учебные пособия и пр.

Национальная Образовательная Ассоциация (National Education Association) в докладе, опубликованном в 2006 году, привела следующий аргумент в пользу подобного метода обучения: чем больше детей учат дома, тем выгоднее для общества. Дело в том, что подобные школьники не покушаются на свой кусок образовательных бюджетов, что ежегодно в масштабах США позволяет сэкономить до $16 млрд.

По оценкам Ассоциации Защиты Домашних Школ\Home School Legal Defense Association, большинство родителей, которые принимают решение не отправлять своего ребенка (детей) в обычные учебные заведения, делают это по многим причинам. Наиболее часто называется следующая: стремление «подогнать» программу обучения под индивидуальные потребности и способности ребенка. Также часто родители объясняют свой поступок желанием избежать традиционных педагогических методов, применяемых в школах; желанием укрепить контакты с ребенком; оградить ребенка от насилия и вредных влияний; обучить ребенка особым образом (преподать ему определенные взгляды).

По данным компании Harris Interactive, каждый третий взрослый американец лично знает кого-нибудь, кто не отправляет своих детей в школу, а дает им домашнее образование. 8 % жителей США сами имели подобный опыт, а 2 % в настоящий момент обучают детей дома. Исследование показало, что главными причинами популярности домашнего образования является низкое качество школ (такого мнения придерживаются 65 % опрошенных), желание дать ребенку религиозное воспитание (60 %) и опасения относительности личной безопасности ребенка (53 %).

Национальный Институт Изучения Домашнего Образования указывает, что дети и подростки, учащиеся дома, в большинстве случаев сдают стандартные тесты лучше, чем их обычные сверстники. Как правило, в контрольных они дают на 1.5 % -3 % больше верных ответов. Парадоксально, но уровень образования родителей и уровень семейного достатка, так же, как и наличие у родителей (ля) профессионального педагогического образования, на успехи «домашних» детей не влияют.

Доммашнее образование не является чем-то революционно новым. К примеру, два величайших президента США – Джордж Вашингтон (George Washington) и Абрахам Линкольн (Abraham Lincoln) получили домашнее образование (последний вообще был практически самоучкой), что не помешало им сделать блестящие карьеры в военной (Вашингтон) и юридической (Линкольн) сфере.

Тем не менее, критики «домашней школы» считают, что школа предоставляет детям возможность получить навыки поведения в обществе, чего они лишены в тепличных домашних условиях. Сторонники домашнего образования оперируют иными фактами. В частности, ряд исследований показывает, что выпускники домашних школ становятся лучшими работниками и реже нарушают закон. По мнению психолога Ларри Шаерса (Larry Shyers), изучавшего эту проблему, причина в том, что «домашние» дети имеют перед глазами лучшие образцы поведения, чем их сверстники в школах. «Домашние» дети подражают своим родителям (как правило, заняться домашним обучением своих детей решаются высокообразованные люди), а школьники – своим сверстникам, далеко не всегда демонстрирующим хорошие образцы поведения.

Публикуется все больше исследований, авторы которых пытаются найти ответ на вопрос: «Каким образом домашнее образование влияет на будущее ребенка?». Брайн Рэй (Brian Ray), активист домашнего образования, автор многих статей и книг на эту тему, в книге «Панорама Домашнего Образования» (Homeschooling in Full View: A Reader) суммировал данные по результатам нескольких таких исследований. Его вывод: «домашние дети» участвуют в общественной деятельности чаще, чем бывшие школьники; чаще участвуют в выборах; поступают в ВУЗы не менее, а иногда более успешно, чем простые смертные и, как правило, несколько лучше учатся. Негативных последствий домашнего образования пока не выявлено.

Барбара Кертис\Barbara Curtis, профессиональный педагог и мать 11-ти детей, написавшая книгу по проблемам домашнего образования («Первые Шаги для Подготовки Вашего Ребенка к Жизни» (Small Beginnings: First Steps to Prepare Your Child for Lifelong Learning), резюмирует: 

«Если родители хотят дать своим детям домашнее образование, они должны ответить на два ключевых вопроса: 

1. Будет ли полезно это для ребенка? 

2. Способны ли мы стать хорошими учителями?»



← Назад к списку новостей