Что и как менять в российском образовании

педагог, академик Российской Академии Образования, писатель, антрополог, отец прекрасной дочери и дедушка троих внуков

Равный старт
Уже то, как начинается образование наших детей, закладывает в их развитие большой минус. Достойное дошкольное образование – фундамент всего будущего, (доказано, что от характера детсадовского воспитания зависит заработок человека через 20 лет!) у нас обеспечивается лишь для небольшой части детей. В странах, которые стремятся поднять уровень культуры населения, возраст обязательного образования снижается. Так в Англии оно начинается в 5 лет (хотят и с 4-х). Наших же малышей списали на баланс местных бюджетов, которые едва сводят концы с концами, и редко находят деньги на детсады.

Содержание
Следующая ступень, школьное образование, без внимания государство не осталось. Вроде бы реформируют, вкладывают много денег. Но что в итоге? Нынешняя школа по своему содержанию ничем не отличается от той, что я окончил более 50 лет назад! А обязана была измениться! Реформаторы меняют только формы, что без изменения наполнения учебного процесса бессмысленно.
Положительные преобразования очень быстро бы сказались на качестве подготовки учеников. Зачем интернет, электронные книги, если школьника не учат извлекать из всего этого пользу и продолжают заставлять зазубривать получаемые там знания? Не анализировать, не задавать вопросы. А запоминать ответы, которые после пресловутого ЕГЭ просто вылетят из головы.

Учителя
Начинать преобразования надо с обучения педагогов, а не с сокращения педвузов. С разработки принципиально нового содержания предметов. Но образовательную, психолого-педагогическую науку не допускают к модернизации нашей школы, что может привести даже к принятию опасных для детей изменений. Образование подчинили чиновникам, которые делают его не полезным для общества, а удобным для себя. То же и в профобучении – оно не пригодно к сегодняшний жизни. По статистике российские работодатели затрачивают на первичное обучение вчерашних студентов 500 млрд руб. в год – ровно столько же на профобразование выделяет госбюджет. Получается по Райкину: . Работодатели молодцы, но зачем же тогда молодые люди 5 лет учились и тратили деньги казны и родителей?
В советские годы один придворный социолог сказал на закрытом совещании: «Вот некоторые ученые разрабатывают проблемное обучение. Они хотят, чтобы все стали умными. Но если все будут умными, кто тогда станет мыть туалеты?» Так и до сих пор. Нынешняя образовательная система недоучивает 90% населения. Правящие классы, в силах которых что-то изменить, просто боятся, что более культурное большинство станет. Не пожелает обходиться, станет требовать большего. Того же более качественного рабочего места, достойной зарплаты. Но этим «элитам» надо понять, что происходящее сегодня – это торможение собственной эволюции.

Не бесплатно нам дают образование
Чтобы сами граждане вступились за образование, им надо избавиться от навязываемой иллюзии, что образование дают нам бесплатно (а за качество, мол, надо ещё приплачивать: платить школе за дополнительные услуги). Нет! Мы с вами платим за него своими налогами. Как только придёт понимание этого, общество сможет требовать прозрачности в использовании средств, жёсткой отчётности, проверяемой статистики. Тогда будет возможность оценить эффективность работы чиновников образования, и обоснованно требовать перераспределения средств.

Автор: Б. М. Бим-Бад

Screen-shot-2011-11-30-at-14.28.jpg



← Назад к списку новостей