Почему?

психолог, юнгианский аналитик, писатель. Автор научной работы «Любовь. Психология Бытия» и книги «Наизнанку». Мама трёх дочерей и четырёх сыновей. Сейчас пишет книгу о старости и создает экопоселение «Милое» вместе с детьми и внуком

Сначала, в 2-3 года, это было «Ичиму?». Сейчас в 5 – вторая волна, когда слово выговаривается чётко и снова с тем же требовательным любопытством и возросшей готовностью внимать

Заинтересовал сам феномен этого явления. Ни один человек не минует в своём развитии этой стадии. Конечно, ребёнку свойственна любознательность (хорошо, если взрослому тоже). Научившись двигаться, говорить, общаться, он учится мыслить, понимать. Давно известно, что у здорового ребёнка обязательно наступает возраст «почему».

Меня интересует почему (!) именно этот вопрос становится надолго главным. Ну и то, как на него отвечать. Буду рада, если вдумчивые родители и бабушки-дедушки поделятся своими наблюдениями и мыслями. Я попробую поделиться своими.

Мысль 1

Копируют ли дети вопрос «почему» с родителей и других взрослых? Видимо, да, как копируют и всё остальное. Нет, не всё, многое. Мы действительно часто задаём этот вопрос сами. Но в 3-5 лет этот вопрос становится главным и постоянным, что никак не провоцируется взрослым окружением. Видимо, это важный этап развития, когда речь становится источником не только общения, но и познания, мышления.

Мысль 2

Онтогенез повторяет филогенез. По-русски: история развития одного человека – копия истории человечества. Это хорошо отслеживается на самых ранних «примитивных» этапах. В утробе червяк превращается в головастика, …обезьянку, человечка, потом, родившись, учится жить на этой Земле, двигаться, взаимодействовать с миром, говорить. Потом активность переходит в творческую (Возрождение?), потом интеллектуальную.

Конечно, в любом возрасте проявляется всё, как были всегда и охотники, и учёные, речь о всплесках и ведущей идее.

Так вот, пришёл возраст, когда малыша интересует любая информация, увлекают все явления и события. И на всё он реагирует неизменным «Почему?» Не это ли энергия Декарта и Спинозы, Коперника и Ньютона, Пастера и Дарвина?

– Летучие мыши спят вниз головой.

– Почему?

– Надо полить огурцы.

– Почему?

– Если не полить, они будут горькими.

– Почему?

Почему из облаков тучи, а из них – дождь?

– Там маленькие капельки воды, а потом их собирается много, и они падают на землю…

– Почему?

С этими самыми «почему» бывает трудновато. Почему? Вопрос этот для большинства взрослых означает некую логическую, объяснимую каузальную (причинно-следственную) связь. Детские же «почему» вечно за гранью. Чаще всего дети настойчиво требуют ответа как раз после наших разумных объяснений о том, что из чего вытекает.

К этому-то и интересно приглядеться. И не снисходительно-высокомерно, а так же, с любопытством присев на корточки «почему же?».

Так же как младенец может (если родители увлечены вниманием, а не насилием) научить здоровому обращению с телом, питанию, движению, так же могут быть полезны и интеллектуальные уроки детей.

Для меня урок этот в том, что после каждого уровня логических объяснений остаётся возможность вопроса, открытия. То, что мы считаем объяснением, – лишь временно доступный нам уровень познания, за которым обязательно есть другой.

– Почему Солнце греет так сильно, если оно далеко? – возможно, спрашивал маленький сынишка Анаксагора в V в. до н.э.

– Потому что оно очень горячее и больше Пелопоннеса (1/3 Греции), – отвечал Анаксагор.

Но его критики считали такую оценку непомерно завышенной и абсурдной.

И даже, когда устав от собственной разумности, я говорю: «Так устроил Бог/Природа», сын всё равно спрашивает: «Почему?»

А действительно: «Почему?»

P.S.«Как же правильно отвечать?» – спросила меня подруга, прочитав текст. Вот «люблю» я этот вопрос! И отвечу на него по-одесски: «А уверены, что надо отвечать правильно?» Я, по крайней мере, пока не придумала. Иногда честно на 2-3 этапе отвечаю «не знаю» или «сам ответь», иногда хватаю сынишку в охапку и целую, радуясь его любопытству. Не так уж это страшно – потерять немного родительского авторитета всёконтролирующего всезнайки.

А Вы как? Почему?

Удачи!

41051.jpg

Надя Павловская, 11.02.2012

А мне кажется, что это достаточно экономный способ продолжать общаться с любимым человеком. Ты говоришь одно слово, а тебе в ответ бубубубубубубубубубубубубубубу. Ты опять одно слово, а тебе опять – бубубубубубубубу. Иногда даже что-то интересное можно услышать. Круто? По-моему нужно быть дураком, чтобы не воспльзоваться такой возможностью.

Обычно ведь можно почувствовать, когда «почему» явно задается для того, чтобы получить ответ, а когда – для того, чтобы продолжить общение. Мне кажется, что если «почему» для пообщаться, то можно говорить о чем угодно, не обязательно о том, про что вопрос был, все равно ребенок будет удовлетворен. Иногда я еще говорю, что устала разговаривать (почему??) и что теперь давай ты немного поговори, а я отдохну. А потом они догоняют, что в разговоре можно думать вместе, и что это прикольнее, ну или рассуждать им становится легче, и берут на себя больше инициативы в разговорах. Так мне кажется.


Наталья, 11.02.2012

Вот интересно, у вас «Почему?», а моя доча первым делом в три года начала спрашивать «Из чего это?». Так она узнала из чего состоит картошка, дом, она сам. Она теперь знает, что внутри у нее косточки, органы. Что почти то же самое есть и у мамы, и у папы, и у нашего кота. Сейчас она это осмысливает и пока вопросов много не задает. Ждем новой волны


Наташа Лисич, 11.02.2012

а у нас «а как?» «как?» «как а как?» )


Xusok, 11.02.2012

У нас больше «Зачем?» используется…)
Или «За чем»? ))


Андрей, 11.02.2012

Мы взрослые перестаём задавать себе этот вопрос. Дети нас возвращают к этому вопросу. Почему мы так живёт? Зачем мы живём? Зачем родились? Почему умрём? И умрём ли? Какой смысл жизни? …..

У взрослых слишком много суеты и забот и эти вопросы просто отходят в сторону. Если убрать суету и заботы, то вопрос «детские» возникнут с новой силой. Так давайте задавать себе «взрослым детям» эти вопросы. Дети же не зря нам об этом напоминают.

Когда у нас не будет этих вопросов, тогда мы окажемся там где нам надо быть.


Олег, 23.02.2012

ага, у нас своя форма "А какая?", "А какой?", "А сто ты делаес?"


Mimosa, 30.08.2013

Почему вода из крана? Почему соседка Жанна? Почему зажегся свет? Мне ответят или нет? Почему скрипят качели? Почему в метро мы сели?




← Назад к списку новостей