Точка «Омега». Экологическая катастрофа

эколог, практикующий психолог, акушерка
Разговаривая с людьми на тему экологии, можно обнаружить удивительную тенденцию: большинство из нас вообще отрицает наличие какой-либо существенной проблемы окружающей среды. Некоторые признают, что она существует, но считают, что кризис разворачивается в какой-то другой стране, и их это не касается, другие же, напротив, убеждены, что проблемы обязательно начнутся, но не сейчас, а в далёком будущем…

aa.jpg

Совершенно очевидно, что мы имеем дело с глубочайшим подавлением, препятствующим осознанию драматичного варианта будущего. Даже если бы сейчас все поняли всю катастрофичность ситуации, глобальный кризис никуда бы не исчез. Для того, чтобы остановить запущенные нами процессы: истощение ресурсов, уничтожение видов и загрязнение мирового океана, парниковый эффект – потребуется много времени, поскольку у всех этих процессов существует масштабная инерция.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Понять и принять экологические приоритеты современного мира:

1

Отказ от потребительства

Становится очевидным, что путь удовлетворения человеком своих неуёмных потребностей и алчности не оправдан ни с нравственной, ни с экономической, ни с экологической точек зрения. Модель потребительства в своё время была сформулирована экономистом Виктором Лебоу (Victor Lebow): «Нам нужно, чтобы вещи покупались, выбрасывались и заменялись другими во всё больших масштабах. Этого требует наша чрезвычайно производительная экономика». Тут уместно вспомнить высказывание американского писателя Генри Дэвида Торо (Henry David Thoreau), что «человек богат ровно настолько, насколько он способен отказаться от того, чем владеет». Ничем не оправданы огромные средства, оплачивающие рекламу, промышленное производство мяса, удобрений, упаковок… Примечательно то, что на производство мяса расходуется более 40 процентов получаемого в мире зерна, при этом среди мясоедов уровень продолжительности жизни ниже, чем у тех, у кого на животную пищу приходится всего 10 процентов от общего рациона. Вспомним, что лишь 8 процентов жителей планеты ездят на автомобилях, но именно эти автомобили являются основными загрязнителями атмосферы городов, особенно по угарному газу, окислам азота и углеводородам. Один из аспектов потребительства – это производство отходов в грандиозных масштабах.

2

Перевод общественного внимания с экономических на гуманистические ценности

Вместо валового внутреннего продукта и дохода на душу населения, ООН рекомендует ввести «индекс устойчивого экономического благосостояния» и «индекс гуманитарного развития». Последний учитывает качество жизни, среднюю продолжительность жизни, уровень образования и уровень доходов. Исходя из этих критериев, страны с высокими доходами на душу населения могут иметь невысокий индекс гуманитарного развития. Так, например, США, имея один из наиболее высоких в мире доходов на душу населения, по индексу гуманитарного развития занимает только 19 место в мире.

3

Экология городов

Города вряд ли можно назвать экосистемами в общепринятом понимании. В них отсутствуют основные свойства экосистемы: способность к саморегулированию (гомеостазу) и круговороту веществ. Здесь практически отсутствует звено продуцентов и заметно подавлена деятельность редуцентов. По сути, города представляют техногенные тромбы, существование которых немыслимо без постоянного вложения энергии.

Атмосфера городов отличается пониженной прозрачностью, наличием в ней разнообразных канцерогенных взвесей, и повышенной температурой воздуха (среднегодовая температура на 2-3 градуса выше нормы). Природные циклы влагооборотов практически полностью разрушены. Осадки почти не проникают в почву, поэтому питание грунтовых вод и грунтовая составляющая стока сведены к минимуму. Городские водоёмы несут большую нагрузку загрязняющих веществ и, в то же время, не способны к самоочищению. Этой же способности лишены и берега, залитые в бетон. Города – колоссальный потребитель чистой воды и производитель загрязнённых сточных вод. Масштабы потребления подземных вод обычно не согласуются со скоростью их восстановления. Поэтому под городами и в радиусе десятков километров от них образуются аномальные понижения уровней грунтовых вод на десятки и сотни метров («депрессионные воронки»). Загрязнения: атмосферное, шумовое, тепловое, электромагнитное, радиоактивное, эндоэкологическое (загрязнение внутренней среды организма человека, например,  фармакологический прессинг)…

У нас больше нет времени. Нам в скоростном режиме придётся развивать свою  осознанность, иммунитет и адаптивные способности. Возможно, в новом меняющемся мире мы, наконец-то, научимся ценить наши различия, ведь у нас есть терпимость и есть чувство принадлежности к чему-то большему, чем мы сами.

В своем обращении к объединённому заседанию Конгресса США в феврале 1991 года Вацлав Гавел (чешск. Václav Havel), последний президент Чехословакии, сказал: «Никаких изменений к лучшему не произойдёт без глобальной революции в сфере человеческого сознания… и катастрофа, к которой приближается наш мир –  экологическая, социальная, демографическая или просто крушение цивилизации – будет неизбежна».

Мысль Гавела абсолютно ясна, но это не повод для пессимизма: крушения техногенной цивилизации не избежать, но человеческое сознание способно к развитию; мы способны осуществить высокую мечту для нового мира, если, конечно, у нас хватит мудрости, открытости и любви!

 

Из доклада Джима Гаррисона (Jim Garrison), американского мультимиллионера, президента и основателя State of the World Forum:

«Анализируя сегодняшнюю ситуацию, можно сказать, что человечество приближается к величайшему водоразделу в истории

Пока на техническом уровне большинство прибрежных мегаполисов столкнулись с проблемой подъёма всей коммуникативной электроники из подземной укладки, поскольку океанические воды подтапливают грунтовые пласты, наглядные примеры томуэто Нью-Йорк и Амстердам.

Таяние ледовых высокогорных щитов приводит к нарастающему дефициту пресной воды

Потепление сказывается на особенностях распределения осадков на планете и формировании воздушных потоков. Эти дополнительные факторы, совместно с водным дефицитом, неизбежно повлекут снижение сельскохозяйственной продуктивности и, как следствие, вызовут пищевой дефицит.

К примеру, в настоящее время запаса продовольствия в США хватит примерно на 30-40 дней, не больше

Но это ещё не всё. Неуклонно развивающееся глобальное потепление воздействует на вечную мерзлоту Сибири. С этим фактом хорошо знакомы геодезисты: Транссибирскую магистраль приходится ежегодно править из-за изменений в рельефе

Итак, мерзлота тает, что приводит к высвобождению огромных масс метана, горючего и взрывоопасного газа, обладающего огромным парниковым эффектом, гораздо большим, чем СО2. Мы уже сейчас имеем так называемые сухие грозы и атмосферные возгоранияпризнак выделяющегося в атмосферу метана. Беспрецедентное явление было зарегистрировано климатологами в прошлом годугроза, сопровождающаяся разрядами молний, на Северном полюсе

 

Алексей Дмитриев, ведущий научный сотрудник Института геологии и геофизики Сибирского отделения РАН:

«С развитием электропроизводства и электропотребления с ускорением идёт разрушение общепланетарного электромагнитного каркаса, этому также способствует антропогенная активность в радиодиапазоне. Техногенные «тромбы», которые генерируются и функционируют в разветвлённой системе супергородов, создают дополнительные источники электромагнитных искажений и рассогласований.

Всё это порождает особый режим климатопреобразований и метеокатастроф:

Устойчивые несвоевременные и несвоеместные вихревые процессы (торнадо, смерчи);

Необычайно мощные объёмные и сверхскоростные электроразрядные процессы в атмосфере;

Крайне неравномерное выпадение осадков в смешанных фазах (дождь, лёд, снег), дробление засушливых и увлажнённых периодов;

Много раз повторяющиеся циклоны;

Скоростные воздушные потоки (до 600 км в час) над континентальными территориями;

Самосвечение атмосферы в зонах разломовконденсаторов электромагнитной энергии;

Нарушение электропроводимости атмосферы и сбои в крупных технических энергосистемах».

 

Эрвин Ласло, доктор философских наук, лауреат Нобелевской премии мира:

«Сознание людейчленов сообществавлияет на поведение системы и делает его гораздо более сложным, чем поведение систем, в которых нет людей. В периоды относительной стабильности сознание индивидуумов не играет решающей роли в поведении системы, но когда общество достигает пределов стабильности и становится хаотическим, оно становится сверхчувствительным и реагирует даже на незначительные колебания в системе ценностей, приоритетов, создания мировоззренческих смыслов. Иными словами, процесс эволюцииэто сложный системный процесс, который не предопределён заранее, но и не случаен. Это системный процесс, который можно направлять сознательными усилиями.

Для планетарного будущего возможны следующие футурологические сценарии: катастрофический, ведущий к деградации и вымиранию, и качественно новый путьпереход к новой цивилизации, с новой системой ценностей и уровнем сознания».

 

Питер Рассел (Peter Russell), физик-теоретик, один из основателей теории систем, сотрудник IONS (Institute of Noetic Sciences), фонда экопоселения Findhorn, независимый консультант компаний IBM, Apple, Digital, American Express, Shell Oil, BP:

«Пока мы не знаем, какую форму примет этот союз высоких технологий и высокого знания. Ведь ничего подобного с нами ещё не случалось. Следующий шаг в эволюции разумапереход от накопления знаний к развитию мудрости.
Одним из тех, кто верил в то, что наше человеческое предназначение состоит в коллективном духовном пробуждении, был французский священник и палеонтолог Тейяр де Шарден, создатель ноосферного понимания жизни. Исходя из эволюционной тенденции ко всё большей сложности, взаимосвязанности и расширению сознания, он постулировал, что человечество приближается к «точке Омега» – к точке духовного рождения как единого целого и конечной цели эволюции».

Яков Кротов

НЕ БОЙТЕСЬ КОНЦА СВЕТА, БОЙТЕСЬ КОНЦА ЛЮБВИ

Screen-shot-2011-09-21-at-0.28.54.png

Не только «светские» знакомые, но и очень близкие верующие люди признавались мне во время августовского дыма, что у них мелькают мысли о конце света. Что ж, солнце померкло, – это совпадает с образами Апокалипсиса. Сосёт под ложечкой: как жить? Москвичи остро переживали беду: «По грехам нашим». Да ладно уж… Благодаря грехам москвичи жили не по труду, а то, что теперь плохо, так это не от Бога, это от нас самих. Как со всеми природными катастрофами – они обрушиваются на всех, но страдают люди по-разному. Рушатся дома от землетрясений не всюду, а там, где воруют на строительстве. Гибнут люди от цунами не всюду, а там, где «сэкономили» на системах оповещения. Жару и гарь не люди придумали, но пылесосом стягивать все деньги в Москву, ликвидируя на селе пожарные команды, а саму Москву превращать в бетонную ловушку, нещадно вырезая всякую зелень, – это не надо на Небо пенять. Это сами сделали.

Вот плохая новость: это не только не конец света. Это даже не конец Москвы. Устоит – на эгоизме, на истреблении слабейших, но устоит.

Вот хорошая новость: свет – настоящий – светит даже в дымной гари. Да, может быть, я умру, выкашливая остатки пищевода и выворачивая глазные яблоки от едкой горечи. Но я умру, любя тех, кто рядом. Бояться надо не смерти в агонии, а жизни без любви, в эгоизме и в давке за счастьем. Не конца света, а конца себя. Передать веру в вечность, в воскресение, в любовь – не в моей власти, но сказать, что свет не в бесконечном продлении себя, любимого, – в моей власти. Не бойтесь помереть, бойтесь не успеть полюбить. Смерть никуда не денется, а любовь денется – и чего тогда будет стоить наша жизнь, какое бы Солнце ни светило и какая бы нежная прохлада ни веяла?

 

Илья Гладштейн

О природных катаклизмах и пророчествах Торы о конце дней

Screen-shot-2011-09-21-at-0.30.22.png

С точки зрения Торы пророчество – это не прогнозирование будущего наподобие  метеорологического прогноза или моделирования на базе ясновидения. По нашей традиции пророчество – это фиксация определённых духовных состояний, которые существуют вне времени и пространства. Поэтому апокалиптические пророчества, которые описаны в Торе, согласно нашей традиции, могут быть растянуты во времени.

Это явление хорошо демонстрирует следующая притча: «У царя был единственный сын. И однажды он ослушался своего отца, и отец, в наказание, отдал приказ сбросить ему на голову огромную скалу. Впоследствии, пожалев сына, царь передумал. Но что делать с царским приказом, ведь его нельзя отменить? Скалу раздробили на мелкие камни, мелкие камни раздробили в песок, и в течение долгого времени сбрасывали песок на голову принцу. Таким образом, царский указ был выполнен, и царский сын от этого не пострадал».

Может оказаться так, что то, что мы воспринимаем как некий катаклизм, на самом деле многократно ослабленное и суженное явление. Ведь и тот песок, который сыпался на голову царскому сыну, скорее всего, тоже большого удовольствия ему не доставил.

Но это всё теория, а что же делать на практике? Сказано в Талмуде: «Если у тебя в руке саженец и тебе говорят: «Быстро иди сюда, Мессия уже здесь», то сначала закончи сажать дерево, а уже потом иди встречать Мессию»» (Раби Натан, Авот, 31Б). Другими словами, мы должны продолжать незавершённое и постараться превратить беспокойство от того, что мы видим и слышим, в мотивацию к работе над собой и работе над миром.

 

Далай-лама

Как вести этический образ жизни

Screen-shot-2011-09-21-at-0.32.18.png


На протяжении нескольких тысячелетий население этой планеты составляло лишь один миллиард человек, сейчас – более шести миллиардов. Из-за перенаселения ни одна страна в одиночку уже не в состоянии обеспечить своё население всем необходимым, продовольствием и ресурсами. Поэтому у нас глобальная экономика. Мир стал гораздо теснее, и взаимосвязи внутри него стали сильнее. Это реальность. Вдобавок ко всему, существует экологическая проблема –  глобальное потепление. Это касается всех шести миллиардов жителей этой планеты, а не только одной или двух наций.

Нам действительно необходима глобальная ответственность. Ваши собственные интересы зависят от уровня развития и от интересов других. И мы обязаны заботиться друг о друге. В экономической сфере это уже так. Даже если существуют различные идеологии, и даже если мы не доверяем друг другу, нам необходимо взаимодействовать в нашей взаимосвязанной экономике. Нам необходимо рассматривать других как братьев и сестёр и испытывать к ним чувство близости. Это не имеет никакого отношения к религии. Всему миру важно увидеть себя как часть «нас».

Ещё одним первостепенным аспектом этической жизни является внимательное отношение к окружающей среде, например, к тому, как мы используем воду. Мой собственный вклад, возможно, выглядит незначительным, тем не менее, много лет я не принимаю ванну, а пользуюсь только душем. Для ванны требуется слишком много воды. Когда выхожу из комнаты, я всегда выключаю свет. Таким образом, я вношу маленький вклад в охрану окружающей среды. И так, из чувства глобальной ответственности возникает этический образ жизни.

 

Эльмир Кулиев

Забота о мире

Screen-shot-2011-09-21-at-0.34.13.png

«Приблизительно 750 аятов Священного Корана призывают размышлять над природными явлениями и изучать отношения между биологическими организмами и окружающей средой, чтобы люди использовали свой разум для поддержания баланса, существующего во вселенной. Человек, который, согласно мусульманской традиции, был сотворён из эссенции глины (аль-Муминун, 23:12), также неразрывно связан с окружающей средой: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести её и испугались этого, а человек взялся» (аль-Ахзаб, 33:72).

Коран обращает внимание на то, что если человек не придаёт значения гибели собственной души и не стремится к довольству Бога, то ничто уже не помешает ему погубить планету и разрушить среду обитания других живых существ.

«Кто посадит растение, тот будет получать награду каждый раз, когда человек или любая другая тварь поест от него» (аль-Албани, Сахих аль-Джами ас-Сагир, с. 1093).

«Кто поднимет мёртвую землю, тот будет получать за неё награду, и каждый раз, когда кто-либо поест оттуда, он будет получатььза это награду» (там же, с. 1036).

«Кто вырубит лотос, того Аллах бросит в ад с головой» (aль-Албани, Сахих аль-Джами ас-Сагир, с. 1104).

Ислам запрещает охотиться на животных ради забавы и удовольствия: «Не выбирайте мишенью тварь, обладающую душой» (aн-Навави, Шарх Сахих Муслим, т. 7, с. 120). Человек зависит от мира, который он не имеет права уничтожить, потому что не он его создал. Исламу чужда концепция использования окружающей среды с односторонней выгодой для человека, поэтому бережливое отношение к ней можно рассматривать как часть мусульманской идеологии.

 

Иллюстрация: Фрагмент постера к фильму-катастрофе «2012» © Columbia Pictures. © Centropolis Entertainment. © The Bridge Studios © Sony Pictures Home Entertainment Inc.




← Назад к списку новостей