1,5 года, никак не заговорим

Ольга Мазур
«Моему сыночку 1 год и 5 месяцев и он совсем не разговаривает. Мама-папа-баба — очень редко и как мне кажется неосознанно. Что делать? Собственно проблема в том, что я не могу никак привлечь его внимание к чему бы то нибыло. Ни книжки, ни картинки, ни кубики или что-то еще ему не интересны.»

Уважаемая читательница!

Большое спасибо за ваше письмо в редакцию. Вы волнуетесь за своего ребёнка, и это естественно для каждой любящей мамы. Однако то, как вы описываете развитие вашего ребёнка в своём письме, не даёт оснований для волнения или беспокойства.

Дети редко начинают хорошо говорить до полутора лет, обычно это происходит к двум годам или даже позже. Причём, формирование речи происходит задолго до момента, когда ребёнок начинает выражать себя словами. Он много слушает и выражает себя не через слова, а через жесты (в основном указывая на предметы или людей, которые ему интересны), отдельные звуки, слоги и интонацию. Очень часто начало речи в том смысле, в котором мы её понимаем, (то есть словами) происходит внезапно: до определённого момента ребёнок практически ничего не говорит, а потом за одну-две недели совершает своеобразный «скачок» и начинает активно и много разговаривать.

Речь ребёнка до трёх лет действительно носит неосознанный характер. Осознание и внимание приходит значительно позже. До трёхлетнего возраста ребёнок живёт своим восприятием. Он «слит» с окружающим его пространством и воспринимает только то, на что смотрит в данный момент. Его жизнь потрясающа и удивительна в этом новом и неизвестном мире. С присущей этому возрасту страстностью он желает всё новое. Он страстно удивится и обрадуется новой игрушке и любой незнакомой вещи, особенно если эта вещь блестит или издает звук. Но если эту вещь нельзя пожевать, то он будет заниматься ей 2–3 минуты, а потом переключится на что-то более интересное.

До определённого возраста детей действительно очень сложно занять кубиками или книжкам. Они ещё не научились ценить свои собственные игрушки. Какой же можно найти выход, особенно в той ситуации, когда у мамы в доме дел невпроворот? Разрешите ему вам помочь. В этом возрасте дети замечательно учатся через повторение. Они возят веником по полу, вытаскивают кастрюли из шкафа, раскладывают по полу полотенца и многократно нажимают на «эту» пищащую кнопку на плите. Примите это как игру и позвольте ребёнку всё это проделать. Если вы разрешите малышу играть с простыми вещами, то однажды окажется, что он умеет с ними обращаться.

Для того, чтобы развитие ребёнка до трёхлетнего возраста шло правильно и гармонично с ним можно заниматься совершенно любыми делами! Найдите совместные занятия, которые будут доставлять удовольствие вам обоим: посетите бассейн или детскую студию. Посадите малыша в ванную, дайте ему одну единственную краску и разрешите размазать эту краску по всему вокруг. Получите вместе с сыном удовольствие от этого безобразия, ведь ванной это легко убрать. Играйте с ним: старайтесь задействовать в играх его пальчики, ведь именно с мелкой моторикой связано развитие речи: пересыпайте и переливайте, отбирайте малые формы от больших (например, фасоль от риса или гречки), катайте ладошками по столу грецкий орех, можно лепить из соленого теста простые формы, застегивайте крупные и мелкие пуговицы на одежде. Но не бегите вперед и не требуйте от своего ребёнка слишком многого! Всё прийдет в своё время. Забудьте про обучение. Оставьте все домашние дела на папу и бабушку и отправьтесь вместе с сыном пошалить. Радуйтесь своему ребёнку! Наслаждайтесь им! Смакуйте каждый момент, который проводите вместе! Помните, что это удивительное время очень быстро пройдёт.




← Назад к списку новостей